Человек, не соотносящий себя с принятыми социальными стандартами, часто испытывает когнитивный диссонанс, вытекающий в различные психоэмоциональные отклонения, описанные в DSM-5 или МКБ-10. Понимание, каким образом запускаются те или иные эмоциональные реакции, позволяет жить более открытой и полной жизнью. Человеку, осознающему механизмы, активизирующие ментальные процессы, легче всего планировать и достигать поставленные перед собой цели. В случае, если это понимание отсутствует, мы можем наблюдать следующую картину: его жизнь превращается в ломаную траекторию случайных выборов, отсутствует анализ факторов провоцирующих то или иное поведения и качества прохождения различных этапов жизни, например, таких как: выбор профессии и обычной бытовой коммуникации. Особенно это касается обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. У такой группы лиц физические проблемы плавно перетекают в индивидуальные психологические особенности, проявляющиеся в специфических формах взаимодействия с социальной средой. Например, инвалидность как состояние ставит перед человеком ряд специфических социально-психологических проблем. Наиболее распространёнными являются изоляция и фрустрация. Одиночество является значимым компонентом в структуре негативных переживаний. И.Д. Ялом выделяет три типа изоляции:
Данная группа лиц подвержена проживанию инфантильных форм поведения в виде закреплённых убеждений-сценариев, имеющих манипуляторный характер, например, такой как интроекция: …бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Причины инфантильности кроются в ошибках воспитания. Поэтому вопрос о том, как избавиться от инфантильности во взрослом возрасте, мало кто себе уже задаёт, считая своё поведение и мировосприятие нормой. К основным ошибкам родителей относят: гиперопеку, то есть подавление инициативы ребёнка, когда он не мог брать ответственность на себя и, соответственно, не смог научиться самоконтролю, нехватку любви и заботы в детстве, которую индивид стремится наверстать, став взрослым, слишком рано начатую взрослую жизнь, когда человек не успевает побыть ребёнком. Отношение к взрослому человеку, как к ребёнку, является также причиной развития у него инфантилизма. Человек воспринимает всё, как должное, всё больше и больше уверяясь в правильности собственного поведения. Прежде чем задаваться вопросом о том, как бороться с инфантильностью женщине или мужчине, нужно знать, как и в чём проявляется эта черта характера. Инфантильность проявляется так:
Одной из возможных способов решения выше перечисленных проблем, это представленная динамическая модель работы ума. Она отражает внутрипсихические процессы, которые активизируют эмоционально-волевую и когнитивно-поведенческие сферы. Представленная модель проста в понимании и легко инкорпорируется в опыт любого обучающегося. При этом в ней достаточно хорошо объясняется функционирование эмоционального интеллекта, который есть: "Способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач"
Так как в настоящее время представленные концепции имеют не вполне практичную, а скорее более теоретическую основу, представленную, например, моделью — Рувена Бар-Она, с пятнадцатью способностями характеризующих, что такое есть эмоциональный интеллект, а именно: самоуважение, эмоциональная осознанность, ассертивность, независимость, эмпатия, и т.д., или Дэниела Гоулмана с его замечательным бестселлером "Эмоциональный интеллект", где в развёрнутой форме раскрывается понимание эмоционального интеллекта, но при этом механизмы, представлены достаточно абстрактные и в практическом применении направлены в большей степени на подражание представленным примерам. При этом необходимо отметить, что обретение опыта через подражание другому человеку способствует обретению умения проявлять те или иные ресурсные состояния. Отсутствие понимания как эти ресурсы активизируются и почему — порою приводят к скатыванию в более архаичные реакции, что создаёт весьма шаткий эмоциональный баланс.
Особенно важным считается развитие "Эмоционального интеллекта" в системе инклюзивного образования. Люди с "особыми образовательными подробностями" более других подвержены стрессам и давлению культурной среды как системы требующей соответствие тем или иным стандартам.
Перейдём непосредственно к описательной модели: как работает Ум. Начав с метафоры, раскрывающей глубинную суть того, что есть эмоциональный интеллект:
"Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: "Наконец-то я достал его!". Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
— Кто чем богат, тот тем и делится!"
"Образ Я" представляет собой продукт пережитых историй жизни, уплотнённых в индивидуальный опыт, рождающий сопричастность со всем окружающим. Преддверием к этой осознанности является несколько шагов.
Первый шаг: мы перестаём винить этот мир, ища причину только в себе. Этот этап может характеризоваться такими крайностями, как: самобичевание, самоуничижение — с одной стороны, и возвеличивание каких-то особенных качеств в себе с другой стороны.
Второй шаг: через какое-то время может возникнуть ощущение того, что как будто этот мир направляет нас к нужной цели, иногда не предсказуемой. Прислушиваясь к микро сигналам проявляемых в виде различных жизненных ситуаций, через какое-то время приходит опыт понимания, что благодаря иногда не совсем желательному происшествию мы встречаем новых людей, в нашей жизни происходят какие-то радостные события, хотя про тот неприятный поворот в жизни мы забыли или никак не связываем с настоящим моментом.
Человек начинает воспринимать других как равных себе, в соответствии со своей внутренней осознанностью — в наших сердцах прорастает росток радости, а пространство отношений начинает приносить плоды благополучия. В данной статье не рассматриваются расстройства, имеющие под собой органические нарушения, где требуется более детальная работа со специалистом в стационарных условиях. И в то же самое время мы осознаём, что предпосылкой для более серьёзных проблем часто может быть и непонимание себя или своего места в мире, что и создаёт хаос в: уме — поведении — и, соответственно, здоровье…
Продолжая данную тему, хотелось бы поговорить о том, как мы думаем, как воспринимаем окружающую действительность, какие механизмы запускают те или иные действия в формирование нашей субъективной реальности. Итак, представьте себе "качели", где участники развлечения располагаются на противоположных концах длинной балки, похожей на "весы", это не простые весы, на них развлекаются трое участников. Третий участник — находится примерно посередине, между двумя другими. Задачей среднего участника является создание баланса между двумя крайними, за счёт некоего смещения к тому участнику, который имеет более лёгкий вес. Так создаётся равновесие всей системы.
У этих участников есть имена, крайних зовут: "Хочу" и "Надо", а тот, что посередине — "Целесообразность". Средний участник включает в себя такие понятия как "могу" и "нужно" (рис №1). Теперь познакомимся поближе со всеми участниками. В чём же заключается разница между "Хочу" и "Надо"?
Комментарии