Loading...

Ни слова о невежестве или развитие разума и незыблемая вечность «нового» из блога Надежда Басова

Работая тренером по адаптивным технологиям в школе скорочтения и развития памяти (г.Саратов, М.Горького,18), я часто сталкиваюсь с детьми и взрослыми, которые хотят учиться, но по какой-то причине испытывают сильное сопротивление при чтении и получении новой информации на уроках.

Какова же причина?

Все обучающиеся, о которых идет речь, как правило, осознают свою потребность в обучении, имеют выраженный интерес к изучаемому предмету, но на деле буквально терпят сам процесс обучения: кого-то тянет поспать на уроке, у кого-то на момент урока находятся более важные цели познавательной работы, кто-то просто начинает раздражаться… А что касается детей младшего школьного возраста, то тут и вовсе вокруг учебы царит накал страстей, что обусловлено участием мам, пап, бабушек, дедушек, репетиторов и т.д., в результате к сопротивлению ребенка в познавательном процессе добавляется сопротивление, приобретенное им в межличностных отношениях, в то время как еще не устранена истинная, изначальная причина неуспеваемости.

Даже неспециалисту в области психологии понятно, что любая познавательная деятельность содержит в своем основании внимание. Мы знаем из общей психологии, что «психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает». Под вниманием понимают сосредоточенность и углубленность в деятельность, внимание обеспечивает контроль и регуляцию деятельности.

Но, не будем углубляться вслед за этой наиважнейшей психической способностью, раскрывая ее полный смысл и значение. Давайте вернемся к нашему вопросу о сопротивлении в обучении человека, который изначально заинтересован в изучаемом предмете и рассмотрим еще одну значительную основу познавательной деятельности – новизну информации.

Новизна – это важный компонент любой информации. Возникновение непроизвольного внимания связано с физическими, психофизиологическими и психическими причинами, к которым относятся новизна и необычность. Новизна и необычность могут пониматься не только как раздражители, которые ранее отсутствовали, но и как изменение физических свойств действующих раздражителей и перемещение раздражителей в пространстве (возможно и во времени). 

Обычно понятие «новый» мы осознаем через сопоставление с его противоположностью, а именно, новый – это тот, что не старый, тот, которого раньше не было, тот, о котором ранее не было известно.

Можно предположить, что в эпоху стремительного роста информации, представленную как эпоху стремительного роста новизны (всего того, чего еще не было), уменьшается необходимость длительного переживания «нового», а затем, как следствие, ухудшается и сама способность переживания «нового».

О том, как именно это происходит, наверное, можно судить по результатам отдельных исследований психических процессов современных людей. Но и без исследований понятно, что переживание «нового» сокращается во времени, прежде всего, в рамках быта и культуры. Так, например, современные рыночные отношения требуют быстрой замены новых устройств, поэтому все информационные манипуляции направлены на формирование позитивного образа всего «передового» и «будущего» и, как следствие, складывается негативный и ущербный образ всего мнимо отстающего – отстающего от заданного СМИ «передового».

Что же происходит с нашим языком и мышлением, с нашим бытом, с нашими вещами и нашей культурой? Мы с ними, или мы против них? А главное – что же происходит с нашим переживанием «нового»?

Мы обесцениваем «новое», как правило, под давлением своего коллективного чувства. «Святое пространство коммуникаций» – это ядро нашей жизни, наших семей и нас самих, и в этом пространстве долго переживать «новое» сейчас не принято. Получается, что переживание «нового» живет в среде общения людей во временном отрезке, отведенном определенными рыночными акциями. Каким-то парадоксом является востребованная гонка за «новым» во всем. Если нечто представляет собой что-то материально новое, то ценность и статус этого обязательно возрастает. И, наоборот, если что-то представляет собой уже не новое, то ценность и статус этого снижается. Конечно, гонка за «новым» может быть успешной и при оригинальном применении чего-то старинного, т.е. при его новом применении. Но, это отдельная интересная тема. А вот вопрос о длительности переживания «нового» требует особого рассмотрения в связи с темой внимания и обучения.

А как понимать рассматриваемое длительное переживание «нового»? И насколько оно продолжительным должно быть? Думаю, что самым коротким ответом на этот вопрос будет то, что переживание «нового» нужно считать длительным, если оно переживается взрослым человеком в контексте истории и культуры, т.е. и в контексте времени.

Говоря об особенностях познавательной деятельности ребёнка, следует выделить формирование произвольного внимания. Непроизвольное внимание — это наиболее простое и генетически исходное пассивное внимание, поддерживающееся независимо от стоящих перед человеком целей. И для детей, и для взрослых одной из причин возникновения непроизвольного внимания является новизна и необычность. А вот произвольное внимание, которое управляет сознательной целью, формируется у всех людей в детстве при общении со взрослыми. В раннем возрасте функция произвольного внимания разделена между взрослым и ребенком.

Так вот, давайте подумаем теперь о существующем в настоящее время переживании «нового» в контексте истории и культуры. На что словами или жестами указывает современный взрослый своему ребенку? Какую временную область переживания «нового» он ему передает? А школа? Сколько времени она отводит современному ребенку на переживание нового материала?... Ах, да – темпы, темпы, бешеная скорость нашей эпохи, инновации и реформы образования…деньги… Сегодня переживание «нового» имеет ярко выраженный экономический образ. Слова «купи» и «новое» сливаются в единое понятие. «Новое» становится своего рода добычей, которая достается в повседневной экономической битве.

Вернемся же к переживанию «нового», как к основе первого, генетически исходного вида внимания и, как исходному свойству информации.

Новизна – это сфера обучения, развития познавательных способностей личности. Внимание человека рождается в точке под названием «новое», а его познавательная способность, включающая в себя множество психических процессов, формируется вокруг этой точки. Человек переживает «новое», запоминает «новое», вспоминает «новое» и опять переживает это «новое», и как только он поверит в то, что это не новое – в этой точке он прекращает свою мыслительную деятельность.

История и культура – это виды народной памяти. Взрослый, переживая «новое», извлеченное из этой памяти, для ребенка невольно выделяет в истории и культуре вечно существующие точки «новизны». Взрослый выделяет объект из окружающего пространства, показывает его ребенку и называет, а ребенок повторяет слово, но и следит за жестом взрослого. А в жесте взрослого содержится вся та информация об объекте, которую не вместило слово. Ребенок усвоит и слово, и жест.

На мой взгляд, причина многих «хочу, но не могу» в обучении заключается в том, что в настоящее время мы – взрослые, воспитатели и школа принимаем за «новизну» ветки дерева информации, с которого поступают плоды наших знаний, в то время как «новизна» питает само дерево наших новых знаний, располагаясь таинственной энергией в его корнях. В связи с этим выражение «все новое – это хорошо забытое старое» может быть перефразировано, например, так: новизна – это необходимая самая древняя причина и явление познавательной сферы личности.

Многие сегодня пытаются установить потерянный контакт со своей «новизной» посредством духовных и психологических практик. И это вполне подтверждает факт дефицита новизны в нашей познавательной сфере, в наших: внимании, ощущении, восприятии, памяти, мышлении и воображении.

Учитесь с удовольствием от переживания новизны сами и в воспитательной среде передавайте по наследству «новизну» своим детям, ту новизну, которая хранится в изменении пространства, времени, вещей, природы и нас самих. Новизна – это движение, существующее во всем (и бесплатно). Новизна всегда существовала и существует своей большей частью за пределами рыночных отношений. Развитие интеллекта и способности к обучению начинается в семье с развития способности длительно переживать «новое» во всем.

Восстанавливайте свою семейную, домашнюю, повседневную культуру обращения с новизной. Помните, что всякий раз, обращая на объект внимание ребенка, вы передаете ему какую-то единицу этой новизны, как необходимую единичную матрицу его интеллекта, а для этого вы сами должны видеть новизну привычного объекта, переживать его ценность в пространстве и времени. Чем больше новизны, существующей как процесс, мы передадим своим детям, тем больше они будут способны видеть ее, чувствовать и нуждаться в ней. А это залог развития их внимания: непроизвольного, произвольного и послепроизвольного. И, конечно, это залог их «могу» в обучении.


Комментарии

Нет комментариев
Вы должны войти, чтобы комментировать

Статья

Автор Надежда Басова
Добавлено Март 1 '15

Теги

Оценка

Ваша оценка
Всего: (0)

Архив