Loading...

Блог luidmilakolobovskaya

 История о том, как мы, зачастую, вместо настоящей, серьезной проблемы у ребенка видим то, что лежит на поверхности, тот способ, с помощью которого ребенок пытается самостоятельно справиться с проблемой. И начинаем с ним бороться, оголяя ребенка, лишая его защит.

Привела ко мне на консультацию мама сына 10-ти лет.

Проблема, со слов мамы - чрезмерно агрессивное поведение мальчика, дерется, жестоко бьет младших , и вообще плохо слушается.

Собирая информацию при работе с детьми, часто использую проективные рисуночные методики. Опыт работы с ними (и с детьми, и с рисунками) больше 20 лет, поэтому довольно хорошо умею их "читать", понимаю, что значит положение рисунка на листе, размер рисунка, сама фигура "Несуществующего животного", части фигуры животного. (В этой работе методика "Нарисуй несуществующее животное" казалась мне самой адекватной.)

Агрессия и страх

Я вижу, что фигура никак не вписывается в тот образ, который нарисовала мама мальчика....Фигура не агрессивна, кроме небольших когтей на ногах, которые, действительно говорят об агрессии, направленной к младшим и слабым.

Зато обо всем говорят глаза, с сильно прорисованными зрачками, что явно говорит о страхах, да и ушки на макушке...Смотрит и прислушивается.

Когда спросила, чего ребенок боится, он, конечно, ответил поначалу, что ничего - он же мужчина, бояться стыдно. Когда спросила о кошмарах, мама сказала, что нет никаких кошмаров, а ребенок сказал, что есть. 

Что после просмотра сериала, у него начались видения, он видит призрака, и ему снятся кошмары. 

А мама на это сказала, что поэтому они с сыном спят в одной постели. Папа работает вахтовым методом и бывает дома не часто.

После этого признания и проработки самых страшных картин методом субмодального редактирования в облегченном, детском варианте, мальчик начал видимо расслабляться, опустились плечи, стало более ровным дыхание.

Дальше речь шла об умении отреагировать гнев и агрессию, о способах снятия напряжения, как для мамы, так и для сына.

Мама оказалась спортивной, и решила, что рано по утру они начнут с сыном бегать по берегу моря, и криком отреагировать накопившийся гнев.

Для чего я, собственно, все это рассказываю...

Зачастую мы в своей обыденной жизни не стараемся вникнуть в суть вещей, понять, что скрывается за видимостью, в чем намерение "неправильного" поведения наших близких. Это вносит много хаоса, который умножает уже существующий. Разобраться с каждым днем, месяцем и годом в этой каше из событий, эмоций, поведенческих реакций становится все труднее.

 Поэтому для меня обращение к психологу все упрощает и экономит время жизни, здоровье и силы. Совсем не обязательно тянуть до последнего, лучше придти на консультацию, когда проблема только начинает вырисовываться.

 И еще, дорогие родители, помните замечательную фразу:

"Желудок умнее мозга, потому что желудок умеет тошнить. Мозг же глотает любую дрянь." Чингиза Айтматова.

Из мозга извлечь токичное и вредное гораздо сложнее. Внимательно следите за своими детьми, когда они поглощают информацию из телевизора и интернета. В работе с интернетом пользуйтесь программами родительского контроля, они есть в свободном доступе.

 

Тема панических атак созрела во мне после групповой супервизии, в которой я принимала участие. Внимание и интерес к теме среди коллег меня крайне удивил. В этой статье попробую рассказать, почему и что я думаю о ПА и о лечении ПА.

Панические атаки как симптом

Паническая атака (ПА) или Вегетативный криз представляет собой необъяснимый, мучительный для больного, приступ тяжёлой тревоги, сопровождаемый страхом, в сочетании с различными вегетативными (соматическими) симптомами.

Русскоязычные врачи используют термины «вегетативный криз», «симпатоадреналовый криз», «кардионевроз», «ВСД(вегетососудистая дистония) с кризовым течением», «НЦД — нейроциркуляторная дистония», отражающие представления о нарушениях вегетативной нервной системы в зависимости от ведущего симптома. Термины «паническая атака» и «паническое расстройство» имеют мировое признание и введены в Международную классификацию болезней 10-го пересмотра. В то же время наличие панических атак не обязательно означает, что у больного — паническое расстройство. Панические атаки могут быть симптомами феохромоцитомы, соматоформных дисфункций, фобийдепрессивных расстройств, эндокринологических заболеваний, сердечных заболеваний, митохондриальных заболеваний и т. д. Или же возникать в результате приёма каких-либо препаратов (например, «Эреспал»). Википедия.

В этой статье я говорю только о тех ПА, которые имеют под собой чисто психологические причины. Клиентам, которые не знают, что за причина у их ПА настоятельно рекомендую пройти обследование, сдать анализы, чтобы исключить другую, соматическую, гормональную, медикаментозную  природу паники.

Паническая атака характеризуется приступом страха, паники или тревоги и/или ощущением внутреннего напряжения в сочетании с четырьмя или более из списка ассоциированных с паникой симптомов:

  • Сердцебиение, учащённый пульс
  • Потливость
  • Озноб, тремор, ощущение внутренней дрожи
  • Ощущение нехватки воздуха, одышка
  • Удушье или затруднённое дыхание
  • Боль или дискомфорт в левой половине грудной клетки
  • Тошнота или абдоминальный дискомфорт
  • Ощущение головокружения, неустойчивость, лёгкость в голове или предобморочное состояние
  • Ощущение дереализации, деперсонализации
  • Страх сойти с ума или совершить неконтролируемый поступок
  • Страх смерти
  • Ощущение онемения или покалывания (парестезии) в конечностях
  • Бессонница
  • Спутанность мыслей (снижение произвольности мышления)

Существуют и другие симптомы, не вошедшие в список: боли в животе, расстройство стула, учащённое мочеиспускание, ощущение кома в горле, нарушение походки, нарушение зрения или слуха, судороги в руках или ногах, расстройство двигательных функций, повышенное давление.

Количество клиентов с паническими атаками растет в последнее время в геометрической прогрессии. 

Очевидно, что у этого явления есть свои причины.

Все более стрессогенная жизнь увеличивает тревогу, количество решений, которые надо принимать стремительно растет, расслабляться и успокаивать себя научен далеко не каждый. Дисбаланс внутри вегетативной нервной системы становится все больше. Перетренированная постоянным напряжением симпатическая нервная система находится в дисбалансе с парасимпатической недотренированной.

Сейчас мне бы хотелось говорить не о собственно ПА, и о том, как купировать приступ, что делать, когда ПА приближается, об этом сказано достаточно много. Мне хочется говорить о том, как жизнь клиента приводит его к ПА, что является питательной средой для ПА и что может быть профилактикой.

Если рассматривать ПА как симптом, то очевидно, что за этим симптомом что-то есть, что это симптом какого-то общего неблагополучия, симптом того, что что-то  в жизни клиента идет не так.

Как же разобраться во всем этом? 

 Клиенты с ПА обладают некоторыми особенностями. Среди них - алекситимия - неспособность понять, что чувствуешь и назвать это чувство; вытеснение и избегание проблем и конфликтов, игнорирование сигналов тела в виде недомоганий; перфекционизм - стремление быть идеальным и делать все идеально. Часто клиенты с ПА - очень сильные люди, не ноющие и не хныкающие, как они сами говорят о себе.

Конечно, это типирование очень условно, и люди, у которых есть эта проблема бывают разными.

Начало терапии клиентов с ПА - простая беседа с клиентом о его жизни, о том, из чего эта жизнь состоит, какие в ней есть конфликты, какие ресурсы, какова система ценностей клиента, каких концепций он придерживается. Постепенно складывается картина и приходит понимание того, где же "зарыта собака".

Сами клиенты , как правило, просят просто "вылечить их от ПА" и все, других жалоб на свою жизнь у них нет. Во всяком случае, они так считают. 

Приведу недавний пример из моей практики.

Клиентка, молодая женщина, мусульманка, мать 4-х детей, младшему из которых несколько месяцев, просила избавить ее от ПА. Начала она рассказ с того, что у нее прекрасный, работящий муж, двухэтажный большой дом, свой бизнес. И вообще, жизнь замечательна. Ее голос и выражение лица при этом говорили о другом.

После часа работы, клиентка смогла признать, что она не хочет жить, опять же из-за ПА...Немного позже. она рассказала, что ее муж, работящий и любящий , не любит даже малейшего непорядка, капельки воды на полу в ванной, разбросанных вещей (в семье четверо детей!), и прочих ужасов быта. Когда такое происходит, то он начинает говорить жене о том, что сейчас работать по хозяйству вообще очень просто - есть стиральная машина, печка, пылесос. А вот раньше, женщины на полях пахали и прочее, прочее...

Конфликт найден. Ее понимание себя как послушной жены и хозяйки, почерпнутое из религиозных концепций и воспитания не дает ей возможности даже осознать, что она страшно устала. Только во время ПА она может рассчитывать на снисхождение и принятие, только во время ПА она может быть собой (как странно и страшно это звучит).

Зачастую, приступ паники - единственная возможность организма докричаться до "хозяина", обратить его внимание на истощение внутренних ресурсов, на неполадки в его жизни. Иногда на то, что та жизнь, которую проживает клиент это не его жизнь и он в ней просто статист, сам спектакль режиссирует кто-то другой - муж, родители...

Для меня , как я и сказала в начале статьи, самое важное, не цепляться за симптом, и не давать болеутоляющее в виде многочисленных техник, которые не заменят настоящего лечения, хотя и могут быть сопровождением, симптоматическим лечением.

Понимание конфликтов в жизни клиента, которые приводят к ПА и особенностей его психического функционирования дают возможность надежно и навсегда избавить человека от ПА и наладить, гармонизировать его жизнь. 

Хотя для этого надо проделать большую совместную работу, переосмыслить и перенастроить свою жизнь, научиться чувствовать себя и говорить о своих проблемах, просить помощи, и принимать ее, говорить "нет", когда нарушают границы.

В этой работе много своих тонкостей и своих инструментов. О некоторых из них можно узнать здесь: http://smartafisha.ru/blogs/tehnicheskiiy-instrumentariiy-prakticheskogo-psihologa-model-balansa

http://smartafisha.ru/blogs/tehnicheskiiy-instrumentariiy-prakticheskogo-psihologa-5-shagov-k-isceleniyu

http://smartafisha.ru/blogs/tehnicheskiiy-instrumentariiy-prakticheskogo-psihologa-submodalnoe-redaktirovanie

http://smartafisha.ru/blogs/tehnicheskiiy-instrumentariiy-prakticheskogo-psihologa-krugi-blizosti

 

Возможно, я как человек, рожденный в октябре, и "весы" по знаку Зодиака, во всем и всегда ищу гармонию и баланс, и отчетливо ощущаю их отсутствие.

Технический инструментарий практического психолога Модель баланса

Однако, измерить баланс и гармонию в нашей жизни довольно затруднительно.

Много есть разных приемов и техник, но ни одна не удовлетворяла моим критериям в полной мере ранее.

И вот, обучаясь Позитивной психотерапии, я узнала о замечательном инструменте, который меня удивил своей простотой и порадовал своей цельностью и комплексностью.

Хочу поделиться с вами этим замечательным инструментом психологической помощи и самопомощи. 

Эта модель, как я уже сказала,  пришла к нам из Позитивной психотерапии Носсрата Пезешкиана и выглядит она так:

 В ней вся наша жизнь, условно, разделена на четыре сферы:

тело/здоровье,

деятельность/достижения,

контакты/общение,

смысл/будущее/фантазии.

Вариантов использования этой модели множество, и чем больше я ею пользуюсь, тем больше возможностей вижу.

 Я использую  "Модель баланса" и с клиентами, и в своей собственной жизни, чтобы определиться, что сейчас в ней происходит и что нужно изменить.

Сейчас расскажу, что именно нужно делать, чтобы понять, что же сейчас происходит с балансом в вашей жизни, а точнее, вообще, с вашей жизнью, куда уходят силы и время, какие сферы остаются в дефиците, какой способ бегства от проблем вы выбрали.

Возьмите лист бумаги А4, нарисуйте на нем систему координат, вот так примерно:

Дальше, подумайте, сколько сил, времени, энергии, вы вкладываете в каждую из 4-х сфер вашей жизни, исходя из того, что на все у вас 100%

  • ТЕЛО / ЗДОРОВЬЕ - %?
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОСТИЖЕНИЯ - %?
  • КОНТАКТЫ / ОБЩЕНИЕ - %?
  • СМЫСЛ / БУДУЩЕЕ / ФАНТАЗИИ - %?

Результаты нужно откладывать в масштабе на линии абсцисс и ординат.

Тело и здоровье на положительном отрезке оси ординат,

потом на положительном отрезке оси абсцисс - деятельность и достижения,

далее - на отрицательном отрезке оси ординат - контакты и общение,

и, наконец, на отрицательном отрезке оси абсцисс - смысл , будущее и фантазии.

Соединяем все точки  и получаем ромб, скорее всего, не равнобедренный.

Вот такой, возможно - 

 Или такой:

Как понять, что все это значит?

Самое первое - увидеть, как именно вы распределяете свои силы, что занимает главенствующую позицию, что находится в дефиците.

Существуют культуральные особенности, которые и строят, в большой степени нашу модель. Подавляющее число моих клиентов перегружают две сферы - деятельность и смысл, их ромб получается вытянутым по горизонтали и сплющенным по вертикали.

И, если подумать, то все правильно и понятно, у нас долгое время в стране, я имею в виду СССР, откуда все мы родом, работа была главным смыслом жизни.

А рассуждать, размышлять, жить будущим, светлым, непременно, было так же принято.

Молодое поколение же не так сильно фиксировано в такой модели, отношение к здоровью, к счастью, стало меняться в лучшую сторону.

 

Что еще можно понять, используя Модель баланса?

Ваш ромб может отражать текущую ситуацию или жизненную стратегию.

Если Вы только устроились на работу, то , скорее всего, сфера деятельности будет перегружена, и это понятно, нужно адаптироваться в новой обстановке, а это требует сил и времени.

Если же в вашей  работе нет никаких особых изменений, а ситуация с перегрузом та же, то это, скорее, говорит о приоритетах в жизни, и возможно, о бегстве в работу, трудовой зависимости, трудоголизме.

Тогда есть смысл поразбираться с этим, от чего я убегаю в работу? От общения с женой/мужем, которое перестало меня удовлетворять, от одиночества и чувства невостребованности в личной жизни?

Здесь нужно понять и признать, что убегая, избегая, никогда не наладить гармонию и баланс. 

Убегать можно в фантазии, зависимости, многочисленные связи или просто в пустое общение. Бегство, поначалу, может быть выходом, дает возможность передохнуть от конфликта , отстраниться, подумать. Но, если проблема не решается, а бегство становится привычным, то оно само становится проблемой.

Есть еще один аспект в работе с Моделью баланса, он, скорее, мотивационный, чем просто объясняющий.

Если у Вас перегружена сфера деятельности, то Вы можете черпать из нее ресурсы - деньги, славу, чувство собственной значимости, уверенности в себе как в специалисте, поскольку вы в нее вкладывали.

В то же время, если сфера тела, например, дефицитарна, вы не вкладывали в нее сил, времени - не заботились в должной мере, не лечили, когда болели, не обращали внимания на телесные симптомы, не ублажали массажем и фитнесом, то в тот момент, когда случается стресс, кризис, эта сфера может сдаться первой. 

И тогда тело не только не будет Вам помощником, но и наоборот, балластом.

Я  рассказала только о некоторых аспектах работы с Моделью баланса, на самом деле их намного больше. Всех желающих узнать больше, отсылаю к трудам Пезешкиана и его последователей.

Что же до гармонии в нашей жизни...Думаю, что когда ты заботишься обо всех сферах своей жизни, то гармония приходит к тебе вместе с благополучием.


 

 

Знакома ли вам такая ситуация: сын или дочка ослушались, нашалили, поступили так, как, в принципе, и свойственно поступать детям - безответственно и, возможно, опасно. В ответ вы ТАК эмоционально отреагировали, что удивили не только ребенка, но и самого себя. 

Вот так, например:

Технический инструментарий практического психолога 5 шагов к исцелению

После этого, когда отдышались, стали соображать, что же это на вас нашло....

И начинаете испытывать вину, стыд, беспомощность...

А что со всем этим делать дальше не очень понятно. Можно полностью возложить вину на ребенка и сказать себя, что это он довел, можно пойти и извиниться. Только вот НЕ ДЕЛАТЬ так больше очень проблематично...

Так как же быть? 

Я предлагаю технику, которая кажется мне очень простой по форме, очень адекватной, очень работающей. Это метод 5-ти шагов Мюриэл Шиффман, гештальт-терапевта,  ученицы А.Маслоу и Ф.Перлза. 

Шиффман называет этот метод методом самотерапии, правда подчеркивая, что помогает этот метод в достаточной мере для людей, которые не страдают серьезными проблемами в психической сфере. 

Я думаю, что его могут применять все, просто кому-то будет недостаточно самотерапии, чтобы решить свои проблемы. Нужна и работа со специалистом - психологом, психотерапевтом.

В чем же суть метода? Как я уже говорила, речь идет о неосознаваемой "подложке", которая взрывает или подавляет нас в абсолютно не стрессовых, казалось бы, ситуациях. Когда мы реагируем чрезмерно и не адекватно ситуации, когда на пустом месте много гнева, обиды, слез, душевной боли.

Что же это за "подложка"? 

Это наши непроработанные детские травмы, которые забылись нами, но продолжают активно влиять на нас и на нашу жизнь исподтишка, не давая нам возможности осознать и поймать "агента" нашего прошлого на месте преступления.

Смысл  техники и состоит в том, чтобы выловить врага и предупредить неадекватность и чрезмерность. И, в конце концов, выявить привычный поведенческий паттерн и перестать им пользоваться.

Итак, метод.

Шаг 1. Распознать неадекватную реакцию.

Первый шаг состоит в том, чтобы распознать неадекватную реакцию, осознать, что это было чрезмерно, не соответствовало ситуации, что в переживании много телесных симптомов - разболелась голова, желудок, трудно дышать, колотится сердце. Физические симптомы здесь выступают маркерами скрытых чувств, тех чувств, которые вы боитесь почувствавать и  даже просто признаться в их наличии.

Шаг 2. Почувствуйте внешнюю эмоцию.

Иногда бывает тяжело признаться себе, что поступок маленького ребенка вызвал такую ярость в вас, но это сделать нужно. Понять и назвать это чувство, даже если будете себя убеждать что ничего не было.

Если у вас не получается вспомнить чувство, которое вы испытывали, то его нужно разогреть, найдя для этого соответствующие уши. Попросить кого-то не критикующего и не дающего советов просто выслушать вас. Когда вы начнете рассказывать о том случае, эмоции поднимуться сами. Иногда вместо чувства может вспомниться головная боль или другой телесный симптом..Тогда нужно немного его поисследовать, подумать, а что же стоит ЗА ним. Когда заболела голова, что было перед этм, как я себя тогда чувствовал, что тогда случилось?

Шаг 3. Что еще я почувствовал? Какое другое чувство я испытал непосредственно перед внешним чувством?

Не внешняя эмоция, а та, которая длилась считанные мгновения, и поэтому могла ускользнуть от вашего внимания; та, которая была заглушена тотчас же, как внешняя эмоция одержала верх. Хорошенько сосредоточьтесь, и вы сможете ее вспомнить, точно так же как вспоминаете позже увиденное краем глаза, в тот момент едва сознавая, что вы видели это. Например, непосредственно перед развитием внешней эмоции, гнева, вы могли ощутить внезапный страх.

Шаг 4. О чем мне это напоминает?

Что вам приходит в голову, когда задумываесь о ситуации и своих реакциях на нее? Когда еще реагировали похожим образом? Какие мысли, картинки, может, звуки, приходят на память? Когда еще что-то похожее происходило с вами?

Если не получается прорваться, попробуйте посмотреть на ситуацию другими глазами - глазами другого человека, конкретного или просто абстрактного. Подумайте, какое впечатление ваши действия в этой ситуации производят на других. Как они бы их расценили?

На этом этапе не нужно себя терапевтировать, нужно просто найти скрытую эмоцию. И если Вы ее нашли, то среди других ее выделят сильные физиологические реакции - учащенное дыхание, сердцебиение. Если это на самом деле та скрытая эмоция, которую вы искали, то она будет , как минимум, равна внешней эмоции, с которой вы начинали, а то и намного  превзойдет ее по силе.

Шаг 5. Определить паттерн.

Речь идет не о базовом паттерне личности или чем-то столь же глобальном. Просто попытайтесь понять, что произошло в данном случае. Теперь, когда вы почувствовали скрытую эмоцию, вам, вероятно, вспомнятся и другие случаи, когда перед соблазном запретного чувства вы (не отдавая себе в этом отчета) скрывали его при помощи той же внешней эмоцией. Можно с достаточной долей уверенности сказать, что такое повторится снова. Маловероятно, что вы «исцелитесь» от скрытого чувства просто потому, что один раз пережили.

Но это уже дает вам некоторую свободу или надежду на освобождение от мучающих, но повторяющихся ситуаций. Эти повторяющиеся ситуации и ваши реакции на них мучают не только вас, но и ваших близких, в то же время, какими бы бурными ваши реакции в этих ситуациях не были, они не меняют ваши отношения и вашу жизнь к лучшему. Просто потому, что они не про сегодня и не про завтра. Они про вчера.

Это багаж, который оттягивает руки, и не приносит никакой пользы. От него необходимо избавиться.

 

 

В этой статье хочу поделиться одной техникой, которая помогала мне лично и в работе, особенно с детьми, преодолеть панику, отвращение и страх. 

Я здесь приведу модификацию этой техники, которая лучше всего работает с детьми.

Для начала - словарь. Субмодальное редактирование состоит из двух слов: "субмодальное", что значит, то, из чего состоит модальность, состав модальности. Модальность в этом контексте  = репрезентативным системам: визуальной, аудиальной и кинестетической. Для нашей техники этих трех вполне достаточно, хотя можно кинестетическую разделить на несколько и добавить дигитальную.

 

Технический инструментарий практического психолога Субмодальное редактирование

"Редактирование" -  изменение параметров. 

Итак, модификация обычной, классической модели техники, которая была предложена Ковалевым С. В.

Шаг 1. Подумайте о ситуации, которая не дает Вам покоя, вызывает очень сильные чувства, чувство страха, паники, ужаса, тревоги, стыда...

Шаг 2. Вспоминая эту ситуацию, увидьте картинку, которая всплывает, когда думаете о ней. 

Шаг 3. Представьте, что эта картинка наклеена на лобовое стекло автомобиля, находящегося на кладбище машин.

Шаг 4. Возьмите булыжник и с размаху бросьте его в лобовое стекло с "наклеенной" на нем картинкой. Увидьте, как стекло и картинка на нем разлетаются мелкими брызгами с оглушительным звоном. Эти брызги стекла настолько мелкие, что скорее похожи на пыль...

Шаг 5. Отдышитесь. Ваши чувства будут для вас маркером, что все получилось. Облегчение, даже смех, хихикание детей скажет о том, что проблема ушла.

Шаг 6. Проверка. Представьте еще раз ту ситуацию. Что с ней случилось? Если нет тех чувств, что были вначале совсем, то на этом можно закончить. Если же что-то осталось, то можно сделать похожее упражнение, только с проекцией картинки на воду, и так же, бросанием в нее камня. Еще раз после этого проверьте, ушли ли сильные и тяжелые чувства при представлении ситуации. 

Если да, то вас можно поздравить с освобождением.

Для некоторых это упражнение нужно делать несколько раз, чтобы добиться нужного эффекта. 

А вот еще одна картинка, мимо которой я не могла пройти. Возможно, что по ней я расскажу еще о некоторых методах, которые использую в своей психологической практике.

 

 

Для меня большим открытием стало знакомство с Мэриллин Мюррей, которое состоялось благодаря книге "Узник иной войны".

Оторваться от этой книги было невозможно. Это был и триллер, и роман, и психотерапевтическая история, оновременно ужасающая и вселяющая надежду.

После этого я услышала о Методе Мюррей, и отнеслась к нему весьма скептически. Не очень понятно было, куда его приложить и прислонить, он не укладывался ни в одну психотерапевтическую концепцию. Он выходил за рамки, будучи очень земным, очень честным, очень терапевтичным. 

Сама создатель Метода - Мэриллин Мюррей - очень неординарная и удивительная женщина. Ее бабка и дед по отцовской линии из-под Саратова, они в свое время пострадали от сталинских репрессий, остались в живых и на воле переехали в США.  

Технический инструментарий практического психолога Круги близости

Есть еще одно, о чем хочу сказать  - Мэриллин  - протестантка, она долгое время работала на протестантскую общину, была волонтером, помогала людям не будучи терапевтом. Ее отношение к Богу видно в Методе и часто пугает атеистов или тех, кто верит в своего Бога, надконфессионального или в рамках других конфессий.

Мэриллин же говорит о Боге , скорее, как о Совести, о принимающей Родительской фигуре, как о том, на кого можно опираться и кто любит и принимает каждого  безусловно. В этом нет одержимости и нетерпимости. Это очень мягко и поддерживающе...

После знакомства с Мюррей по ее книге, я попала на тренинг, который проводила ученица Мэриллин у нас в городе.

Тренинг был о близости, о том, что мы живем со своими родными и близкими,  на самом деле,  очень на расстоянии.  И что не дает нам сближаться, и как, все-таки, стать ближе к себе, к супругам, к детям, к родителям. И как удерживать при этом свои границы.

На этом тренинге я и узнала про такой замечательный инструмент как: "Круги близости, ответственности и влияния", о котором сейчас расскажу.

Возьмите вот такой шаблон

 

 и расположите в нем все, что Вам близко. Это могут быть люди, животные, дела, работа, хобби. Делайте это спонтанно, так, как приходит в голову.

 

А теперь вот то, что на самом деле должно происходить в Вашей жизни. Вот, как это выглядит.

 1-ый круг, центральныйв нем только Ты и Бог. Ты - потому, что вся эта жизнь - твоя, ты - самый главный актер в пьесе твоей жизни, которая написана совместно с Богом. В данном контексте прошу не напрягаться атеистов. Поместите вместо "Бог" в первый круг "Совесть", "Реальность", то, что как Вы считаете руководит всем в этом мире. Бог должен присутствовать как опора и безоценочно любящий и принимающий, Родительская фигура.

 

 

2-ой а круг - для мужа/жены, для того, с кем делите постель. Поэтому родители и дети, попадающие в этот круг говорят о проблемах, связанных с психологическим инцестом.  Если супруга нет - это место должно быть пустым и не занятым. Тогда рано или поздно в него может придти партнер.

 

 

2-ой б - здесь должны быть несовершеннолетние дети, которые живут с вами. 

 

 

3-й круг -  для взрослых детей и родителей. Проблемы сепарации решены. 

 

 

4, 5, 6 - это круги для друзей, работы, хобби, домашних питомцев еще множества всяких вещей, которыми заполнена ваша жизнь.

 Дальше приведу один опросник, который поможет в работе с моделью "Круги близости".

Как разобраться с теми, кто входит в круги 2 и 3.
 

  • 1. Отношения с этим человеком безопасны? 
  • 2. Готов(а) ли я рядом с ним оставаться ранимым и уязвимым человеком?
  • 3. Доверяю ли я этому человеку?
  • 4. Честен ли со мною этот человек?
  • 5. Носят ли отношения с этим человеком односторонний характер?
  • 6. Рассказываем ли мы друг другу о своих чувствах?
  • 7. Уважаем ли мы друг друга?
  • 8. Заботимся ли друг о друге?
  • 9. Идут ли эти отношения на пользу обоим?
  • 10. Приятно ли мне находиться рядом с этим человеком?
  • 11. Радуется ли этот человек возможности побыть со мной?
  • 12. Показывает ли этот человек, что ему приятно меня видеть?
  • 13. Могу ли я рядом с ним оставаться «Естественным ребенком»?
  • 14. Этот человек меня подбадривает и побуждает меня к тому, чтобы при нем я был(а) «Естественным ребенком»?
  • 15. Рядом с этим человеком я доволен(а)/расслаблен(а) или ощущаю напряжение/тревогу?
  • 16. Интересны ли мы друг для друга?
  • 17. Какова история наших отношений? Делили ли мы друг с другом в течение продолжительного времени радость/грусть/интересы?
  • 18. Какие у нас есть общие интересы?
  • 19. Есть ли у нас общие ценности?
  • 20. Как часто мы общаемся?

 А вот как бывает:

 

 

 Что можно сказать об этой модели? 

Самое первое - это созависимые отношения в семье, где жена не присутствует в своей собственной жизни. Зато ее много в жизни мужа. 

Если дочь совершеннолетняя, то она занимает не свое место, а место мужа. Здесь возможен "психологический инцест", такие дочки могут навсегда остаться в родительской семье или сбежать из нее в замуж.

Работа находится на не предназначенном для нее месте, занимая позицию несовершеннолетнего ребенка . Иногда в такой ситуации детей нет вообще, ибо есть замена им - работа. Убиться и умереть на работе в таком случае очень просто. И ощущение несправедливости, что не признают и не продвигают может быть тоже очень сильным.

Мать занимает правильное место в жизни женщины, круги близости мы сейчас рассматриваем как пример.

 

Практикующим психологам этот инструмент может быть полезен в начале терапии своим охватом всей жизни клиента, пониманием того, что происходит в его жизни в целом, что для него важно, что нет, насколько его жизнь им управляется и кто те люди (и не только), кто близки клиенту.

Другая функция - рефлексивная, дать клиенту возможность взглянуть на свою жизнь самостоятельно, своими глазами, не через взгляд психолога.

Ну и, наконец, как скрининговый инструмент, с помощью которого можно оценить изменения, которые происходят в жизни клиента благодаря процессу терапии.

 Есть у этой модели  и особая функция - меры близости... Когда чувствуешь дисбаланс в том, что происходит в твоей жизни, можно сделать этот тест и посмотреть на наглядную картину  твоего бытия. Сделать выводы и заняться переустройством жизни. Будучи психологом самому себе.

Ну и конечно, я всем желаю, чтобы в вашей жизни все было на своих местах, особенно вы сами.