Образовательная программа Сказкотерапия
Лицензия №7984 от 21 февраля 2013 года Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.
Лицензия №7984 от 21 февраля 2013 года Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.
Сказкотерапия — направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими…
Каким образом посредством сказкотерапии удаётся достигать таких целей?
- Во-первых, сказка всегда служила средством встречи её слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступала не только "волшебным зеркалом" реального мира, но — в первую очередь — его собственного, скрытого, ещё не осознанного внутреннего мира…
- Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.
- В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребёнок должен иметь чёткое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребёнка к 3,5 — 4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка.
Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. С каждой из этих функций у слушателей будет возможность детально ознакомиться.
Сказкотерапия — метод, прекрасно себя зарекомендовавший в работе как с детьми, так и со взрослыми.
Модуль 1. Введение в теорию сказкотерапии:
- Понятие сказкотерапии.
- Этапы развития сказкотерапии в России и за рубежом.
- Особенности использования сказкотерапии.
- Направления сказкотерапии.
- Функции, значение и роль сказок.
- Классификация Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, И.В. Вачкова.
- Художественные сказки.
- Дидактические сказки.
- Психотерапевтические сказки.
- Психокоррекционные сказки.
- Медитативные сказки.
- Психосказки.
- Рассказывание сказок, многообразие форм этой работы:
- пересказ известной сказки от третьего лица;
- групповое рассказывание;
- рассказывание сказки и придумывание к ней продолжения;
- рассказывание сказки от первого лица и от имени любого персонажа.
- Сочинение сказок как творческий психотерапевтический процесс.
- Переписывание сказок, область применения и методика использования.
- Медитация на сказку, статические и психодинамические медитации.
- Методические особенности сказкотерапии детей, подростков, взрослых.
Модуль 2. Жизненный цикл личности и его представление в сказочном сюжете:
- Жизненный путь и возрастные кризисы по Э. Эриксону.
- Отражение периодов жизненного пути личности в сюжете сказок.
- Происхождение главного героя, его жизнь и развитие в родном доме.
- Расставание с отчим домом.
- Выбор пути.
- Проверка на доброе сердце.
- Встреча с помощниками.
- Борьба и победа.
- Возвращение домой.
- Преодоление трудностей пути.
- Прибытие домой.
- Утверждение себя.
- Свадьба. Коронование.
- Психологическое толкование личностных проблем и путей их решения на каждом этапе жизненного пути героя волшебной сказки.
- Единая модель путешествия героя в мифах, сказках, сновидениях по теории Джозефа Кэмпбелла, её ключевые элементы.
- Терапевтическая методика Пола Ребиллота "Путешествие героя".
Модуль 3. Сказкотерапия в контексте ведущих направлений современной психотерапии: аналитическая терапия К.Г. Юнга, транзактный анализ Э. Берна, гуманистическая терапия К. Роджерса:
- Процесс индивидуации как ключевое понятие, введённое К.Г. Юнгом в теорию развития личности. Анализ сказок как повествований, развивающихся вокруг архетипических тем. Изучение архетипического поведения с помощью волшебных сказок и мифов. Изучение сказок методами аналитической психологии в работах М.-Л. фон Франц, Дж. Хендерсена, Э. Нойманна. Сказки как оказание помощи бессознательным личности, оказавшейся в кризисной ситуации. Диалог сознания и бессознательного как терапевтический механизм сказкотерапии. Терапевтическое использование сказки в работе по осознанию "личного мифа" клиента.
- Анализ жизненного сценария, шесть основных паттернов сценарного процесса: пока не; после; никогда; всегда; почти; открытый конец. Темы сценариев в мифах и сказках. Сказочные персонажи как прототипы современных людей; примеры анализа Э. Берном "Красной Шапочки", "Спящей Красавицы", "Золушки" и других сказок.
- Приёмы изучения личностного сценария на основе сказочного материала, осознание и изменение деструктивного сценария. Связь транзакционного анализа и бихевиоризма в изучении моделей поведения человека.
Модуль 4. Психодиагностика и коррекция методом сказкотерапии:
- Формы наблюдения и контроля за результатами сказкотерапевтических занятий. Психодиагностика и сказкотерапия. Проективные методики исследования личности, разнообразие существующих проективных тестов. Возможности Тематической апперцепции теста (ТАТ, RAT), Детской апперцепции теста (САТ) в определении значащих проблем взрослых и детей. Дюсса сказки тест: методика и область его применения. Проблема выбора метода сказкотерапии по результатам психодиагностики. Тест "6 предметов".
- Сочинённая сказка как результат диалога сознания и бессознательного. Методы активизации творческих способностей клиента для сочинения сказки. Разнообразие тем, героев, эмоциональных состояний для придумывания сказочных историй. Сочинение сказки по картинке. Психологическая интерпретация сочинённой сказки. Безоценочная интерпретация — основной принцип работы со сказкой. Эмоциональный резонанс между клиентом и сочинённой им сказкой. Алгоритм анализа сочинённой сказки: основная тема; линия главного героя; поведение, приводящее героя к успеху; актуализированные чувства; образы и символы; оригинальность сюжета. Культурологические, психологические и психодинамические источники, используемые для анализа сказок.
Модуль 5. Индивидуальный стиль сказкотерапевта.
- Обобщение и систематизация материала курса для каждого участника программы. Наложение полученной информации на личный консультативный опыт, определение места сказкотерапии в личной и личностной методической копилке.
- Консультирование клиентов "с улицы" методом сказкотерапии. Очная супервизия консультаций.
ВЕДУЩИЕ
СКИДКИ И УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ
Курс проводится в виде 5 (пяти) трёхдневных (пятница, суббота, воскресенье) учебных модулей. Занятия проходят с 11:00 до 19:30. Примерная периодичность модулей — один раз в месяц.
ОРГАНИЗАТОР
Получатель: организатор события "Образовательная программа Сказкотерапия"
Мы гарантируем сохранность ваших личных данных и обязуемся не передавать их третьим лицам.
Последнее изменение: 24 октября 2015
Для того, чтобы отредактировать или удалить существующие данные, пожалуйста, зарегистрируйтесь под своим e-mail'ом.
После регистрации, вы сможете:
- увеличить число просмотров;
- оперативно обновлять информацию о мероприятии, условиях участия и времени проведения;
- продвигать ваше событие платными и бесплатными методами.