Loading...

Блог svetlanagroiss

Вообще-то эта статья изначально носила название: «Женские архетипы и где они обитают». Но по мере написания содержание ее наполнилось новыми практическими куплетами из жизни и обрело смысл послания — каждой женщине в моем и вашем окружении — играть, но не заигрываться…

Я работаю психологом и люблю архетипы. Я люблю психологию и прорабатываю в ней архетипы. Они носят универсальные для каждого народа и языка имена, но их форма и содержание — это результат вашего личного опыта, наложенного на коллективные представления.Последние мы все впитывали с молоком матери, сказками на ночь, родовыми историями, легендами и мифами своего народа и тем пластом книг / кино / творческих образов, в которых проходило и проходит ваше взросление. Итак, это первообразы в нашей душе, архетипы.

Как женские архетипы проявляются?

«Я дракон, я умею летать и защищать, а еще сжигать и разрушать» — крик души одной клиентки, обратившейся по поводу пассивной агрессии и отыгрывании на ребенке. Ее распахнутые по сторонам руки и блеск ярости в глазах и вправду напоминал мне о могучем Драконе, проводнике к Личной Силе. «Я Фея, я исцеляю и спасаю всех, кто мне дорог, но не могла спасти отца» — плакала другая женщина на диванчике, обняв себя за колени и поддерживая себя из последних сил. Как настоящая раненая Фея, боец «невидимого» фронта и альтруистичного характера. «Я королева и я заслуживаю большего», — металась по кабинету третья, излучая «праведный гнев» (ее слова) поведением мужа. «Я ведьма, я могу приворожить, но я не хочу никого любить» — особенно запомнился этот «случай», и вот о нем подробнее дальше.

Знакомимся с женскими архетипами…

Ведьма, Амазонка, Гейша, Жена(Мать), Королева, Фея, Богиня.

Это женские архетипы в матрице партнерства, разработанной Татьяной Василец. Т.е. это одна из самых понятных, на мой взгляд, и приближенных к жизни женщины рабочих моделей «женственности» (см. схему ниже). Существуют и «неженские» образы, — мужские (Воин, Король, Маг…) — и иные классификации (Дитя, Дракон, Тень, Шут, Мудрец и т.д.).

Сколько их — сам Юнг остерегался давать оценку, ведь они подвижны, трансформируются и обретают личное содержание, взаимодействуют между собой и с нашими внутренними комплексами. А так как я часто работаю с женщинами и запросами о «женском», то остановлюсь на гендерной матрице архетипов.

Дороги женственности

Восхождение по лестнице «женственности» происходит параллельно с инициацией нового архетипического образа, который пополняет варианты ваших жизненных стратегий, сундук внутренних ресурсов (Личной Силы) и расширяет поле деятельности Эго (Мать рождает новую жизнь, Гейша — творческое пространство, Королева — сообщество, а Фея — чудеса).

Т.е. архетипический образ становится личным символом-ключом, открывающим доступ к новым ролям в жизни и отношениях, новым уровням самореализации и новым, более широким, звучанием Я. Это позитивное влияние. Каждый переход — это ритуал инициации (часто критический — в кризисе умирают старые способы), а сама жизнь — путешествие — квест с ее кривыми, иногда сбитым компасом, потерей времени, неведомыми дорожками и удивительными уроками от (с)путников.

Единственный «идеал», а параллельно и средство выживания, — гибкое и сильное Эго, которое осваивает новые архетипические роли и находит им применение в своей жизни (интегрирует). Женские архетипы Ведьмы, Амазонки, Гейши, Жены (Матери), Королевы, Феи и Богини — важны и полезны все, как личный архетипический «театр». В них важно играть, но не заигрываться, различать свое (личное) от коллективного (а оно намного больше и манит своей силой), различать полезные зерна от гнилых (континуум архетипических проявлений велик).

И вся эта многоликая фемининность существует в каждой женщине, а еще в женской части души Мужчины (Аниме, см. статью на сайте https://lanagroiss.ru/articles/anima/). Их голоса важно слышать, различать и уметь отвечать на них. Честно перед собой. Для чего? Чтобы быть целостной и жить в гармонии с миром внутренним и внешним.

Встреча с Ведьмой

Кинематограф преподносит нам образ раскрепощенной Женщины-Ведьмы, которая умело пользуется домашней магией для помощи (взаимовыгодной) и капризов (приворот здесь, отворот там). Женщины вне возраста (ведь молодость можно наколдовать, а интуицию «не пропьешь»). В сказках Ведьмы выступают чаще зрелыми дамами, обитающими в одиночестве и сложными для установления контакта. Они же опытные проводницы к древней мудрости и интуиции. И именно этот архетип открывает целую череду внутренних инициаций, делая первый шаг навстречу опыту личных отношений «Женщина-Мужчина».Подробно о Ведьме и ее социально-психологических атрибутах я рассказываю в проекте «Женские архетипы» (здесь: https://lanagroiss.ru/archetype/).

Сейчас хочу привести пример из практики (клинический случай, как говорят в научной среде). Женщина под 40, мать-одиночка, любит сына до степени «я тебя съем», т.е. архетипический образ Матери активирован, даже гипертрофирован. На первой консультации выбирает роль жертвы обстоятельств, обвиняя работодателя, коллег в причинах своих «нервных срывов». Держится от них в стороне, насколько возможно, предпочитая «строго рабочие отношения» и радуясь «маленьким местям» опять же через срывы… сроков и заданий. В целом, готова сотрудничать за хорошую премию / интерес. Говорит, что специалист «штучный», потому «все сносят». Коллектив, преимущественно, женский, сплетни-интриги. Клиентка включает «свой дар жесткого словца», доверия нет ни к кому, особенно мужчинам. Сына (7 лет) тоже контролирует (так «спокойнее»). Муж ушел, когда ребенку был год. Материально поддерживает, но видятся редко. Близких отношений с мужчинами «нет и не надо». А внутри что-то ноет в области матки («давно не чувствовала себя Женщиной»). На вопрос о возрасте отшучивается «Чувствую себя старухой». Обвинения сменяются практически детским криком о помощи: «Что делать? Неужели я сама все это?» (результат к 3 сессии)…

Не вешая ярлыка на клиентку, я вижу признаки внутренней ведьмы «в минусе» энергии и потенциала. Результат — самодеструктив, разрушение внутренней целостности и внешней гармонии. Архетипическая роль Матери часто становится щитом для оправдания самоценности и даже помогает сохранить маску социального благополучия. Но душа болит и блуждает по темному лесу. Главная потеря — связь с интуицией и способностью различать (добро и зло для меня/ во мне, Я-неЯ, границы и отношения). Нет доверия ни другим, ни себе. Внутри — «комок сомнений и страхов». Когда-то и злость придавала силы, а сейчас «заигралась»…

А что бы дала переработка минуса в плюс? Хочется верить, волшебные трансформации, исцеление травмированной в детстве фемининности, восстановление крепкой связи с миром, веру в себя и смелость видеть самые темные глубины психики, встречу с Мужчиной, баланс женско-материнской функции… Это волшебство творим мы сами, своими руками, и не за 1 день, а часто и целой жизни мало для таких радикальных перемен. Но шанс «направить свою жизнь» есть и есть шанс «не сломать» жизнь ребенку саморазрушающими установками. А для этого важно постараться — пуститься в глубины своего «темного леса», найти избушку, навестить «старушку», принести хоть толику внимания и теплой заботы, выслушать жалобы, а потом отмыть, одеть, накормить и сводить на ярмарку в соседний город — пусть увидит светлую сторону жизни, поверит, что так может быть, а главное — захочет так быть…

Сложный путь и тернистый. Как все наши внутренние Пути-дорожки. И это только начало…

Ну что, готовы пуститься в личный квест-путешествие?

Отправляемся в гости к Ведьме и другим женским архетипам c 29 июля.

 

Подробная программа и условия здесь: https://lanagroiss.ru/om2/

© 2019, Светлана Гроисс, психолог, арт-терапевтВсе права защищены.

Подписывайтесь на группу @alchemy4changes (ВК, Facebook) — и практикуйте изменения вместе со мной!

Архетипы… В клиентских историях, арт-терапевтических поделках, художественных коллекциях, религиозных текстах я считываю эти архетипические коды и сценарии. Они помогают нам жить, преодолевать кризисы, развивать способности и достигать гармонии в каждом погружении внутрь нашего личного Космоса. Если правильно считать их послание. Будучи практическим психологом, я люблю всё проверять — на себе и на других. И теория матрицы архетипов (партнёрства) Татьяны Борисовны Василец "вдохновила" меня, была проверена, и проходит проверку и сейчас, и, что важно, помогает находить ответы, силы, ресурсы, новые источники творчества и счастья для себя и для других. Предлагаю и вам познакомиться с этими архетипами, а может быть, открыть их для себя заново.

Начнём с азов. Итак, архетип Ведьмы — очень неоднозначный, но суперпопулярный (в масс-медиа, фольклоре, моих личных консультациях с клиентками). Да что скрывать, я сама долгое время раскрывала в себе ведьминские энергии. Пока не наступил момент для нового "проводника".

О Ведьме и Воине

Её часто называют женским вариантом воина-защитника. Не случайно все Иваны-царевичи в русских сказках посещают её "избушку" и проходят "ее испытания". Есть в этой встрече определённая точка сборки, взаимодополнения в андрогинных тонах М-Ж. Ведьма предстаёт агрессивным, теневым персонажем, способным и на коварство, и на подлость, с изменчивым нравом (намёк на тему постоянных трансформаций — внешних и внутренних), а главное — сильным Эго. Она может постоять за себя сама (в одиночку) и убрать с пути всех/всё, чтобы осуществить свои цели (этичности ещё нет, только инстинкты)… А если не получится, то будет несколько попыток, ведь целеустремлённость у неё в крови.

Ведьма в архетипической мандале принадлежит к образам с высокими показателями маскулинности, то есть мужественными чертами и функциями: Защищаться, Строить, Разрушать, Одолевать… Ряд функций безусловно женские или нейтральные: Ведать, Проводить, Мстить… А это значит, что, вступая на Путь своего Предназначения, Женщина ещё обладает смешанной природой, которой предстоит проявить свои лучшие "женские" качества через архетипы более высокого порядка.

Из тени к свету

Светлыми сторонами женского архетипа Ведьма можно назвать "ведовство" — доступ к тайным, природным знаниям, которыми она, как воин с оружием, умело или неумело управляет в интересах жизни/смерти. Очень земной и экзистенциальный образ. А ещё готовность к передаче этой мудрости (но только в обмен, бескорыстно Ведьма не делает ничего!). Не путайте с Феей или Богиней.

Ведьма учит Женщину защитной агрессивности, т.е. учит защищать интересы своего Эго, своей Личности. Учит самосознанию, природным инстинктам, Силе и влиянию на Другого. Ведьма часто описывается с большим крючковатым носом, как символ отличного "нюха", чутья.

Ведьма — это и молодая красотка, и древняя старуха. Чаще последнее, в силу своей связи с древним знанием и его накоплением, а также теневой природой (глубинные слои психики — это тёмные болота и непроходимые чащи). Феномен превращения в молодую красавицу или принятие облика Другой, соответствующего более высоко стоящим женским архетипам, связан с эффектом мерцания — использование природной магии для соблазнения мужчины, надевание маски Персоны/иного Архетипа для примеривания чужой силы, иного качества. И нет в этой примерке ничего запретного, ведь эффект мерцания необходим для постепенного перехода на иные ступени…

Истоки женского архетипа Ведьмы

Ведьма — наш проводник к природным источникам женской силы, раскрытию нашей муладхара-чакры, связи с предками и их интуитивным знанием. Вспомните древние книги, исписанные кровью, рецепты и амулеты прабабушек, что передавались через поколения, частокол из черепов… Ведьма — пограничный архетип между жизнью и смертью. На знает, где добыть живую или мёртвую воду. Может принять роды у роженицы или отправить на тот свет неугодного её интересам.

Природные спутники Ведьмы — сова или ворон — это хищные птицы, которые отличаются острым умом. Ворон сопровождает и скандинавского бога войны Одина, питаясь падалью (пограничные состояния между жизнью и смертью) и собирая информацию со всего света для своего хозяина. Сова — ночной (чаще) охотник-одиночка с прекрасным слухом. Кстати, сова сопровождала не только ведьм, но и богинь в культуре этносов (Афину, Иштар и др.), то есть архетип на другом, небесном полюсе развития женской души.

И Ведьма, как её птичьи спутники, стремится летать, то есть развиваться духовно, "в небо". И пусть её ступа и метла не покроет большие расстояния, однако эти скачки когда-нибудь помогут Личности "стать" волшебницей или богиней. Но это уже совсем другая история и другой женский архетип…

Где живёт ведьма?

Немного о месте обитании и социальных границах. В том и дело, что это социальные границы, то есть всегда дистанция между Я и Другими (не-Я). Укрытая в тайге избушка — это логово, где можно временами укрываться от надоедливого социума. Тёмные одежды и демонстративно устрашающий макияж / взгляд / имидж (каждому своё), также служит природной защитной функции "Не тронь!" (как острый блестящий меч). Ведьма редко приходит сама, чаще манипулирует или оказывается "на дороге", чтобы преподнести урок / знания / подарок в обмен на силу / ресурсы / свежую кровь. Современные Ведьмы, точнее, женщины с актуализированным архетипом Ведьмы, живут среди нас, но всё также тяготеют обставить и защитить от людских глаз свою избушку: от домов-замков к квартирам с амулетами, тайниками, шкатулками и сейфами…

Ах, да, природа. Ведьма — один из самых "земных" архетипов, близких Матушке-Земле. Леса, озёра, горы, — везде, где контакт с дикой природой происходит "без посредников" в виде транспорта, ухоженных садов и зоопарков.

Ведьма и отношения…

И здесь всё неоднозначно. Ведьма — одиночка по натуре. Однако женская природная гибкость и адаптивность делает её способной к поддержанию межличностных отношений, но только пока это выгодно ей самой (и вновь эгоцентрические интересы). По характеру этих отношений с партнёром/детьми Ведьма — захватчик, тонкий манипулятор, поглотитель, но одновременно и проводник к знаниям, жёсткий учитель и трансформатор, который "перепекает" судьбы в своей древней печи, в том числе укрепляет физическую и психологическую оболочку эго (если другой не сгорит в этом испытании Духа).

Ревность, контроль, гиперопека, недоверие, независимость, расчётливость, эгоизм — вот часть этого "романтического букета", который дополняется влекущей тёмной силой тайн и мистики, связанных с бессознательными процессами в психике, пограничной природы архетипа между жизнью и смертью, тёплым лоном матери-земли, рождающей и погребающей…

Может ли Ведьма полюбить? Если бескорыстно, то трансформация в Амазонку — Гейшу — Жену-Мать и далее по цепочке — необходима и неизбежна… Вероятно, это один из самых исцеляющих и гармоничных путей Женской Индивидуации…

Когда оживает Ведьма в нашей психике?

Чаще всего в кризисные моменты нашей жизни, архетип Ведьмы приходит в момент инициации знанием, внутренним, "эгоцентричным". Ведьма приходит, чтобы спасти Эго, напомнить о внутренней генетической силе, силе рода, семейного и человеческого в целом. Ведьма обеспечивает выживание Личности Женщины (характерно после травмы, утраты, потери) и одновременно становится первой ступенью к раскрытию и развитию своего (пока) тайного потенциала.

Ведьма принимает свою природу и одновременно свою Уникальность и Силу. И если она готова начать делиться этим во благо мира, то перед ней открываются новые горизонты. И Ведьма оставляет "логово", отправляясь в путь Женской индивидуации смелой Амазонкой, привлекательной Гейшей, мудрой Женой и Матерью… А дальше? Социальный и духовный потенциал Королевы, Волшебницы и Богини…

Заманчиво? Тогда лови момент для свой трансформации и используй его во благо себе и миру! Познавай себя через мощные ресурсы женских архетипов и будь готова отпустить старые сценарии и установки, возрождаясь к жизни на каждом этапе своего Пути!

Вдохновлено матрицей партнёрства и архетипами, описанными Т.Б. Василец ("Мужчина и Женщина — тайна сакрального брака") и личным/профессиональным опытом. Выражает субъективный взгляд автора на культурные и психологические феномены.



© Самопознание.ру. Читать далее: https://samopoznanie.ru/articles/davayte_znakomitsya_vedma/#ixzz5scgMLg00

Мое личное знакомство с метафорическими картами (МАК) состоялось несколько лет назад. И в этом нет ничего алогичного. Увлечения подросткового возраста, тесная работа с людьми и, конечно, глубокие заныривания в свой внутренний космос - все это стало предпосылками к более профессиональному подходу к картам. А еще совпало с любопытством к проективным методикам в арт-терапии.

В данной статье я погружаю вас в тайну метафорических карт, рассматриваю разные точки зрения теоретиков и практиков на включение МАК в личный инструментарий психолога и основы работы с ним в клиентских сессиях и самопомощи.

ЧТО: Больше, чем просто картинки…

Что из себя представляют метафорические карты?

Это визуальный материал в виде набора картинок разной величины(чуть больше / меньше игральных карт). Их можно держать на ладони, помещать на белый или черный лист, дополнять рисунками, группировать в большие и малые расклады, использовать в трансформационных играх и даже прикладывать к различным частям тела (для усиления эффекта проживания образа в телесной терапии). Использование различных типов ламинации может обогатить психологическую работу через кинестетический контакт.

То, что изображено на картах - это своеобразные "зеркала" или "порталы" в психическую реальность кверента (термин взят из практики работы с картами ТАРО, которые в одном из аспектов своего использования могут быть отнесены к МАК). На них и фотографии или графические рисунки природных объектов - пейзажей, животных, городов и местностей - реальные и фантастические, и бытовые зарисовки - взаимодействие людей, предметы быта, места жительства, различные жизненные ситуации. А еще есть колоды фантастические - где в причудливых красках и художественных стилях оживают легенды и мифы, божества и мистические сущности, исторические личности и сказочные персонажи… Наконец, существуют и чрезвычайно абстрактные колоды в виде графических элементов, наскальной живописи, небрежных мазков и витиеватых узоров…

На моей профессиональной полке уютно расположились 16 метафорических колод, различных по своему предназначению и "терапевтическому эффекту". Включая "тематические" Таро, которые можно и важно использовать в психологической работе (особенно, если вам знакома традиционная символика Таро). Но пусть это станет поводом для отдельной обзорной статьи. С некоторыми электронными версиями моих "помощников" вы можете познакомиться здесь>

К чему такое разнообразие МАК?

Многообразие метафорических колод служит различным целям и функциям, и все они работают с вашей психической реальностью, картиной мира и личной историей жизни, с актуальными интимными и профессиональными запросами.

Часто в клиентских словах-обращениях к картам и их мудрости я слышу вопросы о:

  • развитии отношений - когда приходит время для нового этапа и качественного наполнения - вместе или порознь;
  • сложном выборе - там, где путь в будущее разветвляется на несколько тропинок, разрывая вас на части;
  • решении конфликтной ситуации со значимым другим (партнером, родным, коллегой, руководителем) или со значимым собой (внутренние метания и сомнения, потеря контакта с Я);
  • поиске своей идентичности - среди социальных масок и ролей, изменений и неопределенности - для глубинного познания и понимания своего «космоса» и его потенциалов.

Из сессии в сессию метафорические карты становятся проводниками ("порталами") к «бессознательному» содержанию вашей индивидуальной вселенной. Карты через язык визуальных образов позволяют найти "ключ" к тому, что часто сложно вербализовать из-за наплыва эмоций / внутреннего сопротивления / отсутствия опыта контакта с феноменом или ситуацией. "Ключ" - это метафоры, воплощение ассоциативных связей внутренних объектов бессознательного. Именно язык метафор обнажает пока недоступный вам внутренний опыт, доводит его до осознания и возможности внешней реализации (действий применительно к реальности).

КАК: Свет мой, зеркальце, скажи…

При чем здесь "зеркала и порталы"?

Благодаря популяризации проективных методов работы в психологии, в основании которых лежит уже знакомый нам по работам Фрейда и Юнга, Гартли и Креппелина принцип «свободных ассоциаций», МАК пополнили арсенал психолога мощным графическим стимульным материалом для "проекций" (отзеркаливания).

Все, что мы видим вокруг нас есть объективный внешний мир, который никем не может быть «объективно» воспринят. У всех у нас собственные «бинокли», сфокусированные на отдельные объекты и цели, заточенные под свою психологическую и научную картину, поэтому и стимульный материл красочных карточек – это не объективное его содержание, а смысл «в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым» (Л. Франк).

Мы смотрим в метафорические карты, пытаясь интерпретировать образы на них в связи со своей реальной ситуацией, а на деле занимаемся исследованием будущего настоящего Я и его потребностей. Именно в таком аспекте – индивидуального «зеркала» Я, переживаний и чувств, взглядов и ценностей ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС – МАК можно рассматривать как эффективный инструмент в индивидуальной и групповой психологической работы.

Немного о правилах работы с МАК...

Главное здесь - это свобода от правил. Вот такой парадокс. Как и в работе с ассоциациями, важно дать свободу своему сознанию, усыпив Сверх-Я(нет требований и контроля) насколько возможно. Это особое состояние потока образов-ассоциаций достигается только на практике, через развитие воображение и "стоп" самокритике. Конечно, степень свободы определяется индивидуально и постоянно меняется. Где-то механизмы сопротивления и вытеснения проявляются наиболее сильно. И вот именно здесь важно "копать", то есть присмотреться пристальнее к тому, что проявилось. Не спугнуть недоверчивым "не может быть" и дать время на "дозревание" инсайта, когда случайная мысль / образ, кажущаяся абсурдной, становится глубинным символом перемен.

Что еще вам поможет в работе с метафорическими картами? МАК обладает (наравне с другими проективными методиками) такими преимуществами, как неоднозначность используемых стимулов, отсутствие ограничений в личном выборе ответа и важное – отсутствие оценки (плохо / хорошо, правильно / неправильно), как со стороны психолога и других участников сессии, так и со стороны собственного Сверх-Я.

ЗАЧЕМ: Исцеление души и тела

Метафорические карты равноэффективны как в работе с "болезнями души" (тяжелые эмоциональные состояния, неврозы и конфликты отношений, экзистенциальные кризисы и травматизация, аддикция), так и с болезнями тела (симптомы психосоматической природы). Когда потеря контакта с Личной Силой (включая здоровье), с Я (поиск идентичности, настоящести) воспринимается особенно тяжело и молчаливо, на помощь приходят метафорические карты.

Однако если с образами «души», рожденными в мыслях и сновидениях, выбор метафорических символов происходит достаточно «повседневно», то как выразить телесные переживания через графические карточки? Ссылаясь на великолепную книгу из области психосоматики «Вещи в теле», словами Андрея Ермошина: «...речь не идет о вещах, забытых хирургом в полостях тела больных, а о предметах в «теле» сознания. И те предметы, которые там «забывает» человек – это не тампоны или скальпели, а злость и обида, разочарование и скорбь, ревность и беспокойство. Эти предметы нельзя увидеть с помощью рентгена, но от этого их губительное воздействие на здоровье не меньше».

Увидеть эти «предметы» и «забытые вещи» также помогают ассоциативные колоды, а уже потом богатый русский (или любой иной язык) выстраивает цепочку вербальных образов, благодаря которым можно не только проложить путь к вытесненным истокам переживаний внутри психики, но и осуществить терапевтическое самовоздействие и воздействие. То есть клиент, распознав обиду своего внутреннего ребенка на картинке с заброшенным цветком (реже деревом), может обнять себя с позиции внутреннего взрослого, сказать утешающие слова (само)любви и (само)поддержки и переключить внимание на огромный мир возможностей уже через контакт с личной силой и ответственностью. Так телесное соединяется с психическим и рождает внутреннюю "гармонию" души и тела.

Кстати, с позиции арт-терапии (к области которой относится МАК) такое самоисцеление симптома будет совсем не чудом, а скорее ожидаемым результатом работы.

МАК в пространстве с психологом

Метафорические карты не так давно перекочевали в шкатулку современных психологов и психотерапевтов, хотя символизм Таро был востребован еще при дворах европейских королей. Первая МАК-колода была разработана в 1975 году профессором искусствоведения Эли Раманом по новаторскому запросу психотерапевта и его будущего партнера Моритца Эгетмейера, - колода Oh, давшая название целому издательскому дому и ставшая самой универсальной и мощной в работе с глубинным психичесим содержанием. В настоящий момент количество колод российского и зарубежного авторства перевалило десятки. Многие из них оказались более «адаптированы» к российской действительности (например, мой личный приоритет над классической портретной колодой «Персона» получила «АльтерЭго» К. Довлатова, а для работы с бессознательным содержанием предпочитаю колоду «Таро вариантов» В. Зеланда).

Практика использования МАК в наших с вами рабочих сессиях может быть полностью построена на тематических раскладах (в зависимости от запроса), а может быть совмещена с психоаналитическими, арт-терапевтическими, психодраматическими техниками (и др.). И в том, и в другом случае это:

  • способствует быстрому и качественному прояснению вашей ситуации и переживаний (своеобразный «трамплин»);
  • погружает в субъективную картину вашего мира и здоровья (служа задачам психодиагностики);
  • становится проводником по вашему Космосу, помогая преодолевать сопротивления Я, создавая пространство ресурсов, вариантов, точек зрения. И, конечно, это не может не способствовать быстрому и эффективному терапевтическому процессу.

Личный опыт

Для меня метафорические карты – вне прошлого и вне будущего. Это мощный проективный инструмент «здесь и сейчас», поддерживающий поле для свободного проявления креативности и (само)восстановления. Это катализатор к осознанию, а значит и возможным переменам. Сколько раз я видела вспышку озарения в глазах "читающего" карты (после тумана слез и боли), сколько раз сама вдохновлялась и подкрепляла свою уверенность в выбранном курсе жизни. И поверьте мне, это было в сотни раз мощнее, чем любая гадательная сессия. Ведь ответ приходил ИЗНУТРИ, а значит был НАСТОЯЩИЙ!

Метафорические карты для меня стали своего рода «универсальным» проводником к миру клиента. Все, что не проговорено, но содержится на выбранной карте, попадает в общее «терапевтическое» поле, взаимодействует с вашим и моим (!) бессознательным, подсказывает пути разрешения конфликта, поиска ресурсов, «правильные» техники и направления работы.

Побывав по обе стороны этой коммуникации, я смогла убедиться, что временами МАК дает «быстрый» и «безболезненный» допуск к самым сильным и ранним травмам, отношениям с мамой и папой, а иногда и перинатальному опыту. Почему так глубинно? Работая с графическим стимульным материалом, неоднозначным и неоцениваемым, мы обходим рациональную часть мышления, задействуя неосознаваемый материал в виде фантазмических представлений и образов. Вместе с ними обходятся и защитные барьеры психики. В результате происходят инсайты – открытия и осознания того, что было ранее вытеснено, но может быть обнародовано теперь в безопасной атмосфере кабинета, наедине с собой и свидетелем-терапевтом. А затем мы вместе пересматриваем эту трагическую часть киноленты под названием жизнь, обогащая сундук личной силы новым опытом и ресурсами. И уже это становится крепкой опорой для движения в будущее, в лучшее будущее для вас.

Одна из любимых ассоциативных колод - "АльтерЭго" от Константина Довлатова

Одна из любимых ассоциативных колод - "АльтерЭго" от Константина Довлатова

© 2019, Светлана Гроисс, психолог, арт-терапевтВсе права защищены.

Есть важный вопрос / сложная ситуация? - Обращайтесь, разберем вместе и выполним глубинные техники с картами и без — записывайтесь на психологическую консультацию. Подробно о ней рассказываю здесь>

Подробнее о Светлане Гроисс можно прочитать на сайте:www.lanagroiss.ru/