Loading...

Блог nataliyabutenko

Мы привыкли считать, что творчество — это Божий дар, некое свыше данное озарение. Дескать, проявляется оно только у избранных, а кто-то остается обделен этим желанным талантом. А ведь творческий процесс мышления дан человечеству в качестве повседневного инструмента, чтобы быстро и нестандартно решать свои задачи.

По определению, творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. И не важно, в какой сфере будет это новшество  — в художественной, технической, научной или еще какой-нибудь. Главное, что это — реализация душевного порыва, раскрытие себя и своего потенциала. Один может гениально рисовать, другой чудесно петь, третий грациозно танцевать, четвертый изобретать технические приспособления для облегчения жизни себе и другим, пятый открывать новые законы Вселенной, шестой сочинять великолепную музыку, седьмой мгновенно находить десяток вариантов выхода из сложной ситуации… Список этот можно продолжать и продолжать. Суть в том, что творчество может проявляться по-разному. Но что самое приятное — оно проявляется в каждом из нас.

Развитию творчества у детей уделяется много внимания. С самого младшего возраста родители, а потом воспитатели в детсадах и учителя в начальной школе стараются привлечь интерес детей к рисованию, лепке, музыке, пению, танцам… А дальше? А дальше основой обучения становится логика. Нас учат анализировать, сопоставлять факты и объединять свои знания в единый опыт. Хорошо, если в раннем детстве у вас успели развиться творческие таланты. А если нет? А если вам частенько приходилось слышать фразы: «Художник от слова "худо”», «У тебя нет слуха, голоса, чувства ритма», «Прекрати действовать мне на нервы», «Займись лучше делом»? Тогда творческие процессы блокируются и загоняются в рамки «можно» и «нельзя».

Что же делать подросткам, юношам, девушкам — взрослым, которые хотели бы вернуть свои творческие способности, полученные от природы, и развить их? Существуют простые законы, по которым креативность включается в нашем сознании, и остановить ее подчас бывает гораздо сложнее, чем запустить.

Каждый человек — творец своей жизни, своего счастья и несчастья. Если вы по какой-то причине считаете, что вам креативное мышление не доступно, значит, вы просто забыли, где у вас «кнопка».

Давайте по порядку. Начнем с того, что же мешает нам быть творческими, что блокирует творческие процессы:

1.    Стереотипное мышление. Мы привыкаем ходить одной и той же дорогой в школу, в институт, на работу; автоматически закрывать двери, чистить зубы, вставать с постели в одну и ту же сторону и совершать еще множество действий, не задумываясь над ними, просто по привычке. И тогда для творчества в этом автоматизированном мире просто не остается места.

2.    Ограничительные элементы воспитания. О них мы уже упомянули выше. Это запреты. Сюда же относятся любые рамки. Например, рисовать на квадратном листе, а не вырезать из него, к примеру, треугольник. Или писать точно по клеточкам, по образцу, написанному учителем. Цветовые шаблоны: морковка обязательно должна быть оранжевой, а помидор красным. Нельзя рисовать на обоях, собственных коленях, на книжках. И многое другое.

3.    Перегруз бытовыми и рабочими проблемами, рутинными, монотонными. Чем однообразнее ваша деятельность, тем меньше творческих проявлений включается в вашем мозге.

4.    Переутомление. Это потеря энергии. А творчество — это тоже вид энергии. Опустошенность не может ничего создать.

5.    Ориентация на мнение других людей. Страх быть не таким, как все. Беспокойство, что подумают окружающие. Это тоже рамки, поставленные нам обществом.

6.    Неуверенность в себе. Смотри пункт 5. Именно неуверенность заставляет нас оглядываться по сторонам и ждать, чтобы за тебя кто-нибудь все решил и сказал тебе, что, когда и как сделать.

7.    Ограничения со стороны близких людей, начальников. Это когда вас «бьют по рукам». Помните поговорку: «Инициатива наказуема»? Это как раз про нее. Если родители ждут от ребенка беспрекословного подчинения, сами выбирают ему одежду, вид занятий, друзей. Если начальник ждет выполнения задания по пунктам и не желает видеть никаких отступлений. Эти и подобные действия извне тоже являются ограничителями, блокируя наше творческое мышление.

 

Так что же делать, если вы увидели в одном из предыдущих пунктов свою ситуацию? Во-первых, осознать, что все это — помехи в вашем творческом развитии. Во-вторых, принять решение эти помехи устранить. В-третьих, начать действовать.

В общем-то, ничего сложного нет. Помощников в  развитии творческих способностей у нас тоже хватает:

1.    Правополушарное мышление. Как известно, за творчество отвечает правое полушарие мозга. А также оно управляет деятельностью левой стороны тела (наперекрест). Поэтому все, что мы делаем левой рукой или ногой, а также в левую сторону, развивает наше правое полушарие и, соответственно, творческое мышление. Если вы левша, то вам особенно повезло. Если правша — начинайте активно задействовать левую сторону тела: ешьте левой рукой, прыгайте на левой ноге, вертитесь влево вокруг своей оси… Здесь полный простор для фантазии.

2.    Игра на музыкальных инструментах. Любых, по вашему вкусу и возможностям. Это не только полноценно задействует обе руки, но и гармонично развивает оба полушария.

3.    Отказ от стереотипов. Избавляйтесь от привычек. Причем, не только от вредных. Для творчества все привычки вредны. Ходите одной и той же дорогой на учебу? Смените маршрут. А потом еще и еще раз. Ставите будильник справа от себя? Переместите его влево. Кстати, быстрее проснетесь. Переложите носовые платки из верхнего ящика в нижний. Поменяйте местами обиходные вещи. Здесь тоже можно придумывать варианты бесконечно.

4.    Распределение отдыха и работы. Чтобы хватило энергии на творчество, следует отдыхать. Оптимальный режим — пять дней работаем, два отдыхаем. Ежегодный отпуск придумали не просто так. Доказано, что если человек один месяц в году отдыхает, он потом продуктивнее работает. И энергии у него хватает на все. Что толку, если вы ходите, как сонная муха? Производительность ваша от этого ничуть не улучшится, а вот депрессивное настроение обеспечено. Тут уж не до творчества.

5.    Выработка любви и уважения к себе и собственному мнению. Попробуйте разные методы: регулярно говорите себе, глядя в зеркало, какой вы замечательный; старайтесь не общаться (или хотя бы минимизировать общение) с людьми, которые вас унижают, подавляют, не считаются с вами; чаще общайтесь с теми, кто ценит вас; повторяйте себе положительные аффирмации (настрои), их огромное количество, даже в спаме их присылают пачками. Вместо того чтобы удалить письмо, прочтите и примите для себя как установку.

6.    Слушайте музыку, лучше классическую, акустическую («живую», без электронных обработок). Она включает в нас правое полушарие и гармонизирует все процессы.

7.    Пойте, даже если не умеете. Караоке в этом будет вам замечательным подспорьем, а хорошая компания — залогом душевного настроения.

8.    Танцуйте. Хотя бы дома, под любимую музыку. Или на дискотеке. Еще лучше — пойти в танцевальную студию. Не важно, какое направление вы выберете. Любые танцы развивают оба полушария и включают творческие процессы.

9.    Рисуйте. Не важно — чем. Не имеет значения — что и на чем. Пусть это будут даже непонятные загогулины во время телефонного разговора на попавшей под руку бумажке. Это тоже творчество.

10.         Чаще смотрите на яркий желтый цвет. Он активизирует творческие энергии и вызывает ощущение радости. Можете носить его в одежде или повесить над столом картинку солнышка, нарисованную младшей сестренкой.

 

А самое главное — всегда помните, что творчество заложено в нас природой от рождения. Его не может не быть в человеке, так уж мы устроены.

Очень удобно объединиться с друзьями в стремлении развиваться, тогда будет легче и веселее. Если вам самостоятельно сложно отслеживать, когда вы начинаете «застревать» в шаблонном поведении, попросите кого-нибудь подавать вам какие-нибудь знаки, чтобы вы жили осознанно, а не автоматически. Например, мяукать, если заметят, что вы снова берете телефон правой рукой. Или вместе займитесь танцами, пением, рисованием, музыкой, конструированием. Еще очень продуктивно устраивать «мозговой штурм» для решения сложных задач. Собирайтесь вместе и выдавайте все идеи, какие приходят в голову. Записывайте их на листочке, пусть даже они кажутся на первый взгляд дурацкими или нереальными. Отсев произведете позже, когда закончится поток идей.

Если уж совсем невмоготу справляться с жизненным прессингом, можно пойти в группу развития творческих способностей, клуб саморазвития или на тренинг, благо выбор их у нас богатый. Под руководством опытного наставника, в окружении единомышленников результат приходит быстрее, потому что вы будете стимулировать друг друга, радоваться успехам и находить решение для сложных моментов.

Желаю вам поскорее найти себя в творчестве и идти по этой непростой, но очень интересной дороге к своей мечте, к своей цели.