Loading...

Блог alexanderaleinik

Алейник А.И. (психолог, мастер по метафорическим картам)

Наверняка вы обращали внимание, что в нас, сосуществует большое количество разных “Я”. Эти разные части нас, в разных ситуациях могут перехватить управление и начать диктовать свою волю.

Например, борцы с лишним весом знают, что перед сном лучше не кушать. Разумная наша часть говорит: “Не кушай на ночь, растолстеешь еще больше, болячки появятся”. Но тут появляется другая часть нас, и говорит, вначале тихонечко: “Один раз живем! А потом все настойчивее и настойчивее: “Перестану кушать с понедельника, пошли разгрузим холодильник, поход к холодильнику это же движение…”.

И вы обнаруживаете себя у холодильника, судорожно и с жадностью опустошающим его.

Многим  знакома эта ситуация? Это пример того, как проявляют себя наши субличности.

Но как ни странно, субличности стараются сделать нашу жизнь более комфортной и безопасной. Вот только способы, которые они для этого выбирают, не всегда оптимальны для текущей ситуации.

Наверняка вы встречались с людьми, которые обижаются по поводу и без повода!

 У этих людей в детстве, сформировалась субличность, которая любит обижаться и расстраиваться. Видимо в их детстве, были ситуации, где их спасало расстройство – мама не покупала игрушку и мало обращала внимания - они начинали плакать, обижаться и ситуация разрешалась волшебным образом – игрушка была куплена, а если даже нет, то внимании мамы было точно привлечено, пусть даже оно выражалось в ругани и раздражении. Вот и дальше, на автомате, эта субличность не осознано включается пытаясь помочь в похожих ситуациях, правда не учитывая, что ребенку может быть уже за 40 лет.

Субличность всегда хочет для нас добра! Но далеко не всегда знает, как добро привнести в нашу жизнь, и часто использует не корректные и не работающие способы. Точнее эти способы были работающими тогда, когда субличность возникла. Но сейчас у нас другие ресурсные понятия, другие ресурсные состояния, другое положение в мире.  

У людей есть субличности, которые присущи только им и субличности, которые есть у всех, находящихся в одинаковых социуме и культурной среде. Их не сбалансированность сильно влияет на нашу жизнь. 

Одни из самых ярких представителей, это наши внутренние Родитель, Ребенок, Взрослый 

Немного о наших внутренних ребенке родителе и взрослом
 

“Внутренний Ребёнок” – это самая яркая и эмоциональная часть нашей личности. Благодаря ему мы можем не только творить, любить, восторгаться, радоваться жизни, но и печалиться и грустить. Все, что касается эмоций и их выражения связано с нашим внутренним ребенком. Его девиз ”Я хочу”. Если он преобладает внутри нас, то есть много желаний, но нет сил, чтобы их реализовывать, много манипуляций, не обязательность, максимализм, не возможность сконцентрироваться на определенной цели. 

"Внутренний Родитель" - наш контролер. Любит контролировать поведение Внутреннего Ребенка, воспитывает его. Родитель пытается защитить ребенка от реальных, а на самом деле чаще мнимых опасностей. Как правило, формирование этой части личности происходит в дошкольном возрасте. Это собирательный образ всех тех, кто участвовал в нашем воспитании - отец, мать, бабушка, воспитательница и даже совершенно незнакомый взрослый, который отругал или “надрал” ребенку уши за какое-нибудь детское прегрешение. Внутренний Родитель хочет все подчинить своей власти и установить тотальный контроль над личностью человека. Его девиз ”Я должен”. Преобладание этой субличности ведет к не умению радоваться жизни и получать удовольствие. Все слишком  безрадостно, обыденно и скучно. Постоянные оглядки на то, что подумают, скажут о вас другие. Делать/не делать с оглядкой на то, как принято, как у других. Очень часто начинается притягивание людей, застрявших в детской позиции.

"Внутренний Взрослый" - это наш здравый смысл, наш жизненный опыт. Именно он дает возможность вести себя не только “как принято у приличных людей”, но и так, как наиболее разумно и эффективно для нас. Если ребенок живет мечтами, то есть будущим, родитель руководствуется нормами поведения, выработанными обществом раньше, то есть прошлым, то взрослый, это та часть нашей личности, которая живёт в настоящем, здесь и сейчас. Его девиз ”Я могу”. Когда  преобладает взрослый, то человек не может остановиться и ничего не делать, не слышит себя и может совершает глупые ошибки. 

Эти три субличности важны в нашей жизни. Главное, чтобы они не мешали друг другу, могли договариваться между собой и вместе идти в одном направлении, а не вести себя как лебедь, рак и щука

Когда они не сбалансированы, находятся в конфронтации друг с другом, то начинается внутренний конфликт, обычно внутренний родитель пытается подчинить ребенка, в ответ ребенок вступает в борьбу с родителем, а внутреннего взрослого никто и не замечает, он живет как-то сам по себе. Когда наши субличности конфликтуют, то это мешает достигать наших целей, так как они не могут договорится между собой и на мечты ребенка, родитель будет накладывать запреты, а ребенок будет сопротивляться родителю, защищая свои границы.

Очень действенный способ “помирить” и сбалансировать эти субличности - работа с метафорическими картами. Описывая карты, которые символизируют эти “Я”, человек осознает причины такого взаимоотношения, кто и когда привнес в жизнь мешающие убеждения и программы деструктивного поведения. После “примирения”, эти субличности начинают взаимодействовать друг с другом, у человека уходит раздвоенность,  появляется энергия для реализации своих целей.

При работе с клиентами, я выявил, что обычно выбирается “любимчик”, который может и не нравится, но все равно, человек за него держится -  он такой какой есть, желает добра мне или его все обижают, мне надо его защищать… Гипер ответственный клиент, обычно в “любимчиках” держит внутреннего родителя – он соглашается, что должен следовать каким-то, часто не нужным, правилам, которые заложили в него еще в раннем детстве, а то, что из-за гипер ответственности, перфекционизма, он испытывает психологический надрыв, не складываются отношения с близкими, это конечно не хорошо, но не так важно по сравнению с тем, что я должен! А кому должен – часто нет понимания. Другие части своего Я он загнал так далеко, что их даже не замечает. И когда человек рассматривает карты, символизирующие эти части себя, он с удивлением осознает, что его гипер ответственность вредит его мечтам, желаниям, отнимает жизненную энергию. Выявив и сняв это напряжение, достигнув примирения внутри себя, человек с удивлением замечает, что его жизнь начинает меняться, налаживаются отношения с близкими, коллегами, а самое главное, он начинает замечать новые возможности, которые находятся прямо рядом с ним!

 

Если хотите сбалансировать своих внутренних ребенка, родителя и взрослого записывайтесь на http://www.aleinik.ru/kontakty/  

Найди ответы на свои вопросы с помощью “магии” метафорических ассоциативных карт

Алейник Александр, мастер по метафорическим картам

www.метафорическиекарты.рф

 

Метафорические ассоциативные карты (или в английской транскрипции OH cards) один из самых эффективных инструментов для работы с внутренним миром человека. Они похожи на обычные игральные карты, но только с изображениями лиц  людей, животных, сюжетов из сказок, абстракций...

Метафорические ассоциативные карты (МАК) появились в 1982 г в Канаде, массовое распространение получили в начале 2000х годов. Можно сказать, что карты это усовершенствованный и более приятный в работе Тест Роршаха. Для человека, карта это метафора, которая запускает подсознательный процесс – глядя на карту человек рассказывает, что видит на карте, но все, что он видит находится только в нем.

Метафорические  карты не похожи на гадальные карты типа Таро, в них нет мистики, работая с ними, человек обращается только к себе – к своему подсознание и никакие внешние “высшие силы” не влияют на его работу.

МАК могут помочь человеку запустить подсознательный поиск решения проблемы. Работая с несколькими картами и перемещая их в пространстве, человек проигрывает возможные варианты развития событий, а так же может посмотреть на себя и окружающих людей отстранено со стороны. Подсознание ведет к правильному и наиболее приемлемому решению и человек выбирает лучший для него вариант развития ситуации.
Работа с картами это проекция – это когда мы чему-то снаружи присваиваем то, что у нас внутри. Именно за счет своей проективности и метафоричности, карты позволяют видеть и работать с нашим бессознательным.
МАК хороши своей актуальностью, так как показывают нам, что происходит внутри нас здесь и сейчас и дают возможность увидеть и разобрать любые межличностные отношения, отношения с образами, идеями, системами из внешней и самое главное, из внутренней реальности человека

Являясь зрительной метафорой, карты открывают возможность увидеть и проанализировать процессы восприятия, которые проходят за пределами сознания. Они задействуют иррациональную часть нашей личности и активизируют правое полушарие мозга, которое отвечает за интуицию, эмоции и с помощью которого мы понимаем метафоры.

В первую очередь карты, это источник информации о человеке, а не инструмент диагностики.
Не бывает правильных или не правильных карт, правильных или неправильных ответов, описаний и чувств. На первом месте стоит видение и чувства клиента. Терапевт не может вмешаться в ситуацию, что-то подсказать или навязать свое видение ситуации. В этом плане карты абсолютно экологичны. Работая с картами клиент как бы рассказывает не о себе, а о том, что видит на картах, тем самым расслабляясь, ослабляя контроль над собой и чувствуя себя безопасно. При работе с некоторыми методиками, человек делает безопасную расстановку сам себе.

С МАК могут работать не только взрослые – карты так же отлично подходят для работы с детьми. Внешний вид карт, изображения на них – притягивают внимание ребенка и полностью вовлекают его в игровое пространство, которое создают МАК

Есть много способов и методик работы с картами – чаще всего работают с терапевтом, который мягко ведет человека и вовремя задает вам нужные вопросы, но так же можно с ними работать индивидуально или в группе.