Музыкально-психологический кинопортрет Амадей
На базе Психологического центра Via Regina в рамках Психологического дискуссионного клуба состоится семинар "Амадей" (музыкально-психологический кино портрет). В программе:Фильм Милоша Формана "Амадей" (США, 1984);Комментарии музыковеда Марии Тавровской и киноведа Ирины Кранк;Обсуждение в психоанали
На базе Психологического центра Via Regina в рамках Психологического дискуссионного клуба состоится семинар "Амадей" (музыкально-психологический кино портрет).
В программе:
- Фильм Милоша Формана "Амадей" (США, 1984);
- Комментарии музыковеда Марии Тавровской и киноведа Ирины Кранк;
- Обсуждение в психоаналитическом ключе.
"Амадей" — экранизация театральной постановки Питера Шаффера, написанная под впечатлением от трагедии Александра Пушкина "Моцарт и Сальери" и одноимённой оперы Николая Римского-Корсакова, которые, в свою очередь, были вольной интерпретацией биографий композиторов Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Сальери.
1781 год. Антонио Сальери успешно справляется с обязанностями придворного композитора при Императоре Иосифе II.
Когда же при дворе появляется Моцарт, Сальери к своему ужасу обнаруживает, что божественный музыкальный дар, которым он так желает обладать (и был уверен, что обладает), оказывается был отпущен какому-то непристойному, проказливому шуту. Ослеплённый завистью, он замышляет во что бы то ни стало уничтожить Моцарта. По сути, "Амадей" — трагическая история Антонио Сальери, способного, но не гениального композитора, который предстаёт перед нами в начале, как нежный, добрый и очень религиозный человек, но в конце сходится в яростной схватке с Богом. Эта история поднимает множество вопросов о наших отношениях с Господом, о природе гения и ревности.
Ключевая тема фильма — то, почему Создатель даёт людям желание достичь чего-либо (в данном случае — стать блистательным композитором), но не даёт эквивалентных способностей.
Фильм начинается в сумасшедшем доме, куда уже старый Сальери попал после попытки самоубийства.
Молодой священник приходит исповедовать его, и Сальери рассказывает ему историю своей жизни, а события фильма переносят нас в Вену 30-ю годами ранее.
"Амадей"/"Amadeus":
- Год: 1984;
- Страна: США;
- Режиссёр: Милош Форман;
- Сценарий: Питер Шэффер;
- В ролях: Том Халс, Ф. Мюррэй Абрахам, Элизабет Берридж, Саймон Кэллоу, Рой Дотрис, Кристин Эберсоул, Джеффри Джонс;
- Оператор: Мирослав Ондржичек;
- Жанр: драма, биография;
- Время 153 мин. / 02:33;
- 8 премий "Оскар", ещё 32 награды и 13 номинаций.
Комментарий музыковеда Марии Тавровской: "Музыка гениального мальчика покорила Европу уже в первый год гастролей маленького Вольфганга Амадея и его старшей сестры. Именно с появлением Моцарта в словарь вошло и стало употребимым слово "вундеркинд" — чудо ребёнок. Иоганнес Брамс писал наставления для композиторов: "Если Вы не можете писать так же красиво, как Моцарт, пишите хотя бы так же чисто".
Для Моцарта характерны удивительные музыкальные открытия, которые навсегда изменили технику композиторского письма. Его сонаты и симфонии неповторимы и мы на слух всегда отличим его не только от композиторов других веков, но и безусловно от его современников. Моцарт — один из ярких представителей так называемой венской классической школы — эпохи становления музыкального мышления, эпохи, когда музыка захватывала умы философов и поэтов, эпохи, навсегда закрепившей в умах слушателей универсальные музыкальные обороты, которые мы слышим и по сей день в любых музыкальных композициях. И нет на земле ни одного человека, который бы остался равнодушен к его мелодиям".
Комментарий психолога Филиппа Филатова: "Название оскароносного киношедевра может ввести в заблуждение. Фильм не о жизни великого Моцарта, показанного откровенно карикатурно, но о трагедии и богоборчестве Антонио Сальери, неспособного поверить в безусловность своего музыкального дара и воспринимающего гений Моцарта как издевательскую насмешку Провидения: почему Господь выбрал для великого служения не его, аскетичного и самоотверженного Сальери, а эту омерзительно похотливую дрессированную обезьянку? Размышление об этом превращается в непрерывную пытку и подталкивает героя вступить в сатанинский поединок с Богом, чтобы воспрепятствовать Его Воле. Весь фильм мы видим Моцарта глазами Сальери. Коварный замысел последнего заключается в том, чтобы разорить гениального композитора и, доведя до крайней нужды, заказать ему "Реквием", который отнимет у него последние жизненные силы и станет при этом вершиной его творчества. Когда же, дойдя до истощения, бедный Моцарт умрёт, Сальери выдаст "Реквием" за лучшее своё произведение, посвящённое памяти друга. Эксплуатируя пресловутый "эдипов комплекс" и являясь Моцарту в образе сурового отца, Сальери добивается осуществления своего плана — "Реквием" написан, Моцарт мёртв — но в последний миг всё рушится: рукопись шедевра успевает забрать жена Моцарта. Так, стремясь воспрепятствовать Божьему промыслу, завистник на деле поспособствовал его воплощению. Фильм начинается и завершается в доме умалишённых, куда Сальери, обвиняющий себя в убийстве Моцарта и выступающий в роли покровителя всех бездарностей, попадает после попытки суицида.
Интересна, на мой взгляд, такая постмодернистская трактовка фильма: Сальери — один из соавторов "Реквиема", как и Моцарт, необходимый Провидению инструмент, и, желая зла, он совершает благо: ведь без его усилий Амадеус — эта погремушка в руках Творца — не познав великих мук и терзаний, едва ли написал бы такое произведение".
ОРГАНИЗАТОР
МЕСТО
Получатель: организатор события "Музыкально-психологический кинопортрет Амадей"
Мы гарантируем сохранность ваших личных данных и обязуемся не передавать их третьим лицам.
Последнее изменение: 27 сентября 2016