Нейропсихологический метод занимает особое место в ряду научных дисциплин. Он позволяет установить первичные механизмы развития психических функций – памяти, внимания, мышления, движений, речи – и предлагает необходимые коррекционные меры.
Нейропсихологическое обследование предполагает сбор анамнеза, исследование двигательных, тактильных функций, объёма памяти, речи, участия правой и левой руки. Также исследуются пространственные представления (координатные, структурно-топологические, проекционные); стратегия, когнитивный стиль личности, который проявляется в контакте с внутренним (телесным) и внешним пространством; рисунок, копирование, письмо, чтение, речевые функции, интеллектуальные и эмоционально-личностные процессы; соматогнозис – пространство, существующее в пределах собственного тела, взаимодействие тела с внешним пространством.
Задача нейропсихолога после проведения диагностики – объяснить родителям, что особенности обучения и поведения связаны с закономерными процессами индивидуального развития; дать четкие объяснения, каким образом, например, позднее поднесение к груди, недолгое кормление, гипертонус или факт того, что ребенок не ползал, а сразу встал, повлияло на нынешнюю речь, письмо, чтение ребенка; раскрыть смысл того, как и почему выявленные дефекты приводят к учебной и поведенческой несостоятельности. Это необходимый шаг навстречу коррекционной работе. Суть проблемы ребенка начинает адекватно и грамотно восприниматься родителями, его личный труд совместно с грамотным специалистом принесут положительный результат и щедрые плоды.
Для помощи детям в коррекции их психического развития разработан системный подход, в котором применяются двигательные и когнитивные методы с учетом их взаимодополняющего влияния. В ретроспективе, включая внутриутробный период, определяется время и место сбоя в развитии. Затем эти кризисные точки восстанавливаются, вследствие чего происходит наращивание психического потенциала, необходимого для жизнедеятельности во всех проявлениях.
Ребенок проходит все этапы своего психомоторного развития заново, в определенной последовательности, исходя из общих закономерностей его индивидуального развития. Это вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Предпочтение отдается именно двигательным методам, поскольку они не только создают потенциал для будущей работы, но и активизируют, восстанавливают и выстраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.
С учетом исходной пластичности и восприимчивости мозговых систем ребенка (при адекватном и своевременном подходе к его проблемам) нейропсихологические занятия непременно приведут к наращиванию его психического потенциала. В ходе занятий ребенок проходит все стадии развития; на непроизвольном уровне формируется функция произвольности и контроля, развиваются речь, воображение, пространственные и временные представления, мелкая моторика; уходит рассеянность, повышается самооценка ребенка и укрепляется его иммунитет.
Таким образом, родителям нужно внимательно наблюдать за поведением своих детей и обращаться за консультацией к нейропсихологу в случаях, если:
• медлителен или излишне активен;
• плохо усваивает учебный материал;
• не сразу вас понимает, не сразу откликается;
• двигает ногами, языком, когда пишет или рисует;
• невнимателен, часто отвлекается;
• быстро устает;
• часто плачет;
• имеет проблемы с памятью;
• пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;
• не может описать картинку, скопировать рисунок;
• с трудом высиживает более 15 минут на одном месте;
• пишет, рисует левой рукой.
Катасонова Анна,
кандидат психологических наук, детский нейропсихолог, доцент кафедры клинической психологии Владивостокского Государственного медицинского университета.
Ведущая семинара "Нейропсихология детского возраста".