Loading...

Блог MamaevaSvetlana

В представленной работе были изучены особенности межличностных отношений взрослых, а также особенности их восприятия отношений с родителями в детстве.

Всего в исследовании приняли участие 100 человек (50 мужчин и 50 женщин).

Изучались: межличностные отношения студентов (методика диагностики межличностных отношений («ОМО») В. Шутца; методика интерперсональной диагностики межличностных отношений («ДМО») Т. Лири (адаптированная Л.Н. Собчик)); субъективные переживания детства (анкета «Детство. События, детско-родительские отношения и субъективные переживания» М.В. Галимзяновой; тест-опросник отраженного родительского отношения («ООРО») А.Я. Варга и В.В. Столина, модифицированный Е.В. Романовой и М.В. Галимзяновой; опросник «Взрослый о родителях» (модифицированный тест – опросник ADOR «Поведение родителей и отношение подростков к ним» З. Матейчека, П. Ржичана, сокращенно – «Подростки о родителях»)).

К настоящему моменту многими исследователями были изучены взаимоотношения детей и подростков с родителями, а также влияние на них родительских установок и стиля воспитания. Однако изучению межличностных отношений взрослых людей в связи с восприятием взаимоотношений с родителями не было уделено достаточного внимания.


Результаты исследования дают основания полагать, что ощущение принятия, уважение индивидуальности со стороны родителей в детстве может способствовать возникновению стремления человека к межличностному взаимодействию. Тогда как переживания, связанные с покиданием со стороны отца в детстве, могут препятствовать возникновению стремления студентов вступать в межличностное взаимодействие с другими людьми.

Переживания, связанные с нарушенным доверием в отношениях с матерью, изменчивостью и непостоянством в воспитательных приемах со стороны отца в детстве, могут способствовать возникновению стремления мужчин контролировать людей и происходящие события.

Переживания женщин, связанные с критикой и не справедливым отношением со стороны матери в детстве, вероятно могут препятствовать возникновению стремления женщин вступать в межличностные отношения с другими людьми.

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что восприятие отношений родителями в детстве сохранившиеся в памяти студентов, играют важную роль в формировании межличностных отношений с другими людьми.

Квалификационная работа Мамаевой С.П.

Многие работы отечественных и зарубежных исследователей посвящены изучению отношений с родителями детей до 18 – летнего возраста. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Л.С. Выготский, О.А. Карабанова, В.М. Целуйко, Д.Б. Эльконин и многие другие.Однако, изучению отношений с родителями в детстве, которые ложатся в основу формирования личности взрослого и особенностей межличностных взаимоотношений взрослых, к сожалению, не было уделено достаточного внимания.

Целью данной работы является изучение межличностных отношений студентов в связи с.отношениями с родителями в детстве.

В задачи исследования входило:

1. изучение отношений с родителями в детстве,

2. изучение межличностных отношений студентов,

3. изучение взаимосвязи отношений с родителями в детстве и межличностных отношений студентов.     

Использовались следующие методики:

        1. анкета «Детство. События, детско-родительские отношения и субъективные переживания» М.В.Галимзяновой;

        2. тест-опросник отраженного родительского отношения («ООРО») А.Я.Варга и В.В.Столина, модифицированный Е.В. Романовой и М.В.Галимзяновой;

        3. методика «Детско – родительские отношения взрослых» (модифицированная методика «Детско – родительские отношения подростков» П.В. Трояновской, («ДРОП»);

Для изучения межличностных отношений студентов использовались:

  1. методика диагностики межличностных отношений («ОМО») В.Шутца
  2. методика интерперсональной диагностики межличностных отношений («ДМО») Т. Лири. в адаптации Л.Н. Собчик

В исследовании приняли участие 40 человек, - 20 женщин и 20 мужчин, в возрасте от 18 до 21.

Анализ особенностей отношений с родителями в детстве позволил выявить, что в целом респонденты отмечают высокий уровень принятия их родителями в детстве и кооперации с ними. При этом респонденты воспринимали свою мать – как более сотрудничающую с ними и авторитарную, а своего отца считали менее сотрудничающим и авторитарным. Кроме того, респонденты считают, что в детстве они в большей степени испытывали эмоциональное отвержение со стороны матери, чем со стороны отца. Женщины в большей степени, чем мужчины склонны полагать, что родители сотрудничали с ними.

Мужчины отмечают, что отец принимал их несколько больше чем мать, а женщины полагали, что отец больше сотрудничал с ними, чем мать.

Анализ межличностных отношений показал, что в целом, респонденты, склонны ожидать от других включенности, открытости, и проявления контроля в процессе общения, чем проявлять эти качества самостоятельно. Было установлено, что женщины в целом склонны проявлять большую, чем мужчины, активность и открытость в процессе межличностного взаимодействия, при этом они меньше, чем мужчины ожидают и проявляют контроль по отношению к себе и другим людям.  

Корреляционный анализ показателей общей выборки, а также в группах мужчин и женщин показал, что, проявлению стремления контактировать с другими людьми, могут способствовать такие параметры, как принятие со стороны матери, кооперация с матерью, симбиоз с отцом (p≤0,05).

В группе женщин было выявлено, что отношение как к неудачнику со стороны матери и авторитаризм с ее стороны (p≤-0,05), могут препятствовать развитию стремления контактировать с другими людьми, а также создавать близкие, доверительные отношения. Также было установлено, что чем более принимающими воспринимали женщины обоих родителей (p≤0,01), тем в большей степени они, будучи взрослыми, стремятся создавать близкие, доверительные отношения с другими. При этом, чем более принимающим женщины воспринимали своего отца (p≤0,05), тем в большей степени они, будучи взрослыми, ожидают и от других людей открытости и эмоциональной близости.

 Таким образом, было установлено, что межличностные отношения студентов связаны с отношениями с родителями в детстве. Так включенность открытость в общении, стремление студентов к созданию доверительных отношений с окружающими связано с принятием, кооперацией и симбиозом со стороны родителей в детстве. Однако, такие параметры как, отношение как к неудачнику со стороны матери, а также авторитаризм со стороны матери, могут препятствовать стремлению респондентов контактировать с другими людьми.

 

Автор статьи: Мамаева С.П. «Отношения с родителями в детстве и межличностные отношения студентов». Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2013» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, К.К. Андреев, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2013