Обучающая программа-семинар для специалистов Особенности работы с зависимыми и членами их семей. Созависимость
Программа рассчитана на специалистов с высшим образованием в области психологии, медицины, педагогики, социальной работы. Цель программы — приобретение и расширение теоретических и практических знаний об особенностях работы с семьями при наличии в них зависимых. Клиенты, супружеские пары и семьи час
Программа рассчитана на специалистов с высшим образованием в области психологии, медицины, педагогики, социальной работы.
Цель программы — приобретение и расширение теоретических и практических знаний об особенностях работы с семьями при наличии в них зависимых.
Клиенты, супружеские пары и семьи часто ищут помощи в связи с алкоголизмом, наркоманией, злоупотреблением токсическими веществами или компьютерной зависимостью. Работа с зависимым клиентом (взрослым или ребёнком) и членами семьи трудна для консультантов по многим причинам. Эти причины можно условно разделить на четыре, связанные между собой, группы. К причинам первой группы относятся особенности личности самого зависимого, со всей его онтогенетической и системной историей, травмированного и трансформированного внешним воздействием, например, химического агента. Вторая группа причин — индуцируемые в консультанте характерные эмоциональные и системные паттерны, затрудняющие контакт и приводящие к выгоранию. Третья группа — связанное содержание коллективного бессознательного, проявленное в социокультурной мифологии и влияющее на всех участников и все стадии терапевтического процесса. И, наконец, четвёртая группа причин — включённость в особые системные семейные взаимодействия с комплементарными созависимыми фигурами.
Задачи программы
- Знакомство участников со спецификой предмета. Формирование целостного и объёмного, в том числе системного, видения ситуации химической и компьютерной зависимости.
- Самодиагностика участников, осознание и рефлексия чувств, представлений, верований и мифов, связанных с темой зависимости и созависимости.
- Развитие способности переносить нагрузки при работе с зависимыми и членами их семей. "Проработка" личного опыта общения с зависимыми и созависимыми.
- Рефлексия стратегий, адекватных работе с зависимыми и членами их семей.
- Обучение приёмам психогигиены и самореабилитации. Профилактика профессионального выгорания.
Форма занятий
Форма преподавания — тренинг с элементами супервизии. Тренинговая работа, основанная на "проживании", обеспечивает участникам личный опыт пребывания в позициях консультанта, консультируемого и членов семьи зависимого клиента, необходимый для успешного применения техник.
Некоторые семинары предполагают демонстрационные сессии с приглашёнными клиентами (семьями). Материал для симулированных сессий с последующим анализом и обсуждением берётся из консультационной практики преподавателей или слушателей, а в некоторых случаях, — из личного опыта участников. Таким образом, обеспечивается приближение к реальной ситуации консультирования и простота перехода к использованию полученных знаний на практике.
Для освоения материала курса используются групповые дискуссии, рефлексивная диагностика, социометрия, социодрама, психодраматические и расстановочные сессии.
Предусмотрены различные формы супервизионной работы, в первую очередь, заочной, позволяющие участникам проанализировать сложные случаи, а также получить помощь и поддержку.
Программа состоит из пяти блоков:
- Первый блок посвящён особенностям взаимодействия консультанта и зависимого клиента.
В программе рассматривается химическая зависимость с точки зрения различных подходов и предлагается комплексная модель взаимодействия терапевта (консультанта) и клиента в социокультурном контексте. На базе этих представлений мы сможем обозначить основные направления и этапы работы, дифференцировать техники и приёмы. В ходе обучения будет уделено внимание, как особенностям хода, процесса консультации, так и состоянию консультанта. Мы включили в программу материал, посвящённый рефлексии собственного состояния, основам самодиагностики и психогигиены, приёмам самовосстановления и профилактике профессионального выгорания консультанта.
- Второй блок посвящён работе с семьями химически зависимых.
Работа с семьями, в которых есть химически зависимый член семьи, будь то алкоголик или наркоман, имеет свои особенности. Как и любая другая болезнь, химическая зависимость занимает своё особое место в семейной системе. Жизнь в такой семье целиком и полностью подчинена болезни. Все члены семьи находятся в постоянном стрессе, зависят от состояния зависимого и вынуждены к нему приспосабливаться. Со временем домочадцы вырабатывают особые формы поведения, которые позволяют им существовать в семье. Подобные формы поведения принято называть созависимостью. В свою очередь, такое поведение членов семьи позволяет химически зависимому продолжать употребление алкоголя, наркотиков или иных веществ без особых потерь и последствий для себя. Формируется замкнутый круг. В процессе обучения слушатели познакомятся со способами выявления "порочных" кругов, узнают, как разомкнуть циркулярную последовательность, не только воздействуя на самого зависимого и на его болезнь, но и меняя поведение, реакции, способы взаимодействия членов семьи. Мы предложим эффективные приёмы, используемые при работе с семьями химически зависимых. Немалое внимание в курсе уделено экологичности процесса консультирования и психотерапии.
- Третий блок посвящён работе с семьями, в которых есть дети и подростки с компьютерной зависимостью.
- Четвёртый блок связан с пищевой зависимостью.
- Пятый блок предполагает работу участников со своими семейными историями и осознание влияния собственной истории на профессиональную составляющую.
Тематический план
Блок 1: Основы теоретических знаний о зависимости и созависимости.
- Характеристика ситуаций, в которых возникает необходимость консультации специалиста.
- Социальные мифы о зависимости и зависимых.
- Физиологические и психологические аспекты химической зависимости. "Вещества, изменяющие настроение". Наркотики выбора.
- Особенности поведения зависимого клиента при консультировании, возможные стратегии и некоторые адекватные техники.
- Комплексная модель взаимодействия терапевта и клиента в социокультурном контексте.
- Эмоциональные паттерны, психологические ловушки и психогигиена консультанта при работе с зависимыми.
- "Особые" состояния. Острый отход, срыв, тяга.
- Работа с симптомами постострого отхода и предотвращение срывов.
- Системный взгляд на зависимость и созависимость.
- Трансгенерационные причины и мотивы химической зависимости.
- Консультирование членов семей зависимых.
- Риски и профилактика профессионального выгорания.
Блок 2: Особенности индивидуальной, семейной и групповой работы с родственниками зависимых.
- Место химической зависимости в семейной системе.
- Особенности взаимоотношений в парах при наличии химической зависимости у одного из партнёров.
- Особенности детско-родительских отношений при наличии химической зависимости (болезнь одного или обоих родителей, а также болезнь ребёнка).
- Приобретение и развитие созависимости. Системная природа созависимости.
- Цели и задачи консультирования семьи при наличии в ней зависимости.
- Различные подходы и техники работы с зависимыми семьями.
- Основные принципы работы с зависимыми семьями.
- Ресурсы созависимых отношений, используемые в терапии.
- Индивидуальное консультирование родственников зависимых.
- "Семейная интервенция" как метод работы с зависимыми семьями.
- Групповая работа с родственниками зависимых.
Блок 3: Компьютерная зависимость у детей и подростков.
- Актуальность проблемы. Ловушки компьютерной зависимости.
- Понятие компьютерной зависимости. Виды интернет- и компьютерной зависимости.
- Причины, по которым ребёнок попадает в компьютерную зависимость. Механизмы формирования зависимости. Этапы формирования зависимости.
- Основные характеристики, симптомы, признаки наличия компьютерной зависимости. Влияние компьютерной зависимости на человека.
- Позиция и роль терапевта в работе с семьёй и темой. Профилактика выгорания: запрос; система-личность-болезнь; неосознанные чувства; системная природа происхождения зависимости; взаимодействие с темой бессилия перед зависимостью.
- Этапы, цели и задачи консультирования семьи при наличии в ней зависимости. Формулирование запроса.
- Место компьютерной зависимости как симптома в семейной системе.
- Процесс терапии и техники работы.
Блок 4: Пищевая зависимость.
Современные теории формирования лишнего веса, виды нарушений пищевого поведения.
- Лишний вес как симптом или хроническое заболевание, сопутствующие заболевания и соматические симптомы.
- Градация нарушений пищевого поведения (переедание и недоедание), степень тяжести нарушений в зависимости от уровня функционирования личности.
- Системный подход к диагностике и терапии лишнего веса, преимущества системного подхода, диагностическое интервью.
- Нарушения пищевого поведения и пищевая зависимость: феноменология, причины и механизмы формирования подобных нарушений.
- Зависимое пищевое поведение — манипуляции и вторичные выгоды от избытка или недостатка веса, ведущие аффекты и переживания.
Блок 5: Метод системных расстановок в работе с зависимостью.
Продолжительность программы: 18 учебных дней (6 семинаров по 3 дня).
СКИДКИ И УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ
Можно прийти в первый день семинара, присмотреться и решить вопрос дальнейшего обучения, оплатив один день.
ОРГАНИЗАТОР
МЕСТО
ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА-СЕМИНАР ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ЗАВИСИМЫМИ И ЧЛЕНАМИ ИХ СЕМЕЙ. СОЗАВИСИМОСТЬ - ФОТО
Получатель: организатор события "Обучающая программа-семинар для специалистов Особенности работы с зависимыми и членами их семей. Созависимость"
Мы гарантируем сохранность ваших личных данных и обязуемся не передавать их третьим лицам.
ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА-СЕМИНАР ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ЗАВИСИМЫМИ И ЧЛЕНАМИ ИХ СЕМЕЙ. СОЗАВИСИМОСТЬ - ОТЗЫВЫ
Нет ни одного отзыва
Последнее изменение: 13 августа 2014