Loading...

О достоинствах и возможных трудностях дистанционного обучения из блога Клякина Марина

Плюсы и минусы дистанционного обучения. Что ждет ученика в 21 веке?

Дистанционное обучение стало необходимой формой обучения, скорее, даже единственно возможной в период пандемии 2020 года. Несмотря на послабления в режиме самоизоляции и осуществлении выхода из него, будущее образования, а именно, его форма на  новый учебный год 2021 года остаётся под вопросом. В связи с этим, глобальный эксперимент и опыт, через который прошли школы, их работники, дети и их родители с марта по май 2020 года, по прогнозам специалистов, может стать основой для обучения в ближайшие осенние месяцы. Так что же представляет собой дистанционное обучение? И возможна ли его реализация без ущерба для качества образования и здоровья обучающихся педагогов?

Дистанционное обучение – форма обучения, при которой обучающиеся не посещают образовательное учреждение, является важной формой обучения в связи с реализацией безопасности обучающихся в период пандемии. Одной из сильных сторон данной формы является то, что при ней осуществляется переход на самостоятельное обучение, а навыки самообразования являются важнейшими навыками обучающихся 21 века. Более того, при данной форме отсутствуют временные затраты обучающихся на то, чтобы добраться до образовательного учреждения. В определенной степени, более эффективной становится работа учителя, ввиду приостановки части его обязанностей, связанной с контролем поведения детей во внеучебное время (на переменах, в столовой и т.д.). Обучающиеся же, вместе с тем, что приобретают больше времени на отдых от компьютера (вместо 45-минутных уроков проводятся 30-минутные уроки), приобретают больше времени для анализа своей учебной деятельности, подготовке к другому уроку в получасовом перерыве.

Однако, вместе с тем, возникает ряд трудностей, ряд осложняющих или ослабляющих образовательный и воспитательный процесс факторов. Во-первых, не каждый обучающийся был подготовлен к переходу на дистанционное обучение с технологической точки зрения (гарнитура, Интернет и т.д.). Исходя из этого, некоторые обучающиеся воспользовались данной ситуацией в пользу «откладывания» и невыполнения необходимых заданий в срок. В то же время, администрация ОУ, исходя из опасения конфликтов с обучающимися и их родителями, выбрала тактику создания лояльности в отношении сроков сдачи заданий по предметам, отмены проведения проверочных работ. Данное несомненно повлияло на качество образования, так как, к счастью или к сожалению, многие обучающиеся настроены больше учить предмет под страхом получения плохой оценки за проверочную работу. Таким образом, дистанционное обучение подняло достаточно важную проблему – проблему мотивации в изучении предмета и готовности обучающихся к самостоятельному обучению.

Среди угроз, возникающих в результате перехода на дистанционное обучение, главным было и остаётся ухудшение здоровья обучающихся в связи с преимущественно сидячим образом жизни. В данном ключе задача ОУ научить обучающихся проводить перерывы между уроками, выполняя зарядку, физические упражнения и т.д.

К сожалению, потеря близкого и непосредственного контакта с учителем тоже сказывается на мотивации детей к обучению. Более того, не стоит упускать из виду, что в детском и особенно подростковом возрасте невероятно важным является социальное взаимодействие со сверстниками, одноклассниками. Обучение в группе, в классе – это большой стимул для каждого ребёнка. В этом плане, дистанционное обучение представляет собой угрозу ухудшения мотивации в обучении и может сказаться на развитии социокультурных навыков ребёнка.

Тем не менее, как известно, любое нововведение влечёт за собой ряд трудностей, которые, однако, представляют собой зону ближайшего развития и их преодоление – это новые возможности в изучаемой сфере. Для образования, дистанционное обучение – это возникновение новых методов, приёмов и подходов в обучении; это обучение этики письменной коммуникации и этики общения в соц. сети для обучающихся школ; перспектива развития отношений между родителями и ребёнком в русле домашнего обучения. Важно осознавать это и стремиться к самосовершенствованию, как к одной из ведущих человеческой деятельности.

Автор: Савченко Ирина Алексеевна, кандидат политических наук, доцент кафедры теории и практики управления института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» ФГБОУ ВО МГППУ.

 

 

 


Комментарии

Нет комментариев
Вы должны войти, чтобы комментировать

Статья

Автор Клякина Марина
Добавлено Апр. 13 '21

Теги

Оценка

Ваша оценка
Всего: (0)

Архив