Loading...

Блог MarinaAntoni1

 

Поскольку я психолог, то постоянно задаю вопросы людям. Вопросы мои разнообразны, порой провокационны и даже неприятны. Но у них всегда одна цель – помочь человеку увидеть себя, а именно, свои скрытые потаенные неосознаваемые мотивы и убеждения.

Вопросов существует великое множество. Сегодня я хочу рассказать про два важных. Вопросы: «Почему?» и «Зачем?».

Я не случайно их выбрала. Дело в том, что люди, отвечая на эти вопросы, не редко путают их, дают неверный ответ себе, и, тем самым, загоняют себя в неведение.

Как-то я смотрела один ролик на youtube, где терпеливый отец ждал, когда перестанет капризничать его маленькая дочка четырех лет. Он ей все время задавал вопросы: «Почему ты это делаешь?», «Зачем ты хочешь так?», «Почему ты не хочешь иначе?» Девочка отвечала, но, к сожалению, отец не слышал ее ответов, пропускал их, принимая за подлинный вариант то, что она говорила. Я думаю, он сам не знал, какой ответ по форме должен быть на его поставленный вопрос.

Вопрос «Почему?».

Когда я задаю этот вопрос, то я хочу узнать причины случившегося. Ответ на этот вопрос, как правило, кроется в прошлом, что вполне логично, ведь причины не могут быть в настоящем или будущем, они всегда находятся в нашем прошлом. Пример:

— Почему ты пошел в магазин?

— Потому что дома нет хлеба, и я хочу его купить.

Причина отсутствия хлеба заставила человека пойти в магазин. Его знание об отсутствии хлеба существует из прошлого, из вчерашнего дня. Вчера он столкнулся с тем, что хлеба дома нет.

В моей работе психолога-консультанта вопрос «Почему?» звучит сложнее.

Случай из практики. Женщина, средних лет, не может себя оценивать положительно. Любое свое действие или поступок либо обесценивает, либо находит только изъяны. Я задаю разные вопросы  «Почему?».

— Почему так происходит?

— Потому что меня так воспитали: «внимание надо заслужить весомыми делами».

— Почему, вы считаете, что ваш поступок (вернуть кошелек владельцу) не заслуживает положительной оценки и внимания?

— Потому что так делают все, и должны так делать, в этом нет ничего выдающегося.

— Почему не можете оценить себя положительно?

— Потому что во мне ничего такого нет. Я такая с детства.

Если мы посмотрим на серию ответов, то все ее объяснения связаны либо с причинами детства и воспитания, либо с причинами сложившегося характера, который тоже связан, как правило, с детством. Она без труда отвечает на эти вопросы и может себе объяснить, почему у нее это происходит.  Если обобщить ее ответ, то он будет звучать примерно так: «Потому что я ничего выдающегося не делаю, чтобы оценить себя положительно». Отсюда можно смело предположить, что «Положительные оценки получают только особые люди, которые делают что-то выдающееся». А вот почему она думает, что положительные оценки получают только особые люди – это ответ уже другого уровня,  на котором я бы не хотела останавливаться сейчас.

Вопрос «Зачем?».

Этот вопрос про мотивы, цели и даже смыслы, которые находятся, как правило, в будущем. Очень часто люди на этот вопрос отвечают конструкцией «Потому что». Пример:

— Зачем ты сейчас лег на диван?

— Потому что я устал.

И вот мы видим, что человек не ответил на заданный вопрос. Я же не спрашиваю про причины, я спрашиваю про цель. Верный ответ должен начинаться либо с ответа «Затем» либо с «Для того чтобы». Пример:

—  Зачем ты сейчас лег на диван?

— Затем, чтобы отдохнуть.

В данном ответе мы сразу видим цель человека. Он собирается отдохнуть. А причины этого отдыха, как раз та самая усталость.

Людям сложно отвечать на вопрос «Зачем?», потому что они его часто считывают как вопрос, который ставит под сомнения их цели и намерения. Вспомните, как часто реагируют люди, когда вы их спрашиваете: «А ты зачем это делаешь?». И человек отвечает: «А почему ты спрашиваешь? Ненужно что ли?» Как будто этот вопрос предполагает отказ от своего действия, цели или намерения. Совсем нет. Этот вопрос, как раз, помогает нам определять наши намерения, цели, делать их осмысленнее. Ведь, если мы не можем объяснить себе собственную цель или мотив своих же действий, то значит есть проблема: «Я что-то делаю и не знаю зачем я это делаю». Это же странно, не правда ли?

Случай из жизни. Как-то я спросила своего ученика, который учится в старшей школе:

— Зачем ты собираешь эти наклейки?

—  Потому что мне интересно, – получила стандартный ответ.

— Здорово, что тебе интересно, а делаешь-то это зачем? Интерес – это, скорее, твоя причина. А цель какая этой коллекции?

— Нет никакой цели. Просто хочу собрать коллекцию наклеек.

— Ладно. Соберешь ты ее. А дальше что? – продолжила настаивать я, – Зачем это все?

— Я никогда не задавался этим вопросом – задумался он, а потом ответил,  – Так странно, я не могу ответить сходу на этот вопрос, но он же простой. Я делаю это для того, чтобы себя чем-то занять, чтобы было хобби, чтобы можно было потратить свое свободное время на какое-то дело. Я никогда про это так не думал…

Стоило моему ученику только про это подумать, как он удивился сам себе. А ведь он занимался этим хобби уже несколько лет и даже не знал зачем ему это. Далее, я, конечно же, поинтересовалась: «Почему так важно себя занять?», «Почему важно хобби?», «Зачем тратить свое свободное время?», но ответы на эти вопросы – это другая история. Скажу лишь, что коллекционировать он перестал, но стал тратить свое свободное время на создание маленьких роботов и увлекся робототехникой, с чем впоследствии и связал свою жизнь.

Мы часто склонны что-то делать и не задавать к этому действию вопрос «Зачем?». Мы всегда точно знаем причины, но, к сожалению, редко знаем цель.

Причины и цель не могут быть одинаковыми. Я часто на своих лекциях и семинарах рассказываю историю, как видеть разницу между «Почему?» и «Зачем?». Вопрос «Зачем?» затрагивает совсем другой уровень.

Пример из моих лекций:

  1. 1. Муж заболел. Почему? Ответ: потому что вчера не надел шапку и простыл.
  2. 2. Муж заболел. Зачем? Странный вопрос. Как можно болеть «Зачем?». И на первый взгляд, кажется, что у такого действия не может быть цели, есть только причина. Но это ошибочное предположение. Муж заболел для того чтобы его любимая жена начала за ним ухаживать, проявила по отношению к нему заботу, ласку и любовь, стала к нему ближе.
  3. 3. Из ответа на вопрос «Зачем» легко можно предположить, что в отношениях отсутствует близость, забота, внимание, ласка и любовь. Но про это никто не говорит и именно для этого неосознанно совершаются такие поступки со стороны мужа – стать больным и беспомощным.


Конечно, вряд ли вам человек, когда вы его спросите: «Зачем ты заболел?» или «Зачем ты сломал ногу?», сразу ответит на такой вопрос. Нет, не ответит. Для этого нужно иметь развитую рефлексию[1]. А для того чтобы иметь рефлексию нужно часто анализировать свои действия, поступки. Такому навыку, как рефлексия нас, к сожалению, не учат в школе. Стоит признать, что, наверное, не учат нигде. Но это не значит, что мы обречены. Я, как человек, который работает с людьми, много раз видела, как люди учились отвечать на этот сложный вопрос, после чего могли понимать себя и свои поступки больше.

Один из простых способов научиться отвечать себе на вопрос: «Зачем?» – больше наблюдать за собой, за теми изменениями, которые происходят вокруг вас. Например, в случае с мужем: каждый раз, когда он болел, его жена заботилась о нем, а когда он был здоровым – она не проявляла заботу.

Помните, что всегда за любым вашим действием, поступком и даже эмоцией стоит некая цель – вы точно зачем-то это делаете, даже, если вы думаете, что у этого только причины и нет цели.

Больше вам пониманий про себя и других!

Психолог, советник по развитию Марина Антони

 

 

[1] Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У детей ее почти нет, и у взрослого она не разовьется, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы (психологический словарь).

Многие думают, что психолог — это тот, кто заставляет других решать много тестов и очень хорошо разбирается в людях. Когда я слышу от людей, плохо знакомых с психологией что-то вроде: «Ты ж психолог, расскажи все про меня, ты же разбираешься в людях», то обычно шучу и отвечаю: «Нет, в людях разбираются патологоанатомы, вам лучше к ним».

Первый миф. Психологи обладают особым талантом

Часто под «особыми» талантами понимают врожденную способность общения и понимания других людей с полуслова. Хорошая коммуникация и умение слышать других — это не врожденные способности. Коммуникации с другими можно научиться, как и многим другим вещам, необходимым психологу.

Для работы в этой профессии важнее иметь искренний интерес к другим людям, нежели «особые» таланты и умения. Поэтому, если сейчас вы не очень хорошо общаетесь с людьми, но они для вас важны и интересны, то путь в психологи вам точно открыт.

Второй миф. К психологам обращаются только психически нездоровые люди

Это самое большое заблуждение, которое я только слышала. К психологам обращаются вполне обычные люди, которых мы встречаем ежедневно в транспорте, на работе, в школе и в других местах.

Перечислю вам самые распространенные проблемы людей, с которыми они приходят ко мне:
- конфликты в семье между детьми и родителями;
- недопонимания и ссоры в парных отношениях (между любимыми, друзьями);
- различные страхи, например, страх публичного выступления или страх смерти;
- неконтролируемые эмоциональные перепады, настроения или стрессы;
- потеря смысла жизни и нежелание продолжать жить;
- психосоматические заболевания — это те заболевания, причиной которых являются скрытые психологические проблемы. Например, у человека частые высыпания на коже, причиной которых может быть страх непринятия другими.

Думаю, многие из вас сталкивались в своей жизни с перечисленными выше проблемами и порой даже не знали, как их решать. Но мысль пойти к психологу отталкивала или казалось неверной, мало ли, что про вас подумают, может, вы «ненормальный».

Третий миф. Психолог — это «жилетка», в которую можно поплакаться

Психолог не должен и не обязан никого жалеть. Более того, психологи создают неприятные и напряженные для клиентов ситуации специально, чтобы вытащить из пресловутой зоны комфорта и показать реальную действительность, которую люди не хотят видеть по разным причинам. Но именно выход из зоны комфорта позволяет решить давно тянущуюся многолетнюю проблему.

Психологи задают очень неловкие компрометирующие вопросы, которые человек не сможет задать себе, так как ему будут неприятны ответы. Но они точно укажут на проблемную зону, которую можно изменить.

Четвертый миф. Психолог — это человек, который все про себя знает и может себе помочь

Невозможно познать себя полностью. Человеческая психика устроена так, что она просто не позволит это сделать. Тот, кто заявляет, что познал себя полностью, заблуждается.

Однако не стоит отрицать, что у психологов нет стремления к самопознанию. Психологам свойственна постоянная работа над своей личностью. Они, как правило, хорошо понимают свои особенности, ценности, слабости, потому что постоянно учатся и посещают других психологов.

Если психолог не будет работать со своими личными проблемами, то они будут мешать ему взаимодействовать с человеком. Например, психолог не признаёт в себе скрытое стремление к власти. Работая с клиентом, он может проявлять свою власть, подчиняя клиента, а это вредит работе.

Пятый миф. Психолог дает советы и учит жизни

Часто слышу фразу: «Ты ж, психолог, дай совет, как мне быть». Так вот психологи никому ничего не советуют. На их консультациях происходит другое. Психолог вместе с клиентом при помощи специальных техник и методов, которые он осваивал несколько лет, помогает осознать сложившуюся ситуацию и найти из нее несколько выходов. А после психолог дает рекомендации. Поэтому ждать от психолога сиюминутного ответа на ваш запрос не стоит. Хотите решить проблему — сходите на консультацию и поговорите об этом обстоятельно.

Шестой миф. Психолог ничем не отличается от друга, который тоже может помочь

Чем отличается психолог от лучшего друга? Всем.

Во-первых, психолог обладает системными знаниями, которые он получил в университете. А эти знания сформировались на протяжении истории психологии и включают в себя закономерности и схемы поведения.
Во-вторых, психолог умеет выстраивать причинно-следственные связи и видит источник проблемы.
В-третьих, психолог никогда не работает, отталкиваясь только от личного опыта, он использует огромное количество методов и техник, которые помогают человеку. Конечно, друзья умеют поддерживать и сопереживать, но этого мало, чтобы помочь человеку разобраться в психологических проблемах.

Психолог, советник по развитию Марина Антони

Архив