Опыт первого кризиса в качестве владелицы бизнеса я получила в 2008 году. Первые полгода продержала компанию на глубочайшей уверенности, что «Кризис – в голове!», и мы работали с энтузиазмом без особых перемен и перебоев. Во вторые полгода я свернула малодоходные проекты, расширила «линейку продуктов» и предложила клиентам услуги по доступной цене. Еще через несколько месяцев «полегчало», и консалтинговый центр «Стратегия успеха» продолжил работу «как ни в чем не бывало».
На этот раз ситуация в чем-то похожа. Спад рынка наметился в августе прошлого года, все восемь месяцев «кризиса» мы работали много и упорно. Спад у нас начался в марте, и я организовала новый для нас тренинг «Оптимизация внутри компании: люди, деньги, технологии» (фрагменты с тренинга можно посмотреть на нашем ютуб-канале: http://www.youtube.com/channel/UC-P0ugjBzs7O9ZjGm-ArP5w) . Пришлось погрузиться в тему «Оптимизации» - искать в интернете, изучать семинары, опрашивать клиентов и партнеров. Благодаря ситуации я узнала следующее - что делают обычно руководители компаний в кризис:
- сворачивание проектов развития (инвестиционных);
- закрытие убыточных направлений;
- сокращение зарплат;
- увольнение сотрудников;
- сокращение расходов из категории «ВАЖНОЕ, но не СРОЧНО» (анализ, обучение, стратегические шаги, профилактика, развитие, маркетинг, реклама и др.)
Часть данных шагов, как кофе, бодрит только первые полчаса, а потом может ухудшить ситуацию. А мера сокращения сотрудников в данный кризис вообще опасна. Дело в том, что на этот раз бизнес попал еще и в серьезную демографическую яму! Обычно в кризис из-за увольнений к работодателю выстраивается очередь кандидатов, из которых он может выбрать себе людей по нраву. Но сегодня все не так. Минус десять миллионов человек по сравнению с предыдущим поколением работников – это минус 25% рынка работоспособного населения. Очереди к работодателю не возникло и не возникнет. Вывод? Людей выгодно беречь.
Если сделать анализ, то самые распространенные - два варианта поведения. Условно их можно назвать «Поведение котенка» и «Поведение обезьянки». Эти два животных в минуту опасности ведут себя по-разному:
Котенок: замереть. Временная остановка в развитии, вынужденный простой или даже шаг назад
Обезьянка: активно действовать (напасть или «драпать»). Преобразование компании, и ее продукта в более эффективные.
То есть – можно вести себя пассивно (само пройдет) или активно (взять управление в свои руки). По опросам компании «Стратегия успеха», наши клиенты предпринимают следующие активные действия:
1. Срочное сокращение необязательных затрат, отказ от «излишеств», предметов роскоши. Например, лимитирование командировочных, представительских расходов, расходных материалов, премий. Уменьшение лишних офисных площадей, выплат дивидендов, закупок мебели, техники, и т.п.
2. Улучшение бизнес-модели компании СНАРУЖИ. Например, оптимизация совместно с компаниями-контрагентами существующие цепочки поставок, платежей, закупок. Также – создание других продуктов, поиск совершенно новых ЦА, разработка новых предложений.
3. Оперативная оптимизация бизнес-процессов ВНУТРИ. А именно: улучшить взаимосвязи, удалить «пустоты», ненужные действия. Следить за рынком труда, «ловить» лучших специалистов. Усилить контроль расходов.
Так что на самом деле помогает бизнесу? Какие шаги по оптимизации следует предпринять? Консалтинговый центр «Стратегия успеха» рекомендует:
Внешние шаги
Внутренние шаги. Оптимизация бизнес-процессов. Все, до чего у вас «не доходили руки» - пора сделать!
Оптимизация, по сути, затрагивает ключевые процессы в условиях кризиса
Давайте, дополнительно пройдемся по некоторым деталям именно этих процессов
В условиях кризиса процессы маркетинга и, собственно, продаж приобретают главное влияние на выживание и развитие компании. Рекомендация - сделать анализ – что конкретно приносит вам клиентов. Кроме того, в условиях кризиса в процессы продаж важно вовлекать всех или большую часть сотрудников компании.
Искать новых поставщиков и варианты закупа. Некоторые процессы для стандартных продуктов можно перенести в интернет. Для средних и небольших компаний - переход к технологии коллективных закупок товаров и услуг. Можно объединяться при размещении заказов у крупных поставщиков - большие скидки и более выгодные условия поставок. Схемы бартерных взаиморасчетов по-прежнему актуальны в кризис.
Здесь - наиболее сложные и тяжелые решения, ведь для многих компаний затраты на персонал – основная часть расходов. Поэтому многие сразу и сокращают людей - больше шансов выжить. Так КАК сохранить квалифицированных сотрудников без ущерба для бизнеса?
- увеличение эффективности работы каждого сотрудника. Платить за реальные деньги, доход, результативность. Быть строгим, но справедливым.
- выбрать лучших внутри компании. Сделать внутренний АНАЛИЗ. Следует определить, кого для организации «дешевле»: уволить или сохранить. Используйте систему ГРЕЙДОВ, если позволяет время.
- внутренняя ротация кадров. Объединение задач. Повышение нагрузки и КПД на одного человека, как сказано выше, лучше, чем сокращение вообще.
- аутсорсинг. Использовать отдельную бухгалтерию, Call-центры, IT-специалистов, то есть тех, в чьих услугах компания не нуждается ежечасно.
Есть прием «дистанцирование» или смена места работы. Сократить аренду, а не штат. Та часть бизнеса, которая не работает с клиентами, переносится или на дом сотрудники, или в места с низкой арендной ставкой. Для встреч и контактов с клиентами – оставить небольшие офисы в удобных местах. Для некоторых процессов –подумать о внедрении виртуальных офисов.
Подробнее процессы оптимизации мы разбираем в новом тренинге компании «Стратегия успеха» «Оптимизация внутри компании», где обучение построено в формате «рабочей группы». На практике мы формулируем список вопросов-задач для каждого участника и поэтапно находим ответы.
В заключение скажу – нет четкого ответа на вопрос «Оптимизация это зло или благо?» Все зависит от контекста. Оптимизация нужна. Но – грамотная. Поэтому мы и делаем это вместе – с клиентами, партнерам, на тренинге и вне его.
Алена Мосягина, бизнес-тренер, консультант, психолог, генеральный директор консалтингового центра «Стратегия успеха» www.strategius.ru
Комментарии