Природа ума и искусство думать
Сейчас много говорят о том, что самопознание и совершенствование человека связано с овладением собственным умом, что необходимо стать хозяином своему уму. Это ощущается верным. Но поскольку подобный взгляд на самопознание приходит к нам из всевозможных иноземных источников и переводной литературы —
Сейчас много говорят о том, что самопознание и совершенствование человека связано с овладением собственным умом, что необходимо стать хозяином своему уму. Это ощущается верным. Но поскольку подобный взгляд на самопознание приходит к нам из всевозможных иноземных источников и переводной литературы — трудно, почти невозможно, разобраться в том, что же понимается под явлением, которое называют словом "ум". А значит — нет никакой уверенности в том, что можно на практике успешно воспользоваться такими знаниями. Опыт многих людей доказывает это на деле: путаница в понятиях не позволяет разобраться в том, о чем идёт речь, с чем ты работаешь и как вообще всё устроено.
Если говорить о научном подходе, то тут вообще полная неразбериха. К примеру, современная академическая психология говорит об интеллекте. Называя нечто этим иностранным словом, она путается даже в его понимании.
В настоящее время существует как минимум три трактовки интеллекта:
1. Биологическая трактовка: "способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации".
2. Педагогическая трактовка: "способность к обучению, обучаемость".
3. Структурный принцип, сформулированный А. Бине: интеллект как "способность адаптации средств к цели". Согласно этому, интеллект — это совокупность тех или иных умственных способностей человека.
[Столяренко Л.Д., Психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2013 г., стр. 157]
А есть ведь ещё огромная научная путаница в словах и понятиях из родного языка: разум, мышление, рассудок, ум, сообразительность, смекалка…
Я полагаю, что такое обилие слов в родной речи, дающих различные оттенки для понимания работы человеческого ума — говорит о том, что народ очень хорошо разбирался в самой природе ума. И для того, чтобы сейчас прояснить для себя эту тему, необходимо не затуманивать исследование иностранными словами, а постараться вникнуть в те значения, которые нам даёт наш родной язык. Благо, на сегодняшний день собран и осмыслен не малый пласт этнографического материала на родной земле. Эти сведения дают очень важные подсказки чуткому исследователю.
Например, можно задаться вопросом: почему сегодня мы не видим, не чувствуем различий между значениями таких разных по звучанию слов, как "разум" и "мышление"? Если народ назвал некие явления столь отличающимися словами, возможно — он давал имена для каких-то разных явлений.
И действительно, этнографические материалы собранные Александром Шевцовым на Верхней Волге в восьмидесятых годах прошлого века среди потомков офеней-мазыков, говорят о том, что на Руси словами "разум" и "мышление" обозначали разные способности человеческого ума. Более того — существовало довольно простое, глубокое и работающее понимание природы ума. Большое разнообразие русских слов, касающихся работы ума — лишь подтверждает это. Необходимо только внимательно разобраться в этом и научиться различать во время прикладной работы. А не морочить себя измышлениями иностранцев, которые переносятся на нашу почву, ещё и с искажениями переводчиков, не имеющих ясного понимания предмета.
Вот на данном семинаре мы и станем разбираться. Будем рассматривать природу ума через понимание его в русском Воинском искусстве "Кречет". Понимание это основано на народном видении. Поэтому, прояснения понятий, стоящих за словами из родного языка — нам не избежать. Главный упор я предлагаю сделать на обучении различать способности думать и мыслить.
Будем это делать через беседы, через обращение к русской мифологии, через большую работу с движением. Семинар будет устраиваться и проводиться в палаточном городке под открытым небом, это даст возможность создать отличные условия для работы с движением.
Кстати, я не знаю лучшего и более действенного способа обучения думать, как занятия с движением. Если верно выстроить угол зрения, тогда можно чётко увидеть, что движение явно показывает: способность думать в первую очередь нужна человеку не для познания какого-то глубинного смысла жизни, а для решения повседневных задач. И думать необходимо постоянно, если хочешь находиться в потоке живой Жизни, а не действовать как робот, по образцам.
август 2013 г. Водящий семинара: Андрей Стрепет
Основные подтемы семинара:
- Отличия понятий Разума в естественнонаучном мировоззрении и видении русского Воинского искусства;
- Различия понимания Разума и Мышления в народной традиции;
- Русская мифология Разума. Почему дурак в русских народных сказках становится Царём;
- Лествица Ума (Стих, Разум, Мышление). Работа разума. Понятие Исты;
- Помехи в работе Разума. Практика и культура очищения Сознания;
- Совершенствование работы Разума через занятия движением.
Что необходимо для участия в семинаре:
- Сменная одежда для занятий (прочная, не сковывающая движений);
- Одежда на случай дождя;
- Лёгкая сменная обувь для занятий движением (лучше всего — прочные кроссовки с мягкой подошвой);
- Бумага, ручка или карандаш для ведения записей;
- Желательно иметь народную одежду для праздника и завершающего обеда в последний день семинара.
ВЕДУЩИЕ
СКИДКИ И УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ
Скидки: Семейным парам скидка — 1200 грн с пары.
ОРГАНИЗАТОР
Школа Русского воинского искусства Кречет. Черниговское отделение
Телефон: +38 099 449-E-mail: Написать сообщение
Открыть контакты
Получатель: организатор события "Природа ума и искусство думать"
Мы гарантируем сохранность ваших личных данных и обязуемся не передавать их третьим лицам.
Последнее изменение: 13 августа 2014
Для того, чтобы отредактировать или удалить существующие данные, пожалуйста, зарегистрируйтесь под своим e-mail'ом.
После регистрации, вы сможете:
- увеличить число просмотров;
- оперативно обновлять информацию о мероприятии, условиях участия и времени проведения;
- продвигать ваше событие платными и бесплатными методами.