Loading...

Блог VitalijDubko1

Февраль, среда, вечер, мороз, снег, пробки, Лермонтовская библиотека (актовый зал), Вольф Мессинг, Вадим Чернов (Ставропольский писатель), Джуна, Горбачёв, астрология, Черчилль, Роза Мира, журнал "Техника молодёжи" и, еже с ними - о психической нестабильности, и афёрах....

Вот так кратенько, можно было бы описать предложенную темуРоманом Нутрихиным "ТВОРИМАЯ ЛЕГЕНДА ИЛИ УСКОЛЬЗАЮЩАЯ РЕАЛЬНОСТЬ". Где, через призму отдельных исторических персонажей было предложено посмотреть в закулисье "засоциального", где наука в своей неоднозначности пересекается с реальностью "Алисы в стране чудес", а загадочность и неоднозначность с аферистами имитирующих иную реальность.

Каждый раз удивляюсь, когда, благодаря таким беседам узнаёшь о периферийном Ставрополе, незримо соприкасающегося с мировой историей, через призму отдельных личностей. Мир тесен!

--------------------------------------------------------------------------------------------------
Эмоционально-стрессовый терапевт, EMDR-терапевт, Нарративный психолог, специализация современный гипноз и НЛП, медицинский психолог. #моиразмышлизмы(РАД)
г. Ставрополь, тел.: +7 918 741 92 48

Всё моё детство и юность, были сплошным кошмаром, ну как кошмаром, это понимаю сейчас, а тогда, переехав из города в село, столкнулся с неприятием и нужностью вписываться в "дружеское" окружение.


Дети - "цветы жизни", но эти цветы - "лакмусовая бумажки" своих семей, той атмосферы в которой они росли.... И, если проявлялась возможность - они отыгрывались на самых младших, или слабых. Так, например, одной из первой причины травли, это моё выговаривание буквы - "Г" в то время, в пространстве своих сверстников, эта буква звучала, как что-то, — между "г" и "х". И, моя чистота произношения, создавала мне некоторое неудобство. Когда исполнилось лет девять или десять, подростки чеченцы вылавливали нас устраивая "бои без правил", в основном, это был Я, и мой сверстник - затравленный и злой. И, вот драка, больно, но сдаваться никому не хочется, а на заднем фоне, возбуждённые глаза семнадцатилетних-подростков чеченцев, заключающих пари... .

Как то, после очередной драки, возвращаясь домой, старшие подростки подзуживая Митьку - натравили на меня.... Помню обиду и гнев заполнившие меня. Удар "под дых". Митька свалился как подкошенный.... И, я остро почувствовал жалость к нему, какое-то внутреннее негодование происходящим и, прокричав всем, что я не хочу больше драться, стал убегать. Для них, это казалось трусостью, в то время, как внутри меня, тогда - зародился бунтарский дух....


Затем, из младшей школы, нас перевели в среднюю, и мы ездили в населённый пункт за двадцать километров. Основной национальный состав, это татары и туркмены. Я любил читать, и по большей частью, этим и привлекал внимание, носясь на переменах со своими книгами. Снова травля, помню, что до пятого класса, практически, каждый день после уроков, устраивалось развлечение, ребята - туркмены, в количестве около десяти человек, окружив меня, старались запугать, но без рукоприкладства. Ни разу не сдался, чем, наверное и заслужил уважение. Со временем, позже, мы стали хорошими друзьями.

Первая прочтённая мной фантастика, как помню, автор Беляев - "Ариэль", "Голова профессора Доуэля", и понеслось, научная фантастика переросла в увлечение астрономией. В пятом классе, читал литературу - о процессах формирования звёзд, спроси меня, что я там читал? - для самого загадка. В седьмом классе, прочёл "Тибетскую книгу мёртвых"(как она у меня оказалась в то время, просто не представляю). Как я вышел на неё? - скорее она упоминалась в одном из прочтённых мной журналов, которые по моей просьбе выписывались родителями и, я даже помню названия, это: "Техника молодёжи", "Наука и религия", "Юный техник", "Наука и жизнь", не считая выписываемые журналы родителями.


По четвергам, по радио, где-то часов в шестнадцать, начиналась передача о космонавтике и, я с замиранием сердца впитывал каждое слово вылетающее из "репродуктора", в надежде, что меня сейчас не отвлекут в помощи по хозяйству. А, хозяйство у нас было большое, нужно было кормить живность, вывозить навоз, итд. Хотя, могу признаться, я был ленив и, только угроза наказания, хоть как-то стимулировала во мне любовь к физическому труду. С удовольствием смотрел передачу "Под знаком Пи". Чем же ещё увлекался? - Собирал лечебные травы, интересовался целительством, в частности иглоукалыванием и прижиганием, до иголок не дошло, их было не достать, а вот прижиганием, это - да. Помню, занимался заготовкой полыни, сушил и делал из них "моксы" - порошок полыни прессованный, и положив её на определённый участок или биологически активную точку, отвечающую за тот или иной меридиан поджигалась - выделяя тепло. До сих пор под коленями остались ожоги, в точках "Цзу-Сань-Ли". В пятнадцать лет спаял первый свой детекторный приёмник. В общем, за все увлечения, и тягу к знаниям, ответственна моя бабушка Дубко Елизавета Кирилловна, находясь за тысяча километров от меня, умудрилась через письма и бандероли с книгами, зажечь этот огонёк, тлеющий и до сих пор.

После девятого класса, я уговорил родителей отпустить меня учиться в ПТУ, на электромонтажника. Так как мне казалось, чтобы реализовать свою мечту стать лётчикам-космонавтам, нужно начать с технической специальности, доступной для пятнадцатилетнего пацана.

Наступил 1987 год, время перемен, я комсорг, новая неосвоенная территория, взрослая жизнь. Наверно, находясь в чужом городе, я столкнулся с самой большой жестокостью своих сверстников. Наше общежитие, для местных хулиганов, было "меккой" - покуражиться. Если коротко, чтобы пройти на ужин, мне нужно было пройти три группы местных, первая возле общежития, старалась отвесить подзатыльник и потренироваться во внезапном нанесении удара, вторая группа - чуть подальше, старалась забрать деньги - используя силу и угрозы, последняя группа - требовала вынести себе половину порции ужина. Все школьные конфликты, оказались наивной игрой, там - уважалась сила и, если ты вёл себя достойно, к тебе выстраивалось соответствующее отношение. Столкнувшись с русскими собратьями, я почувствовал, что здесь нет границы, цель не проверить тебя "на слабо", а унизить, морально раздавить. И, лишь любовь к книгам привитая моей бабушкой, формировала во мне этот стержень, который можно было бы назвать - чувством собственного достоинства. Ну, и наверное жестокость, с "волками жить, по волчьи выть". А затем вписывался в окружение хулиганов. Вспоминаю, свой первый курс с грустью и недоумением от происходящего. Постепенно приближались девяностые (время перестройки, смена политического режима).

Конечно же, некоторые моменты мною описанные, достаточно неприятны. О конфликтах в школе, или как сейчас это называется - "буллинг", пожаловаться родителям или преподавателям не приходило в голову. Понятие психолог отсутствовало. Всё как-то выруливалось в ручном режиме, через искорёженную психику слабых, и через ожесточение.

Я не люблю конфликты в любой их форме, хотя - двадцать лет боевых искусств, десять лет тренера по ножевому бою, для силовиков и гражданских. И, вынесенная из тех историй - ценность человеческого отношения....

Когда меня спрашивают, как я пришёл в психологию, — отвечаю, — через астрономию, от макро космоса к микрокосмосу - невидимой части Вселенной.

Текст мной написанный, немного сумбурен, и где-то непоследователен, исправлять не хочу, предполагаю, что на каком-то этапе, может не понравиться мною написанное и я его сотру.))


Эмоционально-стрессовый терапевт, EMDR-практик, Нарративный психолог, специализация Классический и Эриксоновский гипноз, НЛП, медицинский психолог - Виталий Дубко, тел.: 7 918 741 92 48, г.Ставрополь

Нет, мысли, что во мне - не Я!
И, Я - не тело, но в каждом
действии в - сейчас, — Ты - Сила....

Пространство полнится чужим,
что притворяется порой и мною,
и мысли вьются средь других
- гнездясь, в чужих "покоях"....

И так, в театре мы теней,
и зёрна путая с плевелом,
не светим, но порой блестим,
считая себя - Кем-то!

Эмоционально-стрессовый терапевт, EMDR-практик, Нарративный психолог, специализация Классический и Эриксоновский гипноз, НЛП, медицинский психолог -
Виталий Дубко,
тел.: +7 918 741 92 48,
г.Ставрополь

В своём общении, я занижаю свой предполагаемый статус, подавая себя не с самой может быть и яркой стороны, смещая внимание своего оппонента на обыкновенность среднестатистического прохожего....
В этой стратегии, выравнивается психоэмоциональный статус собеседника, позволяя ему, чувствовать себя спокойней и естественней, а это значит, он начинает "выглядывать" из себя социального, во всей своей красе. И, если его фантазии обо мне не оправдываются, в некоторых случаях можно увидеть любопытный феномен, а именно - проявляются поведенческие стратегии, которую можно было бы охарактеризовать как - "Закон джунглей".

В мире существуют три типа людей, это: "жертвы", "хищники" и творцы, естественно, это моя индивидуальная интерпретация и, я сейчас стараюсь не использовать психологическую терминологию, касающуюся акцентуаций и психических патологий.
По сути, жертвы и хищники - относятся к одному классу, а именно, это функционирование на уровне животной его части - лимбической системы, где секс, еда и доминирование - позволяют выжить. Хотя, казалось бы, современная действительность максимально адаптирована и, в большинстве своём, никто никого не ест. Но, хвостатый животный рудимент, иногда, всё-таки проглядывается.

В своей профессиональной деятельности однажды это представилось лицезреть. На вопрос, на сколько баллов из десяти, это состояние проявляет себя сейчас, человек, до этого момента рассказывающий о том как он опасен в жизни и не позволяет себе какие-либо слабости, но - "прокляла меня эта девка, и теперь вот, боль в груди как будто бы дыра насквозь..." - задумался на несколько секунд, а затем вскочив с клиентского кресла - нанёс удар в моё солнечное сплетение, со словами - "Ну, примерно так...", внимательно наблюдая за моей реакцией. Понимая что происходит и, кто передо мной, я спокойно выдержал паузу, многозначительно покачал головой, со словами - "Ну, да, это довольно неприятно, — присаживайтесь, продолжим работу"....
Страх, толкает человека, либо сбиваться в стаи вокруг альфа самца - поближе к сильным мира сего, и с другой стороны, обозначать свою территорию охотничьих угодий, в виде обесценивания других, подросткового эгоцентризма, соревновательностью, ит д. Единственная проблема в том, что хищники и жертвы иногда меняются ролями и, история дворцовых переворотов, где - яд в бокал, науськать другого, сплетни - выравнивают потенциал и, вот он, бывший хищник пыжится, став блюдом, с фирменным рецептом, опля - "съешь ближнего своего, пока не съели тебя".
"Хищники" и "жертвы" умеют маскироваться. Для проявления собственного доминирования и выживания в мире социальных статусов - лезут в верх по социальной лестнице, редко, но иногда становятся преподавателями, психиатрами и психологами, идут в полицию, и тд, при этом, основная побудительная причина и вторичная выгода - это безопасность иили нарциссическое самолюбование. В общении бытовом, если такой тип сознания взаимодействует с более как ему кажется сильным или статусным объектом, можно услышать очень культурного и тактичного человека, сохраняющего определённую дистанцию и услужливость, но, если оппонент вдруг окажется слабее в его животной интерпретации, срабатывает триггер и можно услышать обесценивающие нотки, или высокопарное "отцовское покровительство". Сценарий начинает снова кружится и "Треугольник Карпмана" начинает появляться во всей красе.

Но, как приятно общаться с человеком разумным - Творцом, с личностью знающей себе цену. Общение с такой группой людей наполняет энергией жизни, хочется дышать ещё глубже, возникает ощущение радости и естественности. Для "жертвы", такой человек может показаться - гордым (в отрицательной его интерпретации), а по сути "хищникам" и "жертвам", такое понятие, как - чувство собственного достоинства не понятно, и находится вне их культурных и жизненных нарративов, ведь вся их жизнь это "не быть собой", подменяя чувство собственного достоинства - подростковым эгоцентризмом. Человек - Творец, это про осознанность, про глубину переживаний, про эмоциональный интеллект. И, есть ещё одна особенность, для человека разумного, это возможность становится охотником, исследователем погружающегося в неизведанные прерии своего существования, осознание того, что всё в этой вселенной взаимосвязано, а ошибки, это всего лишь опыт преодоления и изменения, в то время как для "жертвы" очередные грабли.
Я, иногда, становлюсь маленьким и незаметным, позволяя проявиться в человеке, либо самым его лучшим качествам, или позволить выбраться из своего логова - животной части.... И, исходя из этого выстраивать соответствующую форму взаимодействия. Ведь "хищник" и "жертва", если нет органической патологии, всего лишь застревание на одном из уровней развития, в силу погружённости в специфическую зону "ближнего окружения", но иногда, обычная улыбка или искренне протянутая рука может проявить в нём - божественные, душевные качества, до времени погребённые под историями жизни и алгоритмах собственного выживания...

Эмоционально-стрессовый терапевт, EMDR-практик, Нарративный психолог, специализация Классический и Эриксоновский гипноз, НЛП, медицинский психолог - Виталий Дубко, тел.: +7 918 741 92 48, г.Ставрополь

В своём общении, я занижаю свой статус, подавая себя не с самой может быть и яркой стороны, смещая луч внимания своего оппонента, на стороны Себя, где я такой же "человек обыкновенный", по сути ничем не отличающийся от среднестатистического прохожего - имеющего свои несовершенства....

В этой стратегии, выравниваются психоэмоциональный статус собеседника, позволяя ему, себя чувствовать спокойней и естественней, а это значит, он начинает "выглядывать" из себя социального, во всей своей красе. И, если его фантазии обо мне не оправдываются, в некоторых случаях можно увидеть любопытный феномен, а именно - проявляются поведенческие стратегии, которую можно было бы охарактеризовать как - "Закон джунглей".

 

В мире существуют три типа людей, это: "жертвы", "хищники" и творцы, естественно, это моя индивидуальная интерпретация и, я сейчас стараюсь не использовать психологическую терминологию, касающуюся акцентуаций и психических патологий.

 

По сути, жертвы и хищники - относятся к одному классу, а именно, это функционирование на уровне животной его части - лимбической системы, где секс, еда и доминирование - позволяют выжить. Хотя, казалось бы, современная действительность максимально адаптирована и, в большинстве своём, никто никого не ест. Но, хвостатый животный рудимент, иногда, всё-таки проглядывается.

 

В своей профессиональной деятельности однажды это представилось лицезреть. На вопрос, на сколько баллов из десяти, это состояние проявляет себя сейчас, человек, до этого момента рассказывающий о том как он опасен в жизни и не позволяет себе какие-либо слабости, но - "прокляла меня эта девка, и теперь вот, боль в груди как будто бы дыра насквозь..." - задумался на несколько секунд, а затем вскочив с клиентского кресла - нанёс удар в моё солнечное сплетение, со словами - "Ну, примерно так...", внимательно наблюдая за моей реакцией. Понимая что происходит и, кто передо мной, я спокойно выдержал паузу, многозначительно покачал головой, со словами - "Ну, да, это довольно неприятно, — присаживайтесь, продолжим работу"....

 

Страх, толкает человека, либо сбиваться в стаи вокруг альфа самца - поближе к сильным мира сего, и с другой стороны, обозначать свою территорию охотничьих угодий, в виде обесценивания других, подросткового эгоцентризма, соревновательностью, ит д. Единственная проблема в том, что хищники и жертвы иногда меняются ролями и, история дворцовых переворотов, где - яд в бокал, науськать другого, сплетни - выравнивают потенциал и, вот он, бывший хищник пыжится, став блюдом, с фирменным рецептом, опля - "съешь ближнего своего, пока не съели тебя".

 

"Хищники" и "жертвы" умеют маскироваться. Для проявления собственного доминирования и выживания в мире социальных статусов - лезут в верх по социальной лестнице, редко, но иногда становятся преподавателями, психиатрами и психологами, идут в полицию, и тд, при этом, основная побудительная причина и вторичная выгода - это безопасность и\или нарциссическое самолюбование. В общении бытовом, если такой тип сознания взаимодействует с более как ему кажется сильным или статусным объектом, можно услышать очень культурного и тактичного человека, сохраняющего определённую дистанцию и услужливость, но, если оппонент вдруг окажется слабее в его животной интерпретации, срабатывает триггер и можно услышать обесценивающие нотки, или высокопарное "отцовское покровительство". Сценарий начинает снова кружится и "Треугольник Карпмана" начинает появляться во всей красе.

 

Но, как приятно общаться с человеком разумным - Творцом, с личностью знающей себе цену. Общение с такой группой людей наполняет энергией жизни, хочется дышать ещё глубже, возникает ощущение радости и естественности. Для "жертвы", такой человек может показаться - гордым (в отрицательной его интерпретации), а по сути "хищникам" и "жертвам", такое понятие, как - чувство собственного достоинства не понятно, и находится вне их культурных и жизненных нарративов, ведь вся их жизнь это "не быть собой", подменяя чувство собственного достоинства - подростковым эгоцентризмом. Человек - Творец, это про осознанность, про глубину переживаний, про эмоциональный интеллект. И, есть ещё одна особенность, для человека разумного, это возможность становится охотником, исследователем погружающегося в неизведанные прерии своего существования, осознание того, что всё в этой вселенной взаимосвязано, а ошибки, это всего лишь опыт преодоления и изменения, в то время как для "жертвы" очередные грабли.

 

Я, иногда, становлюсь маленьким и незаметным, позволяя проявиться в человеке, либо самым его лучшим качествам, или позволить выбраться из своего логова - животной части.... И, исходя из этого выстраивать соответствующую форму взаимодействия. Ведь "хищник" и "жертва", если нет органической патологии, всего лишь застревание на одном из уровней развития, в силу погружённости в специфическую зону "ближнего окружения", но иногда, обычная улыбка или искренне протянутая рука может проявить в нём - божественные, душевные качества, до времени погребённые под историями жизни и алгоритмов собственного выживания...

 

 

Эмоционально-стрессовый терапевт, EMDR-практик, Нарративный психолог, специализация Классический и Эриксоновский гипноз, НЛП, медицинский психолог - Виталий Дубко, тел.: +7 918 741 92 48, г.Ставрополь

 

Что такое Ты? Или - как формируется мой "Образ Я"? Человек, как личность, всего лишь набор социальных программ и сценариев вписанных в историю жизни. Если спросить себя, — что же такое, это Я? - возникает "кинолента" воспоминаний. Когда мы хотим кому-либо рассказать о себе, мы предлагаем набор фотоисторий, или приглашаем на свою страницу в социальной сети.

В принципе, каждую секунду мы пишем Себя, но чаще пишут нас, вкладывая правила, идеи, и чужие мысли интернализируя которые, человек выстраивает своё поведение, делает выводы о себе исходя из предложенной реальности, и научения.

Начало Твоей главы формируется в пространстве ближнего окружения, где социальная среда, словно цветочный горшок с почвой, в которой и прорастает новый член общества. Почва, это тот набор алгоритмов поведения, эмоциональной и когнитивной среды - постепенно приобретающих будущий "Образ Я".

Родители, или заменяющие их - для ребёнка - словно боги. Ребёнок смотрит на Мир глазами своих родителей, слушает их ушами, воспринимает их мысли, которые вплетаются в фундамент будущей взрослой личности. И, хорошо, когда эти мысли не искажены, а уши и глаза воспринимают этот Мир не с позиции, что мир опасен, или... (придумайте сами).

По сути, эволюционный процесс происходит при жизни каждого. Кто-то сказал, что людей много, но "Человеков" мало. Это как раз о том, что наше сознание, вырастает из примата "лимбической системы" в Человека разумного через "неокортекальную" область головного мозга, где начинают проявляться - высшие ценности и миссия...

Человеческое тело, эта та же грядка, где формируется сознание. И в какой-то момент, предполагается трансформация, когда сознание перестаёт пользоваться привычным набором "рекламных слоганов" выдавая их за свои, и к социальной системе начинает относиться не как исполнитель гонимый страхами, обязательствами и долженствованиями, а - "Осознанностью".

Осознанность похожа на ещё один возрастной - переходный кризис. Можно вспомнить эти кризисы, такие как: отделение, происходящее на физическом уровне - рождением; далее психологическое - "Я сам"; потом социальное - пубертатный бунт.... Затем небольшая социальная доводка-коррекция в виде армии, семьи, движений по социальной лестнице, итд. Основная масса достаточно хорошо адаптируется к предложенным формам социального программирования. И уже к годам тридцати пяти процесс принимает законченную форму... Сознание, словно "Икебана", листья подрезаны, ствол принял удобную форму. Окружающие же, внимательно бдят, периодически подстригая друг у друга неудобные мысли, желания, чувства и эмоции...

Возвращаясь к осознанности, можно сказать, эта самая неудобная область формирования людей в "Человеков" для социальной системы. Эта некая автономность в мышлении и социальном функционировании "раздражает" своими алгоритмами, порой непонятными, и выходящими за регулируемые границами общественных правил. Сознание постепенно "отделяется" от биологического, не отвергая, но и сохраняя свою, ранее мной упомянутую автономность.

А затем, наступает особое время, когда - плевела отделяются от зёрен, гусеница трансформируется в бабочку - покидая истории наделившие силой её крылья, а зёрна налившись энергией познания начинают падать в небо, чтобы, быть может вновь прорасти, но уже в ином качестве, и...

Эмоционально-стрессовый терапевт, EMDR-практик, Нарративный психолог, специализация классический и Эриксоновский гипноз, НЛП, медицинский психолог - Виталий Дубко, тел.: +7 918 741 92 48, г.Ставрополь

  1. Цели и задачи
    процессуальной арт-терапевтической работы.

Практически, любая арт-терапевтическая работа – является преломлением в сознании ребёнка окружающего его мира и активизация внутренних ресурсов. У ребёнка восприятие реальности больше символично, чем натуралистично, это можно видеть в том, как изображаются ребёнком – предметы и люди, естественно в соответствии со своими возрастными представлениями. Несвойственная ребёнку, вынужденная задержка эмоций, накопление переживаний, страхов различной этимологии – подобно эмоциональному тормозу, препятствующему раскрытию всей гаммы возможностей, заложенных природой и социумом.

Основные цели и задачи, которые преследует
процессуальная арт-терапевтическая работа:

- Катарсическое – очищение, освобождение от негативных состояний.
- Регулятивное – снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.
- Коммуникативно-рефлексивная – обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценка.

  • Формы работы и взаимодействие с детскими эмоциональными состояниями – при работе с глиной и другими пластическими материалами арт-терапевтической направленности .

Данная тема посвящена процессуальной технике в работе со страхами и другими нарушениями эмоционально-волевой сферы, с использованием глины или других пластических арт-изделий. Одним из преимуществ в работе с глиной, это трёхмерные «психические формы» – достаточно пластичные, позволяющие изменять состояния, привнося новые оттенки: ощущений и чувств. Можно обратить внимание на метафорическую подачу материала, где на одной «полке», расположены: форма и чувства.
При этом, данная работа, имеет определённые моменты, игнорируя которые, процессуальная техника превращается в хорошее творческое мероприятие, имеющее эстетическую ценность и некоторую маловыраженную коррекционную работу. Рассмотрим эти маленькие, кажущиеся такими не значительными – нюансы:
1) Полное эмоциональное погружение в данную работу самого ведущего. Буквально в какой-то своей части превратиться в маленького ребёнка – окунувшись в мир символов и фантазий.
2) Это процесс, а не форма и, как будет проявляться практическая часть работы – зависит от степени заинтересованности обеих сторон, формальный подход здесь – не приемлем.

3) Постоянный диалог, как будто бы с самим собой, ненавязчиво, проговаривая, словно самому себе – вслух – инструкцию с описанием происходящих внутренних психических процессов и производимых шагов или действий….

4) Данная форма работы – направлена на работу с лицами младшего школьного возраста и старше.

Примерная последовательность в процессуальной работе психолога.

  1. Какие чувства, настроение, эмоции – я испытываю в данный момент?
    2. Где локализуется это ощущение, чувство или состояние?
    3. Если довериться своим пальцам, какую бы они придали форму этому чувству или эмоции?
    4. Позволить себе, наблюдая за своими внутренними ощущениями, чувствами и эмоциями – из бесформенного куска глины или пластилина – проявить новую форму, отражающую бессознательные трансформационные психические процессы….
    5. Какие изменения в ощущениях, или с чувствами происходят в процессе данной работы.
    6. Каков новый смысл состояний – проявившихся в представленной форме глины или пластилина….

Пример. Начало терапевтической сессии.

Данная работа была проведена с Гришей (имя изменено),
возраст 9 лет, сессия продолжалась около пятидесяти минут.
Цель: трансформация агрессивного эмоционального состояния в более приемлемый способ взаимоотношений с окружающими.

Примечание: На занятие, Гришу привели без его особого желания – оторвав от игры в футбол.
В этой форме, работа с использованием глины – проходила впервые, при этом, нужно заметить, что это уже не первая встреча ребёнка с психологом.

Психолог : «Присаживайся Гриша, сегодня у нас с тобой будет интересная работа с глиной…»

Гриша.: «А что мы будем делать…?»

Психолог: «Ну, даже не знаю как ты, а у меня будет волшебная работа со своей внутренней силой, – благодаря которой, у нас всё получается!»

Гриша.: ( молчит, сделав вид, будто не услышал слова психолога, разглядывая кусок глины – лежащий перед ним… ).

Психолог: (начинает мять глину, одновременно рассказывая о том, что сегодня у него (психолога), настроение не очень и, похоже на … - начиная мять глину – вылепливая из бесформенного куска глины нечто, похожее на осьминога…)
Психолог: «Не знаю, но почему-то моё настроение сейчас похоже вот на это…» (показывает изделие – продолжая мять кусок глины – изменяя его форму, активно работая пальцами). «Даже не знаю, на что могло бы быть похоже твоё настроение , но у меня внутри вот такое чувство…. Интересно, на что твоё настроение могло бы быть похоже, сейчас, вот в этот момент. А я вылепливаю вот что-то такое, прикольненькое…» (здесь попытка спровоцировать Гришу, на работу, ненавязчиво давая инструкции к взаимодействию с глиной, настраивая его работу со своим внутренним состоянием…) .

Гриша: (начинает мять глину, затем, отрывает кусок – бросает его перед психологом – старается вызвать реакцию) «…Моё настроение похоже на какашку…» (поглядывает искоса на психолога в ожидании его дальнейших действий – принимая правила игры)….

Данная работа шла довольно долго. В процессе занятия, психолог помог спроецировать внутреннее состояние Гриши в куске глины.

В дальнейшем, из куска глины психолога проявилась лодка, в которой психолог собирался плыть к неизведанному острову, превращая кусок глины в метафору изменения…, далее – Гриша включился в процесс игры, меняя своё состояние на «лодку», подражая психологу. Затем, «настроению» психолога, понадобился якорь, и парус. При этом, Гриша вылепил себя – посадив в своё «настроение» (лодку), и чтобы не проголодаться, сделал удочки, а потом и рыбу – предложив её погрузить в лодку к психологу, чтобы он также, не проголодался…. При чём, психолог, вылепил якорь себе и Грише – «…чтобы вовремя останавливаться во время бури и, не выбросило на скалы штормом…» (здесь в форме метафоры психолог проявлял параллели между реальностью и сказкой) .

В конце сессии, Гриша – испытывал положительные эмоциональные состояния, не желая прекращать предложенную игру, предлагая новые способы – плыть дальше…. (Нужно принять тот факт, что данная работа, имеет медленный процесс – растянутый во времени, предполагающий постепенное изменение бессознательных реакций, привычных и далеко не экологичных в его первоначальном варианте …).

Так же, можно обратить внимание, что – в общении с Гришей – делался интонационный акцент на определённых словах – выстраивающихся в логический смысловой ряд, как желание отразить параллельные формы работы, углубляющие трансформационные процессы. В данной сессии, интонация – является маркированием, способ донести нужное послание до бессознательного.

Маркирование , это техника скрытого воздействия, формирующая определённые позитивные сообщения – усиливающие ту область сознания, которая ответственна за здоровое или экологичное взаимодействие с социальной средой, и формирующее позитивный «Образ - Я".

Так же, для изменения внутренних процессов, использовались и иные техники работы с бессознательной частью Гриши. Данный элемент работы в современном гипнозе называется – трюизм .

Так, например, это могло бы звучать для читателя:

«… И, в то время, когда вы слушаете или читаете эти строки, возможно, вы слышите и другие звуки, наполняющие ваше пространство и, это помогает Вам ещё больше осознавать – вдох или выдох – погружаясь в ощущение или чувство комфорта – от понимания того, что Вы здесь и через какое-то время вы продолжите заниматься своими делами…».

Следующий элемент, используемый мной в данной работе, это элемент техники НЛП – «Договор с частями» , где психолог, как бы ведёт диалог с той проблемой – проявленной в чувствах, ощущениях, поведении - имеющее свои невербальные маркеры. Данная техника, даёт возможность выйти на контакт непосредственно с проблемной частью сознания – отражающего, в том числе, и проблемы неврологического характера – у данной техники, так же, ещё, есть название: «Шестишаговый рефрейминг», который в принципе и является фундаментом в предложенной мною версии - процессуальной арт-терапевтической работы.

________________________________________________________________________
Эмоционально-стрессовый терапевт, EMDR-терапевт, Нарративный психолог, специализация современный гипноз и НЛП, медицинский психолог.
город Ставрополь, тел.: +7 918 741 92 48
#моиразмышлизмы(РАД)

Человек, не соотносящий себя с принятыми социальными стандартами, часто испытывает когнитивный диссонанс, вытекающий в различные психоэмоциональные отклонения, описанные в DSM-5 или МКБ-10. Понимание, каким образом запускаются те или иные эмоциональные реакции, позволяет жить более открытой и полной жизнью. Человеку, осознающему механизмы, активизирующие ментальные процессы, легче всего планировать и достигать поставленные перед собой цели. В случае, если это понимание отсутствует, мы можем наблюдать следующую картину: его жизнь превращается в ломаную траекторию случайных выборов, отсутствует анализ факторов провоцирующих то или иное поведения и качества прохождения различных этапов жизни, например, таких как: выбор профессии и обычной бытовой коммуникации. Особенно это касается обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. У такой группы лиц физические проблемы плавно перетекают в индивидуальные психологические особенности, проявляющиеся в специфических формах взаимодействия с социальной средой. Например, инвалидность как состояние ставит перед человеком ряд специфических социально-психологических проблем. Наиболее распространёнными являются изоляция и фрустрация. Одиночество является значимым компонентом в структуре негативных переживаний. И.Д. Ялом выделяет три типа изоляции:

  • Межличностную, которая переживается как одиночество, т.е. изоляция от других членов общества.
  • Внутриличностную, которую он интерпретирует как"процесс, посредством которого человек отделяет друг от друга части самого себя, … когда человек душит собственные чувства или стремления, принимает "нужно" и "следует" за собственные желания, не доверяет собственным суждениям или сам от себя блокирует собственный потенциал".
  • Экзистенциальную изоляцию он рассматривает как фундаментальную отдалённость человека от мира.

Данная группа лиц подвержена проживанию инфантильных форм поведения в виде закреплённых убеждений-сценариев, имеющих манипуляторный характер, например, такой как интроекция: …бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Причины инфантильности кроются в ошибках воспитания. Поэтому вопрос о том, как избавиться от инфантильности во взрослом возрасте, мало кто себе уже задаёт, считая своё поведение и мировосприятие нормой. К основным ошибкам родителей относят: гиперопеку, то есть подавление инициативы ребёнка, когда он не мог брать ответственность на себя и, соответственно, не смог научиться самоконтролю, нехватку любви и заботы в детстве, которую индивид стремится наверстать, став взрослым, слишком рано начатую взрослую жизнь, когда человек не успевает побыть ребёнком. Отношение к взрослому человеку, как к ребёнку, является также причиной развития у него инфантилизма. Человек воспринимает всё, как должное, всё больше и больше уверяясь в правильности собственного поведения. Прежде чем задаваться вопросом о том, как бороться с инфантильностью женщине или мужчине, нужно знать, как и в чём проявляется эта черта характера. Инфантильность проявляется так:

  • Лень. Неумение обустроить быт, нежелание себя обслуживать (приготовить пищу, постирать вещи и так далее), перекладывание обязанностей по дому на родных.
  • Иждивенчество. Инфантильный человек может не работать, жить за счёт родственников, а может ходить на работу, но не иметь желания трудиться.
  • Эгоцентризм. Человек-Ребёнок считает, что окружающие обязаны удовлетворять потребности, стараться для него, забывая о себе, при этом сам не думает о других. Такие личности бывают неблагодарными, а добрые поступки окружающих воспринимают как должное поведение.
  • Пристрастие к играм и развлечениям. Инфантильного человека тянет к веселью и беззаботности. Шоппинг, салоны красоты, погоня за гаджетами, девичники/мальчишники, ночные клубы, дискотеки, развлекательные центры, всевозможные игры (азартные, компьютерные и так далее).
  • Перекладывание ответственности. Принятие решений, выполнение обязанностей и другие ответственные мероприятия человек-Ребёнок перекладывает на близких.
  • Неорганизованность жизнедеятельности. У инфантильного человека нет планов, он не ставит перед собой цели и задачи, не знает, что такое распорядок дня, не задумывается об учёте денежных средств.
  • Нежелание развиваться, расти как личность. Инфантильный человек не видит смысла в развитии, ведь и так всё устраивает, он живёт настоящим, не анализируя прошлый опыт, не задумываясь о будущем. Взрослые ведут как дети себя тогда, когда желают остаться детьми, не хотят взрослеть.

Одной из возможных способов решения выше перечисленных проблем, это представленная динамическая модель работы ума. Она отражает внутрипсихические процессы, которые активизируют эмоционально-волевую и когнитивно-поведенческие сферы. Представленная модель проста в понимании и легко инкорпорируется в опыт любого обучающегося. При этом в ней достаточно хорошо объясняется функционирование эмоционального интеллекта, который есть: "Способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач"

Так как в настоящее время представленные концепции имеют не вполне практичную, а скорее более теоретическую основу, представленную, например, моделью — Рувена Бар-Она, с пятнадцатью способностями характеризующих, что такое есть эмоциональный интеллект, а именно: самоуважение, эмоциональная осознанность, ассертивность, независимость, эмпатия, и т.д., или Дэниела Гоулмана с его замечательным бестселлером "Эмоциональный интеллект", где в развёрнутой форме раскрывается понимание эмоционального интеллекта, но при этом механизмы, представлены достаточно абстрактные и в практическом применении направлены в большей степени на подражание представленным примерам. При этом необходимо отметить, что обретение опыта через подражание другому человеку способствует обретению умения проявлять те или иные ресурсные состояния. Отсутствие понимания как эти ресурсы активизируются и почему — порою приводят к скатыванию в более архаичные реакции, что создаёт весьма шаткий эмоциональный баланс.

Особенно важным считается развитие "Эмоционального интеллекта" в системе инклюзивного образования. Люди с "особыми образовательными подробностями" более других подвержены стрессам и давлению культурной среды как системы требующей соответствие тем или иным стандартам.

Перейдём непосредственно к описательной модели: как работает Ум. Начав с метафоры, раскрывающей глубинную суть того, что есть эмоциональный интеллект:

"Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: "Наконец-то я достал его!". Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

— Кто чем богат, тот тем и делится!"

"Образ Я" представляет собой продукт пережитых историй жизни, уплотнённых в индивидуальный опыт, рождающий сопричастность со всем окружающим. Преддверием к этой осознанности является несколько шагов.

Первый шаг: мы перестаём винить этот мир, ища причину только в себе. Этот этап может характеризоваться такими крайностями, как: самобичевание, самоуничижение — с одной стороны, и возвеличивание каких-то особенных качеств в себе с другой стороны.

Второй шаг: через какое-то время может возникнуть ощущение того, что как будто этот мир направляет нас к нужной цели, иногда не предсказуемой. Прислушиваясь к микро сигналам проявляемых в виде различных жизненных ситуаций, через какое-то время приходит опыт понимания, что благодаря иногда не совсем желательному происшествию мы встречаем новых людей, в нашей жизни происходят какие-то радостные события, хотя про тот неприятный поворот в жизни мы забыли или никак не связываем с настоящим моментом.

Человек начинает воспринимать других как равных себе, в соответствии со своей внутренней осознанностью — в наших сердцах прорастает росток радости, а пространство отношений начинает приносить плоды благополучия. В данной статье не рассматриваются расстройства, имеющие под собой органические нарушения, где требуется более детальная работа со специалистом в стационарных условиях. И в то же самое время мы осознаём, что предпосылкой для более серьёзных проблем часто может быть и непонимание себя или своего места в мире, что и создаёт хаос в: уме — поведении — и, соответственно, здоровье…

Продолжая данную тему, хотелось бы поговорить о том, как мы думаем, как воспринимаем окружающую действительность, какие механизмы запускают те или иные действия в формирование нашей субъективной реальности. Итак, представьте себе "качели", где участники развлечения располагаются на противоположных концах длинной балки, похожей на "весы", это не простые весы, на них развлекаются трое участников. Третий участник — находится примерно посередине, между двумя другими. Задачей среднего участника является создание баланса между двумя крайними, за счёт некоего смещения к тому участнику, который имеет более лёгкий вес. Так создаётся равновесие всей системы.

У этих участников есть имена, крайних зовут: "Хочу" и "Надо", а тот, что посередине — "Целесообразность". Средний участник включает в себя такие понятия как "могу" и "нужно" (рис №1). Теперь познакомимся поближе со всеми участниками. В чём же заключается разница между "Хочу" и "Надо"?

Стратегии и мотивы в контексте "Эмоционального интеллекта", или почему мы выбираем те или иные дороги, изображение №2
"Надо" — это больше долженствование, а именно: выносить мусор, просыпаться рано на работу, не есть после шести, соответствовать нормам.
"Хочу" бывает так много, например: смотреть телевизор, больше спать, съесть вкусное пирожное перед сном…
"Целесообразность" — апеллирует ранее названными: хочу и надо — с точки зрения обеспечения комфорта и безопасности всей системы.

Крайние участники этих эмоциональных качелей стремятся к доминированию, удовлетворению своих потребностей или желаний, иногда во вред всей системе, например: игроман или алкоголик стремится к удовлетворению своего "Хочу", — это такое большое и жирное желание взявшее власть в свои руки, настолько, что подчинило себе и среднего, казалось бы, когда-то независимого и по идее, старшего в данной иерархии (рис №2). Теперь "Целесообразность" будет использовать свои ресурсы для того, чтобы обеспечить своего "тирана" средствами удовлетворения его желаний (о чём больше думаем, то и взращиваем).
Стратегии и мотивы в контексте "Эмоционального интеллекта", или почему мы выбираем те или иные дороги, изображение №3
А что же с другим участником, находящимся на другом конце этих весов?"
…Никто не мог победить Антея в единоборстве, не зная тайны, откуда великан получал во время борьбы всё новые и новые силы. Тайна же была такова: когда Антей чувствовал, что начинает терять силы, он прикасался к земле, своей матери, и обновлялись его силы: он черпал их у своей матери, великой богини земли. Во время битвы несколько раз Геракл валил его на землю, но только прибавлялось силы у Антея. Но вдруг во время борьбы могучий Геракл поднял Антея высоко на воздух, его силы иссякли…"
— вот так и "Хочу", и "Надо" играют в Антея и Геракла, поочерёдно меняясь ролями. Пока система в равновесии — оба крайних участников получают энергию, чувствуя твёрдую опору под ногами, а "Целесообразность" регулирует эту энергию в соответствии с местом и временем её приложения (рис №3). Но как только один из участников теряет опору под ногами, все его доводы становятся неуверенными и "Целесообразность" в силу несоизмеримых весовых категорий, уже не может адекватно воспринимать реальность — впадая в болезненную, рабскую зависимость и обслуживая своего бывшего подчинённого, глядя на мир его глазами (размер имеет значение). Практически все зависимости — от компьютерных игр и до желания завладеть объектом вожделения, будь то: любимый человек, пирожок с повидлом, движение по иерархической лестнице, попасть в рай — в простонародье называется страстью и есть пища, как для "Хочу", так и для "Надо"".
Стратегии и мотивы в контексте "Эмоционального интеллекта", или почему мы выбираем те или иные дороги, изображение №4
Чем же можно "перекормить" "Надо" или другую его ипостась "Должен"?Погрузить личность в ситуации связанные с историями проявления "Власти"(смотри рис. №4), например, в форме нравоучений или наблюдением ребёнком за сценами демонстрации этой власти, как наиболее социально одобренному типу взаимоотношений, тем самым формируя поведенческие паттерны отражающие опыт прожитых и увиденных историй ближнего окружения. В этой связи можно было бы добавить культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского о важнейшем законе формирования высших психических функций. Напомним, что согласно этому закону, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого человека. Когда принятые условности идут в разрез с внутренними потребностями, например: в безопасности своей и/или близких, отсутствии конкретики, не позволяющей правильно распределить свои внутрипсихические и иные возможности — человек перестаёт получать удовлетворение от той или иной деятельности. Но, в силу определённых причин продолжая в этом быть больше, чем нужно было бы, то рано или поздно "Хочу" компенсирует это в другой сфере жизни и иногда не самым лучшим образом — раскачивая эти эмоциональные качели всё сильней и сильней. Эта внутренняя борьба, порой, приносит невротические и психосоматические расстройства.
Стратегии и мотивы в контексте "Эмоционального интеллекта", или почему мы выбираем те или иные дороги, изображение №5
Задача психолога состоит в том, чтобы остановить эту вакханалию "распоясавшегося" участника, давая силу и поддержку другим обделённым представителям трио, используя различные технологии современной психологии, придавая дополнительную энергию: "Надо", "Хочу" или "Целесообразности" в зависимости от ситуации — объединяя все части в дружеский альянс.
Как же можно помочь самому себе или научить лиц с инвалидностью и ОВЗ в тех случаях, когда вдруг или не вдруг замечены первые признаки нарушения эмоционального равновесия? Условно этот процесс можно осуществить в несколько этапов.
Первый этап. Необходимо прекратить себя обвинять или злиться на то, что в себе не нравится. Лишняя истерика ничем не поможет, а лишь усугубит или выместит в фон возможные альтернативные варианты. Не нужно создавать оппозицию у себя внутри, вытесняя свою "несостоятельность" в чуланы своего сердца или печени, кому как удобно. Если часто делать вид, что всё в норме, или заниматься самобичеванием, загоняя свою боль в глубины своего "Я", то в какой-то момент последняя капля превысит критическую массу предельно допустимого количества внутренних ресурсов и эта капля поднимет бунт, объединившись с ревностью, злостью, обидой, ненавистью, подозрительность. И вот такая "армия монстров" будет пытаться штурмовать форпосты нашего сознания, создавая питательную среду для невротических расстройств. И где-то внутри зазвучит песня: "…весь Мир насилия мы разрушим, до основания, а затем мы наш, мы новый мир построим…". Таких людей можно видеть в различных религиозных и политических движениях, протестующих против войны или наркотиков. К сожалению, всё-таки не за мир и здоровый образ жизни, так как для данной категории важен процесс, а не конечный результат…
Второй этап. На данном этапе нужно сформировать понимание, что боль, страх и т.д. — это сигналы личностной границы, за которой неизвестность и домыслы. На групповых психологических занятиях или в процессе личностного роста мы можем испытывать разные отрицательные эмоции, но нужно знать, что это двери в другой неизведанный нами мир, и, если позволить себе войти в этот мир, пройти его, человек обретает не спокойствие и радость, а нечто большее, это — естественность. В качестве примера можно вспомнить процесс своего обучение навыкам езды на велосипеде, плаванию или письму.
Третий этап. С пониманием относясь к любому симптому, зная, что это всего лишь забота "бессознательного", предупреждающее, что вы, возможно, вступили в момент некой не совсем эффективной деятельности. Эти моменты характеризуется нехваткой энергии, навыков, информации, проще говоря, личность чувствует свою не компетентность. На этих эмоциональных качелях ума начинают примерять свои силы зависть, обида, гнев… — и, погружаясь в эти эмоции, просто нужно наблюдать за своим состоянием, словно со стороны, от третьего лица, без осуждения, с уважением, стараясь говорить на понятном языке для всех участников этой игры посредством внутреннего диалога. И этим языком, дающим силу, удерживать равновесие между "Надо" и "Хочу", является целесообразность тех или иных действий с точки зрения выживания и пользы для всей системы, впрочем, этот набор у каждого индивидуален. Продолжая данную мысль, мне хотелось привести выдержку из книги А. Лоуэна "Психология тела биоэнергетический анализ тела: "…В такой культуре как наша, в которой происходят постоянные перемены, связь между прошлым и будущем часто прерывается. По мере того, как прошлое замалчивается и подвергается забвению, будущее становится опасным и неуверенным". Нужно понять, что в конечном итоге, когда придёт время, "Целесообразность" эволюционирует в "Осознанность". Это не значит, что человек, проявляющий осознанность, будет вести себя каким-то определённым образом, нет, скорее это больше внутреннее самоощущение. При этом его "эмоциональные качели" под контролем "Целесообразности" будут сохранять равновесие в наиболее оптимальной форме существование человека с точки зрения здоровья, независимости и эмоционального благополучия.
На занятиях с учащимися с ОВЗ и инвалидностью выше описанные механизмы объясняются достаточно легко и в игровой форме. Например, предлагается участникам занятия представить себя самолётом. При этом каждое крыло соответствует — "Надо" и "Хочу", а "Целесообразность" — соответственно есть равновесие этих противоположных систем. В случае, если одно из крыльев становится тяжелее, то можно наблюдать крен в сторону — "Хочу" или "Надо". При этом по условиям игры — путь до цели имеет расстояние, скажем, пять метров или его синонимом будет — пять лет, при движении, строго по прямой линии. В случае если самолёт кренится в какую-либо из сторон, происходит его автоматический уход от заданной траектории, а при возврате, естественно, общее пройденное расстояние будет больше, в то время как запас психической энергии (топливо самолёта) рассчитан на дистанцию длинною в пять лет. И тогда вопрос: дотянет ли человек до своей цели? Или он, обессилив, рухнет в депрессии на диван перед телевизором…
В рамках предложенной концепции учащиеся используют вопросы для самоисследования. Задавая вопросы, апеллирующие к "Хочу" или "Надо", постепенно восстанавливают равновесие с позиции "Целесообразности" в достижении поставленных целей. При этом нужно отметить, что со временем данная форма самонаблюдения становится частью ментальной оценочной конструкции, что позволяет проявлять осознанность и умение саморегулирования эмоционально-волевой и когнитивно-поведенческих сфер как своей, так и в отношении других.Примеры практического использования ресурсов "Эмоционального интеллекта" в переговорных процессах и в саморегуляцииВнутренний диалог — это диалог между субличностями, имеющие свои особые интересы.
Так, для "Надо" жизнь — это борьба, как в старой песне: "…И вновь начинается бой, и вновь мы с тобой …". Это так же мышление, направленное на формирование и достижения будущего или это требование соответствовать нормам той культурной организации, в которой данный субъект находится. Часть тела — правая. Акцент из прошлого в будущее.
"Хочу" апеллирует биологическими потребностями, чувствами и ощущениями пережитыми ранее. Это стремление вновь и вновь воспроизводит подобные переживания, в частности зависимости, являются прерогативой данной субличности. Часть тела — левая. Акцент из прошлого в настоящее, модальность кинестетическая.
"Целесообразность" создаёт условия выживания всей системы под названием человек "здесь и сейчас" или в виде формирования стратегии достижения запланированного. "Целесообразность" апеллирует ментальными конструктами и проектами, направленными на формирование своей миссии и соответственно "Образа Я" с позиции уже имеющихся внешних социальных ресурсов и внутреннего потенциала самого человека. Словосочетание, характеризующее личностную направленность: "Я могу". Акцент на настоящем или здесь и сейчас.
Задача №1. (Переговорный процесс.)
Мама и ребёнок гуляют по городу. Ребёнок простужен и хочет/требует мороженое. Какие варианты диалога могут удовлетворить обе стороны с позиции адекватности сложившейся ситуации?
Примеры ответов:
А) "Хочу-Не хочу":
Хочешь печенье?
Хочешь "тёплое" мороженое?
Когда выздоровеешь, купим тебе мороженое…
Б) "Надо-Не надо":
Не надо есть холодное…
Надо согреть мороженое дома…
Надо сначала выздороветь…
В) "Целесообразность":
Если хочешь мороженое (обращение к "Хочу"), а горло твоё болит, надо потерпеть до дома (обращение к "Надо), чтобы согреть и съесть его…
Нужно зайти в магазин и купить игрушку (альтернатива для "Хочу"), а потом купим мороженое и дома его съедим, и т.д.
Я тоже хочу мороженое, но моё горлышко тоже болит, как ты считаешь — можно нам ну хотя бы дома поесть подтаявшее мороженое (обращение к "Хочу")?
Надо же скорее вылечиться, чтобы потом кушать столько — сколько захочется (обращение к "Надо" и к "Хочу" поиск взаимно удовлетворяющих решений для всех членов эмоциональных качелей)?
Задача №2. (Внутренний диалог.)
Ситуация — человек тревожится по поводу выступления. В данном случае нужно знать, что тревожное состояние в некоторых ситуациях является цепью событий, вносящих изменения в "семантическое ядро" человека, результат — неуверенность в себе.
И так: Нужно мысленно, с уважением, как если бы вы взаимодействуете с полноценной личностью, обратиться к части Себя, проявленной как "Тревожность".
Пример: "… Тебе страшно, чего ты боишься…?".
На данном этапе происходит процесс экстернализации — отделение проблемы (информации) от личности. Интерпретацию данных процессов Майкл Уайт, основатель нарративной психологии, охарактеризовал на одном из своих выступлений простой фразой, смысл которой состоит в том, что — человек не есть проблема, проблема в самой проблеме. С позиции нейролингвистической психологии, данные процессы характерны работе третей позиции восприятия. Третья позиция восприятия подразумевает полное абстрагирование человека от того процесса, в который он вовлечён. Человек наблюдает за происходящим как бы со стороны. Данная позиция хороша тем, что даёт возможность вести себя и оценивать ситуацию максимально объективно (выведение из системы).
А как я проживу эту ситуацию, если "Тревожность" опоздает или задержится? Информация ответственная за проявление симптома тревожности находится в области "Не хочу-хочу". Меняя полярность с отрицательного на положительную информацию за счёт смены точки зрения. Данная форма имеет аналогию техник рефрейминга содержания или контекста используемых в техниках НЛП.
Литература:
Албегова И.Ф. Особенности социальной адаптации инвалидов // Вестник социальной работы. 2003. №2.Васильева Н.В. Социологические концепции исследования инвалидности // Социологический сборник. Вып. 7. М., 2000.
А. Лоуэна "Психология тела биоэнергетический анализ тела" /Пер. с анг. С. Кол — М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2000.
Майкл Уайт "Карты нарративной практики. Введение в нарративную терапию": Генезис; Москва; 2010.Ялом Ирвин "Мамочка и смысл жизни" Издательство: ЭКСМО-Пресс, год: 2002.
Эмоционально-стрессовый терапевт, EMDR-практик, Нарративный психолог, специализация классический и Эриксоновский гипноз, НЛП, медицинский психолог - Виталий Дубко, тел.: +7 918 741 92 48, г.Ставрополь