Loading...

Блог KljakinaMarina

Влияние экономики на различные сферы общества несколько больше и глубже, чем это принято считать. Экономическая наука позволяет овладеть навыками экономического поведения в обществе, оптимизировать личный бюджет и выработать модель рационального покупателя и добросовестного налогоплательщика. В ряде случаев основы экономических знаний помогают при создании собственного бизнеса, что обусловлено не только независимостью, которую дает самозанятость, но и теми возможностями, которые открываются в таком случае: стабильный денежный доход, новые знакомства, новые навыки, знания, опыт, самореализация и другое. Как правило, вместе с потребностью открыть свое дело у таких обучающихся возникает и желание получения дополнительных знаний  в сфере ведения бизнеса. Это лишь актуализирует рассматриваемую в статье проблему.

Хочется отметить, что несмотря на различные ограничения и условности, вызванные учебными планами, обучающиеся на неэкономических программах подготовки бакалавров проявляют порой повышенный интерес к изучению экономики. Конечно, особую активность они проявляют при проведении различных деловых игр и практикумах. Но порой не меньший интерес с их стороны вызывают и теоретические вопросы, например, такие, как:  сущность денег, товара, труда и иных понятий и явлений экономики. Отдельного внимания в программе экономики заслуживают темы формирования личного бюджета, основы экономики семьи и основы предпринимательства, а также налогообложения.

Преподавание экономики в вузе для неэкономистов во многом  определяется используемыми методами обучения, которые, в свою очередь, влияют на степень сложности излагаемых экономических концепций. Это и определенная взаимосвязь выбранных для изучения вопросов и используемый материал, скорость и качество изложения. Одним из эффективных методов изложения экономических знаний выступает практико-ориентированный подход, где наряду с теоретическими концепциями активно используются экономические и деловые игры, рассматриваются бизнес-ситуации и решаются логические задания. Эффективность такого метода является наибольшей, вызывая интерес к изучаемому предмету, а также позволяет молодым людям приобрести навыки финансовой грамотности.

Изучение экономики в вузе позволяет сформировать такие качества, как рационализм, логика, аналитическое мышление, позволит использовать в реальных экономических расчетах математические методы, то есть интегрировать математические, экономические и другие знания при решении поставленных задач. В результате такого обучения обучающийся будет не только эрудирован, но и сможет использовать полученные знания в практической деятельности

Данный подход к изучению экономических дисциплин в вузе обеспечит их необходимыми знаниями в сфере экономики, позволит сформировать рациональное поведение при покупке товаров и услуг, обеспечит определенную психологическую устойчивость к возможным трудностям, связанным с будущим трудоустройством. Экономические знания у выпускников вузов должны способствовать  становлению статуса экономически активных граждан в обществе, а также их обладание позволит им быть уверенными в своем экономическом поведении.

Интерес к изучению экономических дисциплин у современных студентов достаточно высокий. Среди причин столь повышенного интереса у опрашиваемых студентов оказались такие, как: желание знать мотивы поведения других людей при обращении этих людей к ним, как к профессиональным психологам, желание создать собственный бизнес с учетом действующего законодательства, умение разбираться в экономических вопросах.

Автор: Радостева Марина Витальевна, доцент кафедры Теория и практика управления института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» МГППУ   

Образ будущего страны, зачастую формируется в общественном сознании и определяет стратегию ее развития. Сама способность человека делать долгосрочные прогнозы связана с экономикой коллективного блага. Между тем, горизонт планирования в России сегодня невелик и составляет около 3 лет. Причем, как у населения, так и у бизнеса. Во многом это объясняется недостаточным уровнем взаимодействия между властью, бизнесом и населением.

Бизнес закладывает свои риски в цену продукта, при этом, государство содержит сверхмощные контрольно-надзорные органы за деятельностью бизнеса. Анализ социокультурных характеристик показал, что российское общество разбито на сплоченные, но при этом слабо доверяющие друг другу социальные группы. Если не восстановить доверие всех участников друг к другу, то мы так и продолжим платить дополнительный «налог» на любую общественную транзакцию.

Спрос на позитивный образ будущего, понятные цели, которые удлинят горизонты планирования и принимаемых решений, соединят развитие страны с благополучием каждого человека, — огромен. Дальнейшее проведение структурных реформ в России даст возможность к 2035 году удвоить ВВП, на 90% увеличить реальную заработную плату, нарастить долю экспорта несырьевых неэнергетических товаров до 50% в 2029 году и до 61% к 2035 году. Таким образом это позволит России войти закрепить свои позиции в числе стран-лидеров.

Необходимо отметить, что в настоящее время население России все более оптимистично смотрит в будущее. Так, к 2035 году, россияне представляют себе уже совсем другую картину экономического развития станы. Они  говорят про высокий уровень жизни, передовые технологии и новую экономику. Таким образом у населения появляется согласие в позитивной оценке будущего экономического развития страны. Исследования психологов объясняют данный феномен тем, что разные горизонты планирования выполняют разные психологические функции. Долгосрочное будущее мы склонны оценивать более позитивно, а ближайшее будущее, напротив, недооценивать. Речь идет о защите позитивной самооценки - если нас не устраивает настоящее, мы можем компенсировать это за счет того, что в далеком будущем все сложится хорошо.

Главный источник роста России — это реализация потенциала каждого отдельного человека в совершении структурного разворота к технологичной и инновационной экономике. Но чтобы нам совершить такой разворот, необходимо сложить вместе три составляющих успеха: определить векторы перемен, приемлемые для основных социальных групп, найти разделяемый всеми образ будущего, за которым нашему «коллективистскому мировоззрению» захочется побежать, создать реалистичный план движения к этому будущему — такой, который придаст сил для нового рывка. Чтобы оставаться в числе мировых лидеров, ближайшие пятнадцать лет придется бежать, и бежать быстрее, чем весь остальной мир.

АВТОР: Иванова Светлана Петровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Теория и практика управления» Института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» ФГБОУ ВО МГППУ