Loading...

Блог SORAZVITIE

Ориентир №1 — Чёткое «нишевание»

Ваша тактика — закрепиться в конкретной нише рынка и сообщить об этом потребителю. Это делается для того чтобы в дальнейшем имя вашей компании ассоциировалось именно с выбранным направлением.

Примеры:

  1. Адвокат по налоговым спорам.
  2. Рок караоке-бар.
  3. Создание продающих сайтов-визиток.
  4. Магазин товаров первой необходимости.
  5. Специалист по рекламной фотографии.
  6. Агентство коммерческой недвижимости.
  7. Раскрутка интернет-магазинов.
  8. Продукты питания из Италии.
  9. Все подарки по 100 грн.
  10. Курьерская доставка габаритных грузов.
  11. Магазин копий вещей из кинофильмов.

 

Ориентир №2 — Уникальный товар

Вы предлагаете рынку уникальный товар или уникальную услугу, которые до вашего появления не были представлены. Это настоящая новинка, аналогов которой нет.

Примеры:

  1. Экскурсия «Криминальная Одесса».
  2. Магазин товаров, которые только в одном экземпляре.
  3. Уроки экстремального вождения на внедорожниках.
  4. Три романтических ужина в трёх романтических городах Италии.
  5. Написание корпоративной книги о компании.  
  6. Тир по стрельбе со средневекового оружия.
  7. Разработка детальной копии вашего автомобиля в масштабе 1:18
  8. Кофеварка для автомобиля.
  9. Скайп-беседы со знаменитостями.
  10. Сухая мойка авто.
  11. Комната страха для 18+.

 

Ориентир №3 — Уникальный дополнительный сервис

То, что сегодня товар или услуга сопровождаются каким-то дополнительным сервисом (в виде бонуса), уже никого не удивишь.

Удивить можно разновидностью сервиса. Главная задача — чтобы это дополнение было только у вас, и оно ориентировалось на целевую аудиторию товара или услуги.

Примеры:

  1. При разработке продающей страницы — в подарок комплект из 10 объявлений для контекстной рекламы.
  2. При покупке билета в VIP-ложе — совместный ужин со спикером.
  3. При покупке 3-месячного абонемента — 5 посещений бассейна в подарок.
  4. Каждый день — новый коктейль.
  5. Подарочное издание книги-бестселлера.
  6. GPS-навигатор с ненормативной лексикой.
  7. Тайский массаж — одновременно три массажистки.
  8. При покупке авто страховка на 1-й год в подарок.
  9. Стирка + ремонт одежды.
  10. Помогаем каждому соискателю подготовить отличное резюме!
  11. При покупке ноутбука — лицензионные Windows, Office и антивирус в подарок.

 

Ориентир №4 — Ориентация на конкретную группу клиентов

Можно считать это определённой разновидностью «нишевания», хотя работу под чёткую аудиторию я бы выделил отдельно. Потому что это всегда беспроигрышный вариант (при толковом подходе).

Аудитория должна быть конкретной, с общими критериями.

Примеры:

  1. Магазин игрушек для мальчиков.
  2. Женская школа вождения.
  3. Курсы ораторского искусства для публичных людей.
  4. Диетическое мясное меню.
  5. Фитнес-клуб для профессиональных спортсменов.
  6. Парикмахерская для домашних животных.
  7. Подарочные наборы для всех специалистов.
  8. Вкусные обеды в дорогу.
  9. Банк для предпринимателей.
  10. Служба знакомств для интима.
  11. Отель с возможности почасовой аренды апартаментов.

 

Ориентир №5 — Уникальный отличительный признак

Вы заявляете о важном признаке или характеристике, которым на текущий момент не могут похвастаться конкуренты.

Вы становитесь первым и единственным, кто… Ну а дальше уже думайте.

Примеры:

  1. Трезвые и вежливые сантехники.
  2. Topless-DJ.
  3. Уроки вокала с народной артисткой.
  4. Фотосессии с дорогими аксессуарами и в элитных интерьерах.
  5. Профессиональная протекция от сотрудников СБУ и МВД в отставке.
  6. Большая пицца по цене маленькой.
  7. Отель с возможностью заселения/выезда в любое время.
  8. Такси, где за рулём — женщины.
  9. Игра на бильярде профессиональными киями.
  10. Высотные работы от профессиональных альпинистов.
  11. Wi-fi + зарядка в самолётах.

 

Ориентир №6 — Признак лидера

Подходит тем, кто считает себя лидером (надо объяснить, почему), а также тем, кого официально (или по показателям) признали.

Фишка и особенность этого ориентира в том, что здесь также можно подключать узкую «нишу», где вы заявляете о своём первенстве.

  1. Банк №1 в Украине по депозитам.
  2. Более 7000 аксессуаров для авто.
  3. Газета — бестселлер сегодняшнего дня.
  4. Служба доставки — быстрее нас только электронная почта.
  5. №1 после грудного молока.
  6. В нашей базе противоядия от самого большого количества вирусов.
  7. Самый большой экран в городе.
  8. Скидка 15% от цены производителя.
  9. Продажа джинсовой одежды для любых возрастов.
  10. Интернет-Автосалон эксклюзивных авто.
  11. В нашем клубе отдыхает каждый седьмой пятый.

 

Ориентир №7 — Высокий результат

Особенность в том, что предлагаемый вами товар или услуга обеспечивают целевой аудитории более высокий или привлекательный по конкретным параметрам результат.

Примеры:

  1. 87% наших студентов находят работу в течение 3-х месяцев.
  2. Наша школа бокса за 15 лет воспитала 5 олимпийских чемпионов, 10 чемпионов мира, 19 чемпионов Казахстана.
  3. Создаём продающие страницы с конверсией от 7%.
  4. За 2 месяца превращаем ваши $100 в минимум $1000
  5. Мы нашли покупателей на 1200 домов и 4600 квартир.
  6. За 7 лет наши клиенты не заплатили ни одного штрафа.
  7. Мы помогли нашим клиентам взыскать с застройщиков более 3 млрд. руб.
  8. Минус 12 лет за 1 месяц.
  9. «Наш рекорд — клиент из 16 тендеров выиграл 18».
  10. Снижаем затраты на газобетон на 35%.
  11. Продадим вашу квартиру за 3 месяца.

В этом году на майских праздниках ещё 15 человек стали Мастерами своей жизни. А происходило это так…

Будущие мастера приезжают в разное время, встречаются и постепенно знакомятся, рассказывают о себе и о жизни, находят что-то общее. Есть те, кто нравится с первого взгляда, и те, кого сложно принять и понять. Но именно в различиях и скрывается один из секретов проработки. 

Все участники собрались здесь намеренно для того, чтобы изменить свою жизнь, получить настоящую перезагрузку или открыть второе дыхание. 

Кто-то из них хочет получить глоток свежего воздуха перемен и понять, как исправить всё то, что сегодня уже не доставляет радости или удовлетворения. 

Общие ценности и цели привели этих людей сюда, собрали их вместе и дали возможность через взаимодействие друг с другом познать свою истинную природу. Каждый из них талантлив и уникален, но многие об этом забыли или даже не догадывались. Куча масок, социальных ролей, привычных стратегий и предрассудков. Настоящие чувства скрыты далеко и глубоко внутри. И для того, чтобы сделать шаг вперёд, нужно осознать, на каких убеждениях и ценностях строилась их жизнь до Мастерского, и во что они хотят верить теперь. 

Мастерский начинается! 

И тут появляется главный Тренер Юлия Полежаева со своей командой Ассистентов. Все они когда-то тоже прошли этот путь и теперь помогают другим осознавать и принимать свою сущность, быть настоящими и счастливыми

Как найти себя и услышать свой внутренний голос?

Первый вариант: бесконечно шлифовать и полировать свою броню, а где-то глубоко внутри мучаться и переживать. Строить себя и загонять в ещё более жёсткие рамки, при этом создавая иллюзию счастливой жизни. 

Но есть и второй вариант: всё снять, осознать урок, поблагодарить за опыт и увидеть себя настоящего. Начать жить, исходя из своих желаний и стать по-настоящему счастливым в любое время суток. 

По второму пути и проходит Мастерский. Познать себя порой не просто, потому необходимо чувствовать принятие и понимание окружающих, находиться в безопасной и экологичной обстановке, которую создают тренеры и ассистенты. Ведь когда снимается очередная оболочка или убеждение, ограничивающее жизнь, нужно аккуратно и полностью избавиться только от него. Не менее важно найти полезное и усилить жизненно важные принципы. Только ощущение доверия и безопасности помогает начинающим мастерам раскрыться максимально бережно, пройти через взрывы эмоций, выпустить то, что мешало жить годами и получить лёгкость и чистоту восприятия. 

"Мастерский-он для всех мастерский!. Я ощутила это в полной мере на себе в роли Ассистента. Думаю, что привезла с собой не меньший багаж осознаний и опыта, чем те, кто были участниками", — делится Мариолла из команды Ассистентов. 

Пространство, теоретические знания, практики и динамики, которые тщательно и индивидуально для каждого участника продумываются ассистентами в режиме 24/7, дают возможность участникам проявить истинного себя. А вовремя заданные вопросы помогают посмотреть со стороны и проанализировать свои поступки, стратегии и решения. Чётко осознать результаты, которые каждый из нас получает ежедневно, и научиться действовать по-другому, меняя при этом свою реальность. 

Спиральная динамика Грейвза раскрыла инстинкты и показала дремлющие способности

Бесценная практика тишины помогает услышать тот самый внутренний голос и найти наиболее важные аспекты жизни. Ведь именно в тишине приходят осознания и ответы на вопросы, которые люди так громко и часто задают. Истинные ответы, которые сложно услышать в постоянном гуле обычных дней. 

К середине Мастерского подошли уже совсем другие друзья. На их лицах появились настоящие чувства и улыбки, а в глазах стало загораться чудесное солнце. И теперь они открылись и смогли подойти к самому важному: к своей миссии или призванию. Ведь практически каждый человек хочет понять, для чего он существует. Но сквозь огромное количество защитных оболочек, проявить истинного себя невозможно. И только сняв весь свой панцирь, многие смогли

услышать свой зов и начали Путь Героя. На одном из этапов они проверили свои намерения на прочность и напитались силой в дольменах. 

Вторая часть Мастерской перезагрузки — научиться по-другому жить в социуме и достигать нужных результатов, используя свои сильные стороны и прокачивая слабые. Участники нашли ответы на все свои вопросы. Как двигаться навстречу своему зову и развивать таланты? Как быть уверенным и целостным? Какие новые стратегии можно использовать? Как развивать необходимые качества в себе?

Мастер совершенствуется каждый день и вдохновляет других

Мастерский — это показательная мини-жизнь. Участники приезжают незнакомцами в масках и проявляют всё то, что работает у них в социуме, но не приносит счастья. Затем отслеживают реакции системы и понимают, как изменить свою жизнь в лучшую сторону. Снимают маски, открываются, берут ответственность за свою жизнь, находят успешные стратегии и получают готовый план для осуществления своих желаний. Они становятся друзьями, командой, поддерживают друг друга и достигают вместе каждый своё счастье. 

И впереди ещё вторая ступень интенсива

Найди себе дело по душе, и тебе не придётся работать ни дня в своей жизни. 

Конфуций

Предназначение…

Оно есть у всех и у всего в этом мире. И, вероятно, за его пределами. 

Даже у предметов, растений и животных оно есть. 

Ещё в школе мы изучаем мир флоры и фауны и узнаем, чем полезны берёзы, жучки и паучки. 

Многим повезло, и у них были уроки по профориентации. Но некоторые так и не знают до сих пор, какое дело будет приносить им счастье и гармонию, делать их жизнь наполненной. 

А кто-то даже знает своё предназначение, но боится начать ему следовать. Почему же?

Задайте себе прямо сейчас вопросы:

  • А тем ли делом я занимаюсь, которым хочу на самом деле?
  • Приносит ли мне удовольствие моя работа, или я жду с нетерпением окончание рабочего дня?
  • А знаю ли я, вообще, чем хочу заниматься на самом деле?

Если хоть один ответ — "нет", то стоит задуматься — что вы выбираете в этой жизни?

Просто прокрутите вперёд год, два, несколько лет, если продолжите заниматься тем, чем занимаетесь, будете ли по-настоящему счастливы?

У кого-то может возникнуть мысль: "Ну… этим не заработаешь… мне семью кормить надо/ипотеку платить/кредит за машину оплачивать". Да, и это тоже выбор. Выбор ничего не менять. 

Где-то слышала выражение, оно стало одним из моих любимых: "Лучше сделать и пожалеть один раз, чем не сделать, а потом жалеть всю жизнь". А знаете почему? Потому что жалеть ещё ни разу не пришлось. Ведь не бывает поражений! Вообще! Есть опыт и обратная связь, которые мы можем взять, чтобы в следующий раз сделать лучше. 

А кто-то может подумать: "Так не бывает, невозможно и деньги получать, и ещё, чтобы работа нравилась", "Мне так точно не повезёт", " Это все красивые слова, а вы сами пробовали?"

Да, пробовали! Более того, сейчас это доже модно, наряду с нашумевшими ЗОЖ и ПП. 

В настоящее время модно превращать хобби в заработок

И примеров тому множество. Знаю, к слову, одного путешественника, который учит зарабатывать в поездках других людей и колесит в удовольствие по всему миру. 

Ещё знаю прекрасную девушку, у которой своя школа танцев. У неё там атмосфера, как дома. Она получает удовольствие и заработок одновременно. Все группы заполнены заранее до старта, ведь, к человеку, который "на своём месте" хочется приходить снова и снова, ведь состояние гармонии и радости передается. 

И у вас, наверняка прямо сейчас всплывают картинки, рассказы из жизни, когда приходили к какому-то специалисту, а от него так и веяло счастьем. Потому что он занимается любимым делом. Не важно кто это — повар, офис-менеджер или юрист. 

А, может, кто-то, кто открыл своё дело и дарит миру что-то новое и уникальное. 

Все это к чему… если вы действительно хотите забыть, что такое работа "от звонка до звонка" и мучительное ожидание вечера и пятницы, и начать работать в удовольствие, получать кайф от своего любимого дела. Тогда стоит его искать, искать до тех пор, пока не найдёте. А если в какой-то момент захочется сдаться, всегда можете вспомнить про перемотку времени вперёд. И посмотреть на своё будущее. Ведь то, что будет завтра и через год мы формируем уже сегодня!

Что же важно для того, чтобы найти предназначение? Поделюсь одним из наблюдений, подтверждение которому слышала не раз. 

Важно смотреть по сторонам. Только не забывая о том, что все ответы у нас где? Правильно — внутри. 

Так что же имеется в виду?

Внимательные люди часто замечают какие-то повторяющиеся события, подсказки, иначе говоря, знаки. 

Знаки зачастую помогают понять своё предназначение

Предлагаю сделать упражнение:

1. Обеспечьте себе спокойствие на ближайшие 30 мин, отключите телефон. 

2. Находитесь в тишине или включите спокойную музыку или мантру. 

3. Возьмите листок и ручку. И погрузитесь в воспоминания. Отправьтесь в самое раннее своё детство, которое только можете вспомнить. 

4. Начните вспоминать и записывать все, что вспомните по следующим пунктам:

  • о какой помощи часто просят вас люди? Что часто просят сделать?
  • на какую тему вам часто, как бы "случайно" попадаются книги, статьи, видео?
  • свидетелем, каких тем и обсуждений вы часто являетесь?
  • о чем часто снятся сны? Возможно не напрямую, а образно. 
  • какую работу вам часто предлагают?

Соберите всю информацию и заметьте закономерности. 

Что из написанного имеет наибольший отклик в теле? Какой он — этот отклик?

Далее, настроив свои фокусы внимания, вы начнёте замечать эти знаки во всем, что с вами происходит в жизни. Поверьте, ваше предназначение также ищет вас, как и вы его. Записывайте, все, что кажется важным. И, если, не сейчас, то в нужное время вы обязательно найдёте ответ.

  • Часто дают такое определение коучингу: «Коучинг – это искусство задавать потрясающие вопросы». И это действительно так.

    Умение задавать вопросы, которые стимулировали бы творческий поиск клиента, выводили его из тупиков – это сердце коучинга. Такие вопросы называют открытыми. Используются с целью сбора информации. Открытые вопросы – это вопросы, которые предполагают множественные ответы. В противоположность им закрытые вопросы предполагают ответ либо «да», либо «нет».

    Открытые вопросы начинаются со слов «Как?», «Когда?», «Где?», «Для чего?», «Зачем?», «Кто?», «Что?». Они не оценочные и устремлены в будущее, к новым альтернативам. В этой связи, вопрос, начинающийся со слова «Почему?» часто плохо подходит, так как, отвечая на него, собеседник может пуститься в анализ прошлого, поиск причин происходящего, таким образом оставаясь в рамках той же самой альтернативы. Вопросы «зачем?» и «для чего? превращают проблемы в задачи и ориентируют на будущее решение. С другой стороны, хорошим будет вопрос: «Почему для Вас это важно?».

    Закрытые вопросы. Вы уже пробовали поговорить с ней? Каким образом Вы пытались объяснить ей свои чувства? Можете ли Вы получить еще какой-то доход? Как Вы могли бы удвоить свой доход? Вам нравится эта работа? Почему для Вас важна эта работа?

    Можно «открыть» вопрос еще больше, используя множественное число: «Каковы могут быть способы?…», а можно даже еще больше, добавив слово «некоторый»: «Каковы могут быть некоторые из лучших способов?…»

    Открытые вопросы призваны выводить человека не только из ситуации «да/нет», а вообще из любых бинарных ситуаций. Люди часто оценивают ситуации категорично – либо хорошо, либо плохо; либо налево, либо направо. Однако между черным и белым всегда есть целый спектр градаций серого. Поэтому мы можем пользоваться «шкалирующими» открытыми вопросами. Например, на утверждение, что «данный подход не эффективен» можем спросить: «Какова, по Вашему мнению, эффективность данного подхода в процентах?» И затем: «Какие могли бы быть некоторые их лучших способов поднять эффективность до…?»

    Другое призвание открытых вопросов – это выводить клиента из ситуаций «выбора без выбора», когда все альтернативы, которые он видит перед собой, приводят к неблагоприятным для него последствиям.

    Зарубежные авторы выделяют 7 фаз развития коучинга:

    Первая фаза-«происхождение»(70-80 годы, Америка). Первоначально в американском менеджменте коучинг означал работу руководителя со своими подчиненными, ориентированную на развитие. Каждый сотрудник должен был достигать своей профессиональной и личностной зрелости в рамках своей должности под чутким руководством своего начальника. Умело используя мотивационный компонент, руководитель способствовал успешному выполнению производственных задач и, иногда, карьерному росту самого подчиненного. Такая форма вполне соответствовала духу времени, царящему в тот период в Америке.

    Вторая фаза «распространение». В середине 80-х постепенно расширяется применение коучинга в карьере молодых способных работников, теперь уже — через сопровождение их опытными менеджерами-экспертами в своей области, которые ни в коем случае не являются их прямыми руководителями. Хотя подрастающим «талантам» и уделяется много внимания и их карьерный путь направляется в нужное русло, но это явление не перерастает в систему, а постепенно перерождается в наставничество или менторство.

    Третья фаза «всплеск». То, что началось в США на среднем уровне, в середине 80-х перекочевало в Германию сразу на уровень ТОП-менеджмента. Коучинг превратился в консультирование ТОП-ов исключительно внешними коучами по специфическим темам: конфликты на топ-уровне, проблемы руководства подчиненными, вопросы стратегии. Однако затрагивались и другие темы — проблемы в супружестве или проблемы взаимоотношения с окружающими. Коуч должен был помочь осознать своему клиенту мировосприятие, особенности его коммуникативного стиля, сильные и слабые

  • стороны личности. До этого периода руководители высшего эшелона еще не получали в таком объеме прямой обратной связи, которая бы способствовала улучшению их социального влияния в бизнесе. Этот вариант коучинга с его «налетом эксклюзивности» привлекли внимание широкой общественности и в исключительно короткое время ключевые идеи коучинга становятся чрезвычайно популярны.

    Четвертая фаза «системное развитие персонала». Коучингом занимались не только коучи, приглашенные извне, но и внутрифирменные отделы персонала и развития. Долгое время эти две группы находились в противостоянии, обсуждая, какие темы для руководства соответствуют стилю коучинга, а какие нет. Если коучинг проводил отдел развития, то целевой группой долгое время оставалась средняя и низшая прослойка менеджмента. Роль персонального коуча при этом отводилась непосредственному руководителю, призванному развивать своих подопечных, для чего и проводились семинары по коучингу внутри фирмы.

    Наконец, в 90-х годах обе группы достигли мира и согласия и утвердили коучинг в различных вариантах и образах действия как способ развития всех уровней руководства. Для ТОП-менеджмента индивидуальный и командный коучинг стал важнейшим инструментом раскрытия личного потенциала. Постепенно определились и преимущественно систематизировались вопросы о том, какие темы должны стоять в центре внимания коучинга, в каких случаях можно использовать коучинг и кто должен рассматриваться как коуч и как клиент.

    Пятая фаза «дифференциация». Итак, в 90-х годах коучинг достиг заслуженного успеха. Первые «битвы» за концепты, методы, темы, направления и происхождение были позади. Все больше коучинг стал применяться в различных вариантах, с новым значением, содержанием и конкретными процедурами. Групповой коучинг в ходе семинаров использовался как «сила» группы для глубокого консультирования отдельного участника через коллективную обратную связь. Каждый тренинг личностного роста – совершенно в духе времени — мог тоже называться коучингом. Это облагораживало собственный образ действий и давало каждому, кто в этом принимал участие, чувство возвышенной ответственности.

    Коучинг превратился в своем ключевом понятии во всеобщую глубокую ориентированную на психологию методику консультирования. Его стали использовать как в отдельных «личных» случаях, так и как форму личностной поддержки для высшего менеджмента в период изменений

    на фирмах. Область применения и используемые методики на этой фазе разрослись очень стремительно.

    Шестая фаза «популяризация». После того, как коучинг был так уважаем у топ-менеджмента, после того как коучинг доказал неслучайность своего успеха и высокого статуса, после всего этого он вдруг очень быстро стал словом-контейнером, которое употреблял каждый и по любому поводу. Даже классическое организационное консультирование мутировало в коучинг. Появился «ТV-коучинг», «дансинг-коучинг», «астрологический коучинг» и т.д. и т.п.

    Седьмая фаза «углубленная профессионализация». С 2002 года в коучинге начинают выделяться целевые группы и методически дифференцированное применение. Повышаются требования к качеству практики, начинается стандартизация в обучении коучингу, растет интенсивность исследований, организуются международные конгрессы и встречи. Создаются интернет-банки данных коучей и сообщества коучей, которые обсуждают между собой содержание, методику, стандарты и вопросы качества. Коучинг выходит на научный уровень, начинает разрабатываться собственная методология и инструментарий.

    В настоящее время в коучинге условно выделяют три главных направления: — Персональный-коучинг — рассматривается достижение цели в интересах человека как личности.

    — Бизнес-коучинг. Это совместная работа над достижением профессиональных и личных целей клиента в контексте его бизнеса или организации. Целью в этом случае может являться как улучшение результатов и показателей бизнеса, так и карьерной самореализации человека.

    — Корпоративный коучинг. Достижение поставленной цели или

  • решение задач в интересах компании. В результате внедрения корпоративного коучинга все оказываются в выигрыше: ключевые сотрудники получают осознание перспектив, ясность направления движения, большую самостоятельность, поддержку собственной инициативы. Глава компании получает лояльных, заинтересованных, эффективных соратников. В результате внедрения корпоративного коучинга в компании возрастает прибыль. По данным Международной Федерации Коучинга, окупаемость затрат на коучинг равна 5.3 к 1.

В Психологическом словаре понятия "самосовершенствование" почему-то нет. Есть самовыражение, самоконтроль, самосознание, саморегуляция, самоуничежение и даже самоубийство. Всего в словаре 53 понятия "само…".

Наиболее близким по смыслу, по моему мнению, есть понятие саморазвитие. Это рост Я, движение к эмоциональной и когнитивной деятельности. Также интересен мне показался следующий аспект. Прежде, чем человек приступит к самосовершенствованию, он должен самоопределиться. Из словаря социологии: Самоопределение (англ. self-determination) — процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы…

Занимая определённую позицию, предвосхищая своё будущее, осознавая свои реальные достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, общения с другими людьми. Он выступает как субъект собственного развития, определяющий свою жизненную программу. Для него возникает потребность в самосовершенствовании, в построении себя как личности. Расширение же границ собственных возможностей есть управление развитием. 

Вообще, можно выделить два основных направления ("вектора") профессионального самосовершенствования психолога:

  1. Постоянное улучшение своей работы, что, в свою очередь, предполагает:
    • решение проблем клиентов (в идеале — формирование у клиентов готовности к самостоятельному решению своих проблем);
    • разработку новых методов работы;
    • формирование в самом себе готовности к решению всё более и более сложных (и интересных) психологических проблем, то есть развитие себя как профессионала и т.п.
  2. Личностное развитие и саморазвитие в профессии. 

Сама профессиональная деятельность понимается тут как одно из важных условий реализации и развития лучших творческих возможностей человека. При этом профессия "психолог" даёт для этого особые возможности и перспективы, и не использовать их глупо. 

На высших уровнях своего проявления и профессиональная, и жизненная, и личностная линии развития взаимопроникают и дополняют друг друга. 

Развитие субъекта профессионального самоопределения, в данном случае — психолога-профессионала, неизбежно проходит через кризисы, которые ещё предстоит осознать, чтобы контролировать и корректировать процесс их протекания. Поскольку кризисы становления субъекта неизбежны, то на первый план выдвигается такое важное условие полноценного формирования субъекта профессионального самоопределения, как готовность клиента преодолевать эти кризисные ситуации. И здесь важнейшим для него становится не столько интеллект (или другие традиционно выделяемые "качества"), сколько морально-волевая основа самоопределения. При этом сама воля имеет смысл лишь при осознанном выборе жизненной и профессиональной цели, а также при стремлении к этой цели. 

В связи с этим возникают даже несколько парадоксальные ситуации:

Первая такая ситуация связана с часто возникающей необходимостью психолога сознательно отказываться от тех своих желаний (и соответствующих целей), которые уже не соответствуют его изменившимся (или развившимся) представлениям о счастьи и жизненном успехе. Здесь приходится ставить под сомнение традиционно выделяемое в профессиональном самоопределении и в психологии карьеры требование всегда учитывать желания самоопределяющегося человека. 

Другая ситуация связана с необходимостью отказываться от учёта имеющихся способностей и возможностей для достижения профессиональных и жизненных целей. Поскольку способности не только меняются сами в ходе развития самоопределяющегося человека, но и изменяются им самим (или с помощью своих друзей и преподавателей) произвольно, то традиционное "могу" также ставится под сомнение. Если мы основываемся в своих рассуждениях на "морально-волевую" составляющую субъектности, то должны ориентироваться на неизбежное изменение имеющихся способностей ("могу") в результате волевых усилий развивающегося субъекта профессионального самоопределения. 

Сомнения вызывает и традиционно выделяемое в профессиональном самоопределении "надо", то есть учёт потребности общества ("рынка труда") в данной профессии в том, какой она "должна быть". Неясно, кто определяет это "надо", и всегда ли оно вызвано объективными социально-экономическими обстоятельствами. Но можно предположить, что развитый субъект самоопределения должен самостоятельно определять, что является "должным" и "сущностным" как для своего собственного развития, так и для развития общества, а не просто подстраиваться под конъюнктуру "рынка труда" и имеющиеся общественные предрассудки. Всё это также предполагает у психолога (а также и у самоопределяющегося студента) развитую волю, то есть его готовность самостоятельно ориентироваться в общественных процессах, преодолевая стереотипы общественного сознания. 

Что касается студентов-психологов, то процесс активизации размышлений над вышеописанными проблемами предполагает особое участие в этом преподавателей и научных руководителей, однако студенту-психологу необходимо прежде всего самому ставить перед собой подобные вопросы и пытаться искать на них ответы. Если же студент находит среди преподавателей настоящего учителя, то между ними могут возникать интересные диалоги. При этом поначалу инициатива может исходить от преподавателя, который фактически превращается в профконсультанта, помогающего будущему психологу выстраивать перспективы своего профессионального и личностного развития. Такая помощь преподавателя-консультанта (или научного руководителя) предполагает у него развитую профессиональную этику, то есть сведение к минимуму манипуляцию сознанием студента. Но реально вообще отказаться от манипуляции невозможно, например, немало ситуаций, когда "разочаровавшийся" во всём и вся студент-психолог просто неопытен или находится в состоянии аффекта. В этих и подобных случаях определённая ответственность за принятие решений ложится на научного руководителя, и тогда неизбежными становятся "субъект-объектные" отношения между ним и студентом. Но и здесь возникает парадоксальная ситуация: преподаватель-профконсультант может и не занимать активную позицию в своей работе, то есть он может отказаться от права быть полноценным субъектом своей профессиональной деятельности. На практике это не только возможно, но часто и делается. 

Естественно, всё сказанное относится и к самому самоопределяющемуся студенту-психологу (тем более, что преподаватели и научные руководители, действительно, формально "не обязаны" выступать в роли таких "помощников" и "профконсультантов"). В немалой степени студент-психолог сам должен выступить по отношению к своим проблемам в роли такого "самому-себе-профконсультанта". Очень важно при этом быть готовым к преодолению внутреннего кризиса учебной деятельности. 

Суть этого кризиса выражается в нарушении гармонии и возникающем на этой основе противоречии между разными составляющими или разными линиями развития. Главная проблема кризиса — осознание этих противоречий и грамотное управление этими противоречивыми процессами. Таким образом, чем в большей степени эти противоречия осознаются самоопределяющимся человеком (студентом или молодым психологом), а также осознаются всеми, кто стремится помочь психологу в его профессиональном становлении, тем в большей степени они становятся управляемыми. 

Кратко можно обозначить следующие варианты противоречий самоопределяющейся личности:

  1. Противоречие между половым и социальным развитием человека (по Л.С. Выговскому).
  2. Противоречие между физическим, интеллектуальным и гражданским, нравственным развитием (по Б.Г. Ананьеву).
  3. Противоречия между разными ценностями, противоречия несформированной ценностно-смысловой сферы личности (по Л.И. Божович, А.Н. Леонтьеву).
  4. Проблемы, связанные со сменой ценностных установок во взрослые периоды развития субъекта труда (по Д. Сьюперу, Б. Ливехуду, Г. Шихи).
  5. Кризисы идентичности (по Э. Эриксону).
  6. Кризис, возникающий в результате существенного рассогласования между "реальным Я" и "идеальным Я" (по К. Роджерсу).
  7. Кризис между ориентацией на общепринятый "жизненный успех" и ориентацией на поиск уникального и неповторимого пути самосовершенствания (по А. Маслоу, В. Франклу, Э. Фромму, Ортеге-и-Гассетуащр).
  8. Кризисы возрастного развития, основанные на противоречии мотивационной и операциональной линий развития (по Б.Д. Эльконину).
  9. Кризисы собственно профессионального выбора, основанные на противоречии "хочу", "могу" и "надо" (по Е, А. Климову) и др. 

Можно выстроить один из возможных вариантов "пространства" профессионального и личностного самоопределения, где условно выделяются следующие "координаты":

  1. По вертикали — линия ориентации самоопределяющегося человека (психолога) на "альтруизм" или на "эгоизм";
  2. По горизонтали — линия ориентации на "нормы обыденного сознания" (когда счастье и профессиональный "успех" выстраиваются но "готовому образцу") или ориентация на "уникальность" и "самобытность" (когда человек стремится прожить неповторимую и неповторяемую профессиональную жизнь).

Также можно обозначить разные линии профессионального развития, например, воспользоваться традиционно выделяемыми в профессиональном самоопределении профессиональные намерения ("хочу"), профессиональные возможности ("могу") и осознание потребности в данной профессиональной деятельности со стороны общества или объективной потребности для себя лично ("надо"). Тут речь всё-таки идёт о развивающихся и меняющихся "хочу", "могу" и "надо", а не о стабильных образованиях. 

Ecть некоторое противоречие (рассогласование) в направленности "хочу" (больше ориентированной на "альтруизм"), с одной стороны, и, с другой стороны, "могу" и "надо", больше ориентированных на "уникальность", которая не всегда может соотноситься с "альтруистической" ориентацией (в этом примере ориентация на "уникальность" как бы "разрывается" между альтруистической и эгоистической ориентациями, что уже может породить некоторый внутренний конфликт). Кроме того, есть некоторое несоответствие самой величины векторов "могу" и "надо" (в этом примере "надо" имеет более выраженную ориентацию). И как уже отмечалось ранее, рассогласованность "хочу", "могу" и "надо" неизбежно требует их коррекции и развития, а не просто "учёта" при планировании своих перспектив, как это делается в традиционных профориентационных подходах. 

Грамотный и творческий психолог должен постоянно искать всё новые пути и варианты "пространств", отбирая для себя лишь самые подходящие направления своего развития. Эти направления также должны быть соотносимы с достойными целями и идеями.