Loading...

Блог NataljaEvgenevna

Вы столкнулись с конфликтной ситуацией, разрешить которую самостоятельно не в силах, а обращаться в суд слишком хлопотно и затратно? Да и отношения с оппонентом будут испорчены…

Существует способ урегулирования споров, альтернативный обращению в судебные органы – процедура медиации.

Медиация поможет Вам существенно сэкономить ваши деньги и время!

 

Необходимо знать, что медиаторы бывают профессиональные (имеющие документ о соответствующем образовании) и непрофессиональные (не обучавшиеся специально этой профессии).

В некоторых источниках говорится о том, что если вы ещё не обращались за помощью в судебные органы, то наличие специального образования у медиатора не обязательно, а если по вашему спору уже начато судебное разбирательство, то необходимо остановить выбор на профессиональном медиаторе.

Я всё-таки считаю (и это только моё личное мнение): непрофессионально сыграть роль медиатора может общий друг или знакомый, который попробует помочь Вам разрешить незначительную размолвку, будучи посредником между Вами. Но если спор затрагивает интересы, выходящие за пределы некой кухни, то обращаться необходимо к профессионалам, владеющим определёнными техниками и приёмами.

Важно, чтобы этот человек не был представителем одной из сторон, и чтобы выбор медиатора был одобрен обеими сторонами конфликта.

Итак, теперь собственно перейдём к основным трём критериям выбора медиатора:

Первое: поскольку вы еще не знаете этого человека, обратите внимание на его внешний вид – он о многом может рассказать.

Посмотрите в его глаза. Интуитивно: вызывает ли он у вас доверие? Ведь вы ему должны доверять! Обратите внимание на то, какие мышцы лица наиболее развиты, Читается ли интеллект, терпение, мудрость? Все эти качества необходимы человеку, который постоянно работает в конфликтных ситуациях.

Если он аккуратен внешне – скорее всего он также относится и к делу.

Не слишком ли ярко вычурно он одет? Не слишком ли много отвлекающих элементов, украшений? Или он нарочито деловит, или выглядит аскетично? За всем этим могут скрываться личные психологические проблемы претендента на разрешение вашего спора мирным путём.

Второе: образование играет немаловажную роль. Это может говорить о таких качествах человека, как целеустремлённость, усердие, сила воли и прочее. Так, профессиональный медиатор должен иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по медиации.

И, третье: поинтересуйтесь при выборе медиатора его опытом – жизненным и профессиональным. Возможно, этот факт также поможет вам сделать правильный выбор.

Часто можно слышать вопрос о членстве медиатора в контролирующем органе (реестр, лига)… Здесь следует обратиться к букве Закона. Так,  Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"  такого требования не предъявляет.

Важно, чтобы медиатор состоял в реестре, как минимум той организации, которая осуществляет проведение  процедуры медиации в соответствии со своим Уставом, зарегистрированном надлежащим образом.

Как только вы определились с выбором медиатора – согласуйте с ним встречу, на которой сможете рассказать о своей проблеме!

Медиатор, теренер-медиатор, психолог Наталья Соколкова 

 

Сотрудница допустила ошибку при оформлении документа. Никаких неприятностей для организации это не повлекло, однако начальница лишила сотрудницу премии за произошедшее.

Последняя посчитала это решение необоснованным и несправедливым. Обида усугублялась тем, что ранее сотрудница не единожды оставалась работать сверхурочно, выручая начальницу и закрывая «дыры» в комплектации штата, без какой-либо благодарности. Роковая ошибка в документе также была, по её мнению, спровоцирована усталостью из-за сверхурочной работы.

Объяснения сотрудницы начальница слушать не стала, равно как и обсуждать свои решения.

Недовольство сотрудницы плохой организацией труда и неумением работать с персоналом нашло сочувствие и поддержку в коллективе. Она обратилась в суд с требованием материального возмещения, в том числе и морального вреда.

После консультации юриста, где начальнице сказали, что наиболее вероятно суд будет выигран сотрудницей, она обратилась к медиатору.

Из-за взаимной враждебности проблема была обсуждена с обеими сторонами поочерёдно.

Стали понятны последствия судебного разбирательства для обоих сторон, даже в случае выигрыша одной из них…

- это в любом случае означало, что под угрозой не только человеческие отношения, но и карьерный рост, и деловая репутация, и игнорирование начальницей личных обстоятельств сотрудницы при составлении графика работы, отпусков и прочее;
для начальницы — это и вероятность моральных и материальных взысканий со стороны высшего руководства, если не более серьёзные организационно-штатные мероприятия…

Сотрудница была бы уже не против закончить дело миром, отозвать иск. Её бы удовлетворили выплата премии и налаживание отношений, однако произошедшее стало уже «делом принципа». Пойди она на попятную — в коллективе не поймут, посчитают предательницей, трусихой…

В данном случае у сторон были общие интересы и потенциал для достижения договорённости, но эскалация конфликта и обретение им статуса прецедента сделало мирное урегулирование невозможным.

При этом, надо отметить, что после работы медиатора конфликт принял гораздо более мирный характер, обе участницы осознали свои истинные интересы и то, что может способствовать их более вероятному удовлетворению.

Таким образом, прогноз развития ситуации стал более благоприятным, хотя удовлетворение ряда существенных интересов сторон осталось весьма проблематичным вследствие слишком далеко зашедшего конфликта.

Обращайтесь к медиатору вовремя!

Ваш медиатор у нас!

Новосибирск, ул. Блюхера, 71 Б

+7(383)284-07-74

+7-913-457-49-98

#услугимедиатора#медиациявновосибирске#досудебноеразрешениеспоров#внесудебноеурегулированиеконфликтов

Развитие медиации - метода взаимовыгодного разрешения конфликта при содействии третьей незаинтересованной и независимой стороны (медиатора) – только набирает обороты в России. Это метод цивилизованного разрешения споров - разрешения споров без обращения в судебные органы. У медиации огромные преимущества перед традиционным способом разрешения споров.

На эффективность процедуры медиации оказывают влияние многие факторы, среди которых, например, мотивированность обеих сторон на совместную работу, их готовность учитывать мнение посредника и принимать предложенное им решение. Конечно, немаловажным является и профессионализм медиатора, знание ситуации, обстоятельств и особенностей конфликта, к которым можно отнести и степень его напряженности, и его продолжительность. Так, затяжные конфликты труднее, чем мимолетные, поддаются урегулированию.

 

В процедуре медиативной сессии выделяют несколько этапов. Рассмотрим их. Прежде всего, это выяснение ситуации у каждой стороны: общая информация, причины разногласий и точки соприкосновения.

После этого происходит выяснение потребностей сторон. Важной деталью этого этапа является работа с негативными эмоциями. Психолог обращает внимание на то, как мыслят стороны/представители – наличие обобщений, упущений, искажений в их восприятии и интерпретации ситуации конфликта/спора. Игнорирование невербальных проявлений (мимики, позы, жестов) здесь недопустимо. Кроме того, необходимо понять, что является предметом спора, что именно за этим стоит (потребности, убеждения). Далее следует эмоциональное отреагирование.

Следующий этап предполагает нахождение не менее трёх возможных альтернатив осуществления намерений противоположных сторон. Последующий после этого тайм-аут необходим для обдумывания каждой стороне.

После выбора одной из альтернатив следует заключение соглашения о её реализации. Текст соглашения должен быть составлен так, чтобы он был понятен обеим сторонам, им даётся время на его обсуждение и корректировку.

В ходе медиативной сессии на каждом этапе могут возникать ситуации, в которых появляются некоторые проблемы. Профессиональный медиатор умеет пользоваться приемами, адекватными каждой из них. Эти приемы называют «инструментарием»: как у ремесленников есть инструменты, и они используют каждый инструмент для определенной цели, - так и медиатор всегда должен «иметь при себе» свои приёмы-инструменты, владеть ими и использовать их целесообразно возникшей ситуации.

Специального «инструмента медиации» не существует, но можно использовать приемы из других областей (терапия, групповая динамика, модерация, консультирование, тренинги, педагогика для взрослых и т.д.).

Некоторые приемы знает и умеет использовать каждый медиатор. В ходе медиации следует ознакомить с ними и конфликтующие стороны.

Среди наиболее приемлемых:

I. Коучинг (пошаговое принятие решений):

1.Что хочет клиент (цель)?

К - конкретность

Р - реальность (внешние условия)

И - измеримость

В - время

Д - достижимость (внутренние возможности)

2.Что происходит по факту (сканирование реальности)

3.Какие есть варианты решения проблемы?

4.Какой из вариантов реален?

5.Какова процедура исполнения?

II. Я – послания:

Когда Вы…

Я чувствую…

Потому что (разъяснение, уточнение)…

Мне хотелось бы…

III. Техники активного слушания:

Повторение (Эхо-техника):

— Я не выношу критику в свой адрес.

— Критику?

— Ну, не то, чтобы критику... и т. п.

Перефразирование

— Другими словами, Вы считаете, что...

— Правильно ли я Вас понял? Вы сказали, что...

Резюмирование (обобщение)

— Итак, мы с Вами говорили о том, что...

— Обсуждая этот трудный, волнующий всех вопрос, мы до сих пор рассматривали...

В применении техник активного слушания могут быть ошибки. В литературе можно встретить наиболее часто встречающиеся ошибки, способы их преодоления:

1. Типичная ошибка вербализации: Безапелляционность: - Как я вас правильно понял, вы считаете...

Почему это ошибка? Констатация правильности вместо проверки правильности понимания. Оговорка, которую говорящий часто не замечает.

Способ преодоления: Проверка понимания: Правильно ли я понял, что...

2. Типичная ошибка вербализации: Навязчивое повторение: - Мне кажется, я не смогу сделать эту работу... - Ты сказал, что тебе кажется, что ты не сможешь сделать эту работу?

Почему это ошибка? Диалог становится односторонним, партнер не ощущает вклада собеседника в развитие разговора. У него может возникнуть чувство, что его допрашивают, препарируют под микроскопом или дразнят.

Способ преодоления: Органичное повторение: - Мне кажется, я не смогу сделать эту работу... - Не сможешь... ? (Варианты: Эту работу? Сделать эту работу?)

3. Типичная ошибка вербализации: Ложная интерпретация: - Я должен зайти к Иванову. - Ты так зависишь от его мнения? - Лучше оставь меня в покое!

Почему это ошибка? Неточное предположение о намерениях, мыслях или чувствах другого человека может вызвать у него разочарование, досаду и даже боль.

Способ преодоления: Интерпретация в форме уточняющего вопроса или пробной гипотезы: - Я должен зайти к Иванову. - Может быть, тебе нужно убедиться в правильности этих данных, прежде чем принять решение?

4. Типичная ошибка вербализации: Слишком точная интерпретация: - Я должен зайти к Иванову. - Хочешь заручиться его согласием, прежде чем принимать решение? - С чего ты взял?!

Почему это ошибка? Точная интерпретация принуждает человека «встретиться с самим собой», даже если ему хочется уклониться от этой встречи.

Способ преодоления: Интерпретация в форме уточняющего вопроса или пробной гипотезы: - Я должен зайти к шефу. - Ты имеешь в виду, что согласие Иванова облегчило бы продвижение этой идеи?

Константинова О. Ю. психолог, медиатор