О курсе для будущих мам Осознанное родительство, который ведет медицинский психолог Каримова Галия Ирековна, я услышала от главврача одного из роддомов.
В кабинете психолога я увидела целый шкаф творческих отчетов женщин о своей беременности и родах.
Первая мысль: "Что об этом ужасе писать?". Но, открыв первый отчет, проиллюстрированный рисунками беременной, я почувствовала себя бездарностью.
Наверное, все будущие мамы учились у вас в художественных школах? – пытаюсь я найти объяснение феномену. Отнюдь! Первая фраза, которую они произносят, когда мы предлагаем изобразить свои ощущения во время занятий релаксацией: я не умею рисовать!
Всплеск творческой активности происходит на занятиях релаксацией по мере того, как беременная посещает занятия психолога.
А потом раскрываются потенциальные способности: кто-то начинает рисовать.
А кто-то писать вот такие замечательные стихи:
Приход твой в жизнь – такое чудо.
Как утра зимнего рассвет,
Как летний ветерок из ниоткуда,
Как на мучительный вопрос ответ.
Ты губы научил смеяться,
Ты слезы вытер на губах моих,
Я вновь хочу любить и петь, и удивляться,
И строить мир для нас двоих.
Мы будни превратим в веселый праздник,
Зажжем на небе синюю звезду,
Мой маленький Малыш, любимый мой проказник,
Тебя я жду на нашем берегу.
Тебя я жду, тебе я несказанно рада,
С тобой хочу пройти чрез долгие года,
Мой маленький Малыш, моя награда,
В счастливый путь откроем мы врата.
Еще задолго до появления малыша на свет мы советуем относиться к нему как к творческой личности, поясняет психолог.
Но как не заметить боли во время родов?
Наши женщины рожают осознанно. Во время релаксации, которой мы обучаем беременных, выделяется гормон эндорфин, обладающий обезболивающим и успокаивающим эффектами. Женщина готова посмотреть боли "в лицо", а не сопротивляться ей.
Но цель у нас более значимая – создание и поддержание мамой наиболее благоприятных условий для полноценного внутриутробного развития ребенка и его благополучного рождения, гармоничное развитие ребенка с первых дней рождения.
При таком подходе мамины страхи уходят, и приходит осознание происходящего. Если страхи возникают хотя бы на секунду, значит, есть недоработки. Наши мамы и во время родов общаются с ребенком.
Многое зависит и от продолжительности психологических занятий: они длятся от двух месяцев до полугода и более.
Все женщины выполняют у нас практические задания. По рисункам беременных, письменным отчетам мы видим, какие у них проблемы. Причем все они решаемы. Главное – иметь желание.
А то, что я увидела в отзывах беременных, в комментариях психолога не нуждается.
"О роли перинатального воспитания я что-то слышала, но никогда не думала, что оно настолько важно. До этого свою миссию в формировании ребенка я представляла в роли инкубатора на ножках, которому положено девять месяцев растить в себе другую жизнь".
"Мы с тобой самые счастливые и любящие друг друга – Малыш и мама. Мы – родственные души и лучшие друзья".
"В промежутках между схватками я постоянно видела золотой туннель и бабочек. Я все время обращалась к малышке со словами любви. А когда она появилась на свет, все вокруг озарилось сиянием. В этот мир она пришла с улыбкой на лице. Врачи были удивлены, что роды прошли столь легко, быстро и безболезненно".
"Родила я безболезненно, с приятными ощущениями. Рожать интересно!".
"Я собралась, и поехала в роддом, как на праздник".
Судьбу каждого ребенка психолог отслеживает. Медики говорят – это поразительные дети! Пятимесячный малыш, которого я увидела вместе с мамой у психолога, тянется к книгам, с интересом их рассматривает и улыбается. Другая девочка в три месяца с интересом рассматривает альбом с фотографиями, которые показывает ей мама. Такая концентрация внимания в столь юном возрасте.
А одна беременная изъявила желание прививать своему малышу любовь к английскому языку еще с утробы. Причем сначала об этом спросили ребенка, на что малыш в животе дал согласие: толкнул ножкой.
журналист Оксана Бирюкова
статья в газете "Восточный экспресс", март 2005
Нужна ли психологическая подготовка к родам?
Большинство ответят "нет". Эта статья – информация к размышлению для тех, кто ответил "да". На что мы ориентируемся при выборе курса для будущих мам: на известность и популярность, рекламу, на стоимость, продолжительность? Задайте себе вопрос: "Что я хочу получить от курсов? " и тогда Ваш ответ поможет сориентироваться в вашем выборе.
При внешней схожести программ для будущих мам их внутреннее содержание может отличаться. Можно играть на одной и той же скрипке. Но одно исполнение пробуждает в вас чувства и размышления, а другое – ощущение хорошо исполненной игры. Можно лишь прочувствовать эту разницу и осознать.
Что и как я должна делать для того, чтобы мой ребенок развивался полноценно до и после родов? Как избавиться от неуверенности, страхов перед болью, родами? Как превратить ожидание родов в праздник? Как помочь ребенку в родах? Как рожать осознанно? Можно ли сократить продолжительность родового процесса? Что такое релаксация? На эти и многие другие вопросы практически отвечает наша программа Осознанное родительство.
С какого срока готовится к рождению ребенка – это Ваш собственный выбор. На практике выясняется, что готовиться к осознанному родительству нужно еще до беременности!
Зачем ребенку нужна психологическая подготовка к беременности, родам его мамы?
"На 19-й недели беременности мой гинеколог порекомендовала мне программу психологической подготовки к родам. Отсутствовал даже намек на рекламу программы. Так я встретила психолога Галию Ирековну.
О дородовом воспитании ко времени начала занятий я уже что-то слышала, но никогда не думала, что оно имеет такое большое значение в жизни человека. До этого моя роль в формировании ребенка, для меня самой, заключалась в роли инкубатора на ножках, которому положено девять месяцев растить в себе другую жизнь, а через девять месяцев на свет должно появиться сформированное существо. Как оказалось, появится то, оно появится, а вот как он сформируется и каким он придет в этот мир во многом зависит от меня, так как многое закладывается в период беременности, в момент схваток и появления на свет. Вот это было для меня открытием. То, что ребенок к 19-й неделе уже слышит и чувствует, это я знала. Но то, что пренатальное воспитание позволяет воспитать в ребенке чувство уверенности в себе, чувство защиты и ощущение, что его ждут и любят еще в утробе матери, было для меня новым. Совершенным открытием было для меня роль схваток в формировании ребенка. До этого весь этот процесс был связан только с моей болью, о ребенке как-то не думалось. А то, что во время схваток женщина пугается и у нее идет спазм мышц – мамочка кричит, о ребенке не думает, а в это время ребенку-то некуда деться, он в замкнутом пространстве, откуда не убежишь, даже в голову не приходило.
По мере занятий медитацией у психолога менялось мое отношение к ребенку. Раньше я воспринимала его как часть меня самой, но эта часть была неразумная, безвольная. Но сейчас я уже знаю, что нас двое и мы вместе, и очень нуждаемся друг в друге. То, что ребенок нуждается во мне – это одно, но ведь и я нуждаюсь в нем. Он пробуждает во мне огромные таланты и способности, о которых я раньше и не подозревала".
"На ранних сроках беременности я была занята мыслями только о себе, своей жизни, о том, как она кардинально изменится. Но со временем я стала осознавать, что в моей жизни появилось нечто более важное, чем я сама. Я поняла, что мне нужна помощь, чтобы разобраться со своими чувствами, мыслями. Понять и осознать, что я смогу сделать, чтобы моему малышу было хорошо, способствовало его и моему развитию и что в моих силах.
Я посещала курсы подготовки к родам, плавала, занималась гимнастикой. Но мне нужно было что-то другое, что-то еще. О психологической подготовке к родам я узнала от своей подруги, которая много лет назад успешно ее прошла. Так я пришла на индивидуальные занятия к психологу Галие Ирековне. Начались занятия. Каждое занятие отрабатывалось с обязательными домашними заданиями. Всего я прошла 21 занятие. Я занималась до самых родов.
Много внимания и усилий я стала уделять воспитанию ребенка до рождения.
Прочитав много книг по раннему развитию детей – это было домашним заданием на тему раннего развития ребенка, я поняла, что если я хочу, чтобы моя Малышка полноценно развивалась, нужно, чтобы все окружающие ее близкие – мама, папа, бабушки и дедушки говорили на одном "языке". И я решила предпринять несколько мер. Выбрав методику, по моему ощущению, наиболее полно способствующую гармоничному развитию ребенка, отдала ее на проработку всем тем, кто будет общаться с Малышкой: бабушкам, дедушкам, папе, тете, и поставила условие: пока они ее не прочтут, не проработают и не пройдут у меня аттестацию – допуска к Малышке не будет. Пусть эта мера немного кардинальна, но я считаю, что для полноценного развития ребенка, все взрослые, которые будут ее окружать, понимали, что я делаю, почему и с какой целью. А также придерживались тех же правил и действий, но осознанно.
Каримова Галия Ирековна, медицинский психолог, ведущая авторской программы Осознанное родительство