Loading...

Блог AleksandrMuratkin

Статья для тех, кто хочет выбрать психологию своей профессией.

 

Для кого это направление?

 

О психологии можно сказать, что это «наука о душе», потому что название этой научной дисциплины происходит от греческого языка, в котором psyche – «душа», logos – «учение» . На самом деле, считает Мураткин Александр, каждый день - даже неосознанно - мы сталкиваемся с некоторыми элементами психологии, это неотъемлемая и важная часть нашей жизни. Слушание нашего внутреннего голоса позволяет нам сохранять баланс и гармонию в повседневной жизни. Психология опирается на многие другие области науки, такие как социология, антропология, физиология и биология или даже философия.
В настоящее время психология охватывает множество различных областей и отделений, которые для выпускников этого направления могут дать множество разных возможностей для интересного трудоустройства. Психология человеческого развития, психолингвистика, патопсихология или нейропсихология - это лишь малая часть факультетов, с которыми каждый студент знаком. Если вы видите в себе большие слои эмпатии, вам всегда было любопытно узнать о механизмах, которые влияют на функционирование человеческой психики, психология, по мнению, Мураткина Александра, несомненно, создана для вас.
Человеческая психика уже интересовалась величайшими мыслителями предыдущих эпох, такими как Декарт или Джон Стюарт Милль, но сбор эмпирических знаний в этой области начался в XIX веке, и наибольшее влияние на распространение этой науки оказал, прежде всего, Зигмунд Фрейд, отец психоанализа.

 

Учебная программа


Мураткин Александр Михайлович напоминает, что в настоящее время психология является чрезвычайно сложной областью науки, которая включает в себя сложные и междисциплинарные знания. По этой причине эффекты обучения в области психологии изначально включают базовый модуль, благодаря которому студенты получат знания в области: общей психологии, методологии исследования, психологической диагностики и психометрии.
Следующие семестры науки - это выбор вашей карьеры в области прикладной психологии, которая включает в себя: социальную психологию, клиническую психологию взрослого, психологию работы и организации или психологию образования. Есть много возможностей, поэтому каждый должен найти специализацию, которая отвечает его интересам – считает Мураткин Александр. Исследования также дают образование в области практических навыков, которые реализуются посредством семинаров, проведения исследований, практики в профессии или участия в терапевтических и психоаналитических сессиях.


Мураткин Александр: работа психолога после выпуска


Каждый выпускник после прохождения курса имеет шанс найти удовлетворительную работу. Медицинские учреждения, школы, предприятия, различные общественные организации, неправительственные организации - во всех этих местах квалифицированный психолог найдет работу, потому что современное общество все чаще видит необходимость заботиться о внутренней психологической гармонии.
Кроме того, выпускники курсов могут начать частную психологическую практику и проводить различные виды терапевтических сеансов или семинаров. Привлекательный путь карьеры может заключаться в дальнейшей академической карьере, проведении исследований, проведении экспериментов в области психологии или публикации статей в специализированных психологических журналах.

Во времена далекие, во времена былинные, когда еще психология как наука и психология как учебная дисциплина были слиты в единое целое и назывались философией, вопрос о ее преподавании не ставился вовсе.
Все преподавание и научный поиск сводились к непосредственному преподаванию и изучению самой философии. Хотя, по сути, это было даже не преподавание, а нескончаемый поток мудрости, в котором могли нежиться лучшие умы человечества того времени.
Однако, этой блаженной неге философствования и тихого созерцания суждено было вскоре прекратиться.
В конце 19 века психология смело и однозначно заявила о себе! И по мере отпочкования от философии она стала проявлять все больше и больше самостоятельности. Амбиций у молодой науки было на тот момент много, что позволило собрать под знамена новой науки множество выдающихся ученых того времени, многие из которых ревностно относились к своему «детищу», претендуя на безусловную уникальность.
Психология стремительно развивалась, обрастала новой информацией, быстро завоевала смежные области, и вскоре назрел вопрос не только исследования новейшего научного направления, но и передачи приобретенного опыта и знаний следующим поколениям.
По началу преподавание психологии носило локальный и узко направленный характер. По сути, преподавания как такового не было, ибо не было какой-либо вменяемой системы изложения знаний об этой науке. Те знания, которые были, ориентировались и распространялись на весьма и весьма подготовленного студента. Хотя назвать этих людей студентами даже не поворачивается язык. Это были хорошо образованные люди, которые уже добились немалых результатов в научной деятельности.
Но развитие не стояло на месте, и тяга человечества к систематизации знаний обусловила в начале 20 века преподавание психологии как учебной дисциплины. Казалось бы, что это прорыв. Теперь мы знаем о человеке все и знания эти с легкостью сможем передать остальным. Но не тут то было! Оказалось, что психологию как науку и как учебную дисциплину отличает от других наук один существенный факт, который ни в одной другой науке, наверное, не значит столько, сколько в психологии. И это факт влияния личности ученого и личности педагога на научную и преподавательскую деятельность. На практике получалось, что один склонял психологию в физиологию, другой пытался привнести в науку математический аппарат, третий всегда может уйти в уютное лоно философии, с помощью которой обосновать любые теории новой науки, и так далее. Встает вполне логичный вопрос — что вообще преподавать? Как преподавать? Кому преподавать? Вопрос этот актуален и по сей день.
Наука же психология развивается и видоизменяется, опираясь на изменения культуры, изменения в научной среде, в философии, в экономики, социологии. И психология как учебная дисциплина вынуждена нескончаемо обращаться к психологии как науке за этими изменениями. В тоже время психологии как науке необходимо понимать потребности психологии как ученого предмета и беспрестанно к ней прислушиваться.
Однако, на практике выглядит все совсем иначе. Сегодня как ни когда виднеется раскол между психологией как наукой и психологией как учебной дисциплины. Психология, как учебная дисциплина сегодня все больше и больше становится служанкой конкретных общественно-экономических отношений современного мира. Из под ног психологии как учебной дисциплины выбили табурет философии, оставив ее без надежной опоры и поддержки. «Высокие» идеалы психологии как науки становятся для нее не только не достижимы, но зачастую чужды.
Психология же, как наука, потеряв эффективную связь с психологией как учебной дисциплиной, погрязшей в бюрократической машине системы образования, осталась без необходимой от нее рефлексии и без средств к собственному же существованию в условиях жесткой конкуренции рынка, где важными условиями существования являются эффективность и выгода. В результате, даже если психология как наука и получает редкие весточки от психологии как учебной дисциплины, то эти посылки ей непонятны и чужды. Учебная дисциплина, движимая необходимостью подготовки определенных кадров, обладающих вполне определенными навыками и умениями требует одного, а психология как наука исходит из основ совсем другого. Поэтому помимо психологии, как науке о душе, появляется намек на еще одну психологию,- психологию как науку о «подгонке» человека под реалии нового мироустройства, и психология как учебная дисциплина стала кузницей кадров для этой подгонки.
В результате, в отдаленном будущем мы можем получить парадоксальное явление, когда наука существует в своем изолированном пространстве (если вообще существует), а преподавание этой науки будет жить в своем пространстве и не будет иметь к ней практически ни какого отношения, так как будет выполнять требования смежных дисциплин, и, вероятно, пройдя стадию дифференцирования, с ними сольется.

Архив