Как часто каждому из нас приходится сталкиваться с явным хамством в повседневной жизни? Думаю, что многие согласятся – подобного рода негатива у нас достаточно. И если на улице, в транспорте, на работе (бывает, к сожалению, и такое) мы видим перед собой личность, то Интернет делает хамство более доступным.

С какой легкостью скрытые за какой-нибудь картинкой, под вымышленным именем такие люди осыпают собеседников оскорблениями, насмешками, да и просто бранным словом! Откуда такая легкость и вседозволенность?

Дело, прежде всего, в мнимой анонимности. Действительно, мы не видим собеседника, не знаем, сколько ему лет, где он живет, где работает, да и вообще что из себя представляет. И это развязывает ему руки, вернее язык, который порою может выбить почву из-под ног даже у самого сдержанного человека. Конечно, постаравшись, можно вычислить такогo хулигана по IP номеру, но сколько из нас будет этим заниматься? Вот на этом и базируется вседозволенность подобного поведения.

Интернет-хамы – сродни вампирам. Они намеренно выводят человека из себя, чтобы вызвать ответную реакцию и затем уж вволю покуражиться над ним. Не каждый из них способен выйти на улицу и спровоцировать кого-нибудь на открытый конфликт хотя бы потому, что еще неизвестно, на кого нарваться можно и чем все это закончится.

Так что представляют из себя интернетные хамы? Кто они? Наверное, это прежде всего люди с отсутствием элементарного воспитания, люди с заниженной самооценкой (стремящиеся поднять ее при любом удобном случае) и те, для кого хамство становится своеобразным видом разгрузки, снятием напряжения повседневной жизни. Для них не важна истина в споре, не важно услышать собеседника, они в Интернете на охоте с одной только целью: найти жертву, начать конфликт и, мысленно рисуя, как собеседник теряет контроль над собой, потешить свое самолюбие.

Стоит ли отвечать на хамство? Для одних проще выйти из разговора и забыть о нем. Другие могут долго переживать и внутренне страдать от того, что не смогли ответить хаму, чувствуя его победу над собой. Третьи яростно вступают в полемику и через какое-то время, измотанные внутренне, покидают «поле боя», чтобы не довести себя до инфаркта.

Психолог Владимир Ромек по этому поводу пишет: «Не всегда хамящие люди имеют истинное намерение нахамить. Часто хамство является следствием беспомощности, человек просто не умеет иначе. Хамить его научили очень хорошо, а вот разговаривать по-человечески и конструктивно… В этом случае ваша задача заключается не в том, чтобы противостоять хамству, а в том, чтобы извлечь из него пользу. За хамством часто бывает скрыта конструктивная критика, которая может оказаться очень полезной».

Прежде определите для себя, насколько важно и, главное, нужно вступать в споры с подобными людьми, насколько вы устойчивы внутренне. И если на все эти вопросы появился ответ «Да», то помните, самое главное – не дать вывести себя из равновесия и начать противостояние с какой-нибудь шутки. Юмор порою обезоруживает, вгоняет собеседника в оцепенение, потому что он поначалу и не знает, как отреагировать на сказанное. Помните, как в одном бородатом анекдоте?

В автобусе:

 – Прошу прощения за беспокойство, но я выхожу на следующей остановке. Будьте любезны, разрешите пройти. Верзила, оглядывая его сверху вниз:

 – Ну ты чё, интеллигент странный, что ли?

 – Отнюдь. Такое же быдло, как и вы.

 Не теряя присутствия духа, постарайтесь оставаться доброжелательными и мягкими в высказываниях, и тогда, через какое-то время, хам скорее начнет новую охоту. Но это будет уже не ваша история.

Автор: Нелли Гогус