Что такое Ты? Или - как формируется мой "Образ Я"? Человек, как личность, всего лишь набор социальных программ и сценариев вписанных в историю жизни. Если спросить себя, — что же такое, это Я? - возникает "кинолента" воспоминаний. Когда мы хотим кому-либо рассказать о себе, мы предлагаем набор фотоисторий, или приглашаем на свою страницу в социальной сети.
В принципе, каждую секунду мы пишем Себя, но чаще пишут нас, вкладывая правила, идеи, и чужие мысли интернализируя которые, человек выстраивает своё поведение, делает выводы о себе исходя из предложенной реальности, и научения.
Начало Твоей главы формируется в пространстве ближнего окружения, где социальная среда, словно цветочный горшок с почвой, в которой и прорастает новый член общества. Почва, это тот набор алгоритмов поведения, эмоциональной и когнитивной среды - постепенно приобретающих будущий "Образ Я".
Родители, или заменяющие их - для ребёнка - словно боги. Ребёнок смотрит на Мир глазами своих родителей, слушает их ушами, воспринимает их мысли, которые вплетаются в фундамент будущей взрослой личности. И, хорошо, когда эти мысли не искажены, а уши и глаза воспринимают этот Мир не с позиции, что мир опасен, или... (придумайте сами).
По сути, эволюционный процесс происходит при жизни каждого. Кто-то сказал, что людей много, но "Человеков" мало. Это как раз о том, что наше сознание, вырастает из примата "лимбической системы" в Человека разумного через "неокортекальную" область головного мозга, где начинают проявляться - высшие ценности и миссия...
Человеческое тело, эта та же грядка, где формируется сознание. И в какой-то момент, предполагается трансформация, когда сознание перестаёт пользоваться привычным набором "рекламных слоганов" выдавая их за свои, и к социальной системе начинает относиться не как исполнитель гонимый страхами, обязательствами и долженствованиями, а - "Осознанностью".
Осознанность похожа на ещё один возрастной - переходный кризис. Можно вспомнить эти кризисы, такие как: отделение, происходящее на физическом уровне - рождением; далее психологическое - "Я сам"; потом социальное - пубертатный бунт.... Затем небольшая социальная доводка-коррекция в виде армии, семьи, движений по социальной лестнице, итд. Основная масса достаточно хорошо адаптируется к предложенным формам социального программирования. И уже к годам тридцати пяти процесс принимает законченную форму... Сознание, словно "Икебана", листья подрезаны, ствол принял удобную форму. Окружающие же, внимательно бдят, периодически подстригая друг у друга неудобные мысли, желания, чувства и эмоции...
Возвращаясь к осознанности, можно сказать, эта самая неудобная область формирования людей в "Человеков" для социальной системы. Эта некая автономность в мышлении и социальном функционировании "раздражает" своими алгоритмами, порой непонятными, и выходящими за регулируемые границами общественных правил. Сознание постепенно "отделяется" от биологического, не отвергая, но и сохраняя свою, ранее мной упомянутую автономность.
А затем, наступает особое время, когда - плевела отделяются от зёрен, гусеница трансформируется в бабочку - покидая истории наделившие силой её крылья, а зёрна налившись энергией познания начинают падать в небо, чтобы, быть может вновь прорасти, но уже в ином качестве, и...
Эмоционально-стрессовый терапевт, EMDR-практик, Нарративный психолог, специализация классический и Эриксоновский гипноз, НЛП, медицинский психолог - Виталий Дубко, тел.: +7 918 741 92 48, г.Ставрополь
Практически, любая арт-терапевтическая работа – является преломлением в сознании ребёнка окружающего его мира и активизация внутренних ресурсов. У ребёнка восприятие реальности больше символично, чем натуралистично, это можно видеть в том, как изображаются ребёнком – предметы и люди, естественно в соответствии со своими возрастными представлениями. Несвойственная ребёнку, вынужденная задержка эмоций, накопление переживаний, страхов различной этимологии – подобно эмоциональному тормозу, препятствующему раскрытию всей гаммы возможностей, заложенных природой и социумом.
Основные цели и задачи, которые преследует
процессуальная арт-терапевтическая работа:
- Катарсическое – очищение, освобождение от негативных состояний.
- Регулятивное – снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.
- Коммуникативно-рефлексивная – обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценка.
Данная тема посвящена процессуальной технике в работе со страхами и другими нарушениями эмоционально-волевой сферы, с использованием глины или других пластических арт-изделий. Одним из преимуществ в работе с глиной, это трёхмерные «психические формы» – достаточно пластичные, позволяющие изменять состояния, привнося новые оттенки: ощущений и чувств. Можно обратить внимание на метафорическую подачу материала, где на одной «полке», расположены: форма и чувства.
При этом, данная работа, имеет определённые моменты, игнорируя которые, процессуальная техника превращается в хорошее творческое мероприятие, имеющее эстетическую ценность и некоторую маловыраженную коррекционную работу. Рассмотрим эти маленькие, кажущиеся такими не значительными – нюансы:
1) Полное эмоциональное погружение в данную работу самого ведущего. Буквально в какой-то своей части превратиться в маленького ребёнка – окунувшись в мир символов и фантазий.
2) Это процесс, а не форма и, как будет проявляться практическая часть работы – зависит от степени заинтересованности обеих сторон, формальный подход здесь – не приемлем.
3) Постоянный диалог, как будто бы с самим собой, ненавязчиво, проговаривая, словно самому себе – вслух – инструкцию с описанием происходящих внутренних психических процессов и производимых шагов или действий….
4) Данная форма работы – направлена на работу с лицами младшего школьного возраста и старше.
Примерная последовательность в процессуальной работе психолога.
Пример. Начало терапевтической сессии.
Данная работа была проведена с Гришей (имя изменено),
возраст 9 лет, сессия продолжалась около пятидесяти минут.
Цель: трансформация агрессивного эмоционального состояния в более приемлемый способ взаимоотношений с окружающими.
Примечание: На занятие, Гришу привели без его особого желания – оторвав от игры в футбол.
В этой форме, работа с использованием глины – проходила впервые, при этом, нужно заметить, что это уже не первая встреча ребёнка с психологом.
Психолог : «Присаживайся Гриша, сегодня у нас с тобой будет интересная работа с глиной…»
Гриша.: «А что мы будем делать…?»
Психолог: «Ну, даже не знаю как ты, а у меня будет волшебная работа со своей внутренней силой, – благодаря которой, у нас всё получается!»
Гриша.: ( молчит, сделав вид, будто не услышал слова психолога, разглядывая кусок глины – лежащий перед ним… ).
Психолог: (начинает мять глину, одновременно рассказывая о том, что сегодня у него (психолога), настроение не очень и, похоже на … - начиная мять глину – вылепливая из бесформенного куска глины нечто, похожее на осьминога…)
Психолог: «Не знаю, но почему-то моё настроение сейчас похоже вот на это…» (показывает изделие – продолжая мять кусок глины – изменяя его форму, активно работая пальцами). «Даже не знаю, на что могло бы быть похоже твоё настроение , но у меня внутри вот такое чувство…. Интересно, на что твоё настроение могло бы быть похоже, сейчас, вот в этот момент. А я вылепливаю вот что-то такое, прикольненькое…» (здесь попытка спровоцировать Гришу, на работу, ненавязчиво давая инструкции к взаимодействию с глиной, настраивая его работу со своим внутренним состоянием…) .
Гриша: (начинает мять глину, затем, отрывает кусок – бросает его перед психологом – старается вызвать реакцию) «…Моё настроение похоже на какашку…» (поглядывает искоса на психолога в ожидании его дальнейших действий – принимая правила игры)….
Данная работа шла довольно долго. В процессе занятия, психолог помог спроецировать внутреннее состояние Гриши в куске глины.
В дальнейшем, из куска глины психолога проявилась лодка, в которой психолог собирался плыть к неизведанному острову, превращая кусок глины в метафору изменения…, далее – Гриша включился в процесс игры, меняя своё состояние на «лодку», подражая психологу. Затем, «настроению» психолога, понадобился якорь, и парус. При этом, Гриша вылепил себя – посадив в своё «настроение» (лодку), и чтобы не проголодаться, сделал удочки, а потом и рыбу – предложив её погрузить в лодку к психологу, чтобы он также, не проголодался…. При чём, психолог, вылепил якорь себе и Грише – «…чтобы вовремя останавливаться во время бури и, не выбросило на скалы штормом…» (здесь в форме метафоры психолог проявлял параллели между реальностью и сказкой) .
В конце сессии, Гриша – испытывал положительные эмоциональные состояния, не желая прекращать предложенную игру, предлагая новые способы – плыть дальше…. (Нужно принять тот факт, что данная работа, имеет медленный процесс – растянутый во времени, предполагающий постепенное изменение бессознательных реакций, привычных и далеко не экологичных в его первоначальном варианте …).
Так же, можно обратить внимание, что – в общении с Гришей – делался интонационный акцент на определённых словах – выстраивающихся в логический смысловой ряд, как желание отразить параллельные формы работы, углубляющие трансформационные процессы. В данной сессии, интонация – является маркированием, способ донести нужное послание до бессознательного.
Маркирование , это техника скрытого воздействия, формирующая определённые позитивные сообщения – усиливающие ту область сознания, которая ответственна за здоровое или экологичное взаимодействие с социальной средой, и формирующее позитивный «Образ - Я".
Так же, для изменения внутренних процессов, использовались и иные техники работы с бессознательной частью Гриши. Данный элемент работы в современном гипнозе называется – трюизм .
Так, например, это могло бы звучать для читателя:
«… И, в то время, когда вы слушаете или читаете эти строки, возможно, вы слышите и другие звуки, наполняющие ваше пространство и, это помогает Вам ещё больше осознавать – вдох или выдох – погружаясь в ощущение или чувство комфорта – от понимания того, что Вы здесь и через какое-то время вы продолжите заниматься своими делами…».
Следующий элемент, используемый мной в данной работе, это элемент техники НЛП – «Договор с частями» , где психолог, как бы ведёт диалог с той проблемой – проявленной в чувствах, ощущениях, поведении - имеющее свои невербальные маркеры. Данная техника, даёт возможность выйти на контакт непосредственно с проблемной частью сознания – отражающего, в том числе, и проблемы неврологического характера – у данной техники, так же, ещё, есть название: «Шестишаговый рефрейминг», который в принципе и является фундаментом в предложенной мною версии - процессуальной арт-терапевтической работы.
________________________________________________________________________
Эмоционально-стрессовый терапевт, EMDR-терапевт, Нарративный психолог, специализация современный гипноз и НЛП, медицинский психолог.
город Ставрополь, тел.: +7 918 741 92 48
#моиразмышлизмы(РАД)
Человек, не соотносящий себя с принятыми социальными стандартами, часто испытывает когнитивный диссонанс, вытекающий в различные психоэмоциональные отклонения, описанные в DSM-5 или МКБ-10. Понимание, каким образом запускаются те или иные эмоциональные реакции, позволяет жить более открытой и полной жизнью. Человеку, осознающему механизмы, активизирующие ментальные процессы, легче всего планировать и достигать поставленные перед собой цели. В случае, если это понимание отсутствует, мы можем наблюдать следующую картину: его жизнь превращается в ломаную траекторию случайных выборов, отсутствует анализ факторов провоцирующих то или иное поведения и качества прохождения различных этапов жизни, например, таких как: выбор профессии и обычной бытовой коммуникации. Особенно это касается обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. У такой группы лиц физические проблемы плавно перетекают в индивидуальные психологические особенности, проявляющиеся в специфических формах взаимодействия с социальной средой. Например, инвалидность как состояние ставит перед человеком ряд специфических социально-психологических проблем. Наиболее распространёнными являются изоляция и фрустрация. Одиночество является значимым компонентом в структуре негативных переживаний. И.Д. Ялом выделяет три типа изоляции:
Данная группа лиц подвержена проживанию инфантильных форм поведения в виде закреплённых убеждений-сценариев, имеющих манипуляторный характер, например, такой как интроекция: …бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Причины инфантильности кроются в ошибках воспитания. Поэтому вопрос о том, как избавиться от инфантильности во взрослом возрасте, мало кто себе уже задаёт, считая своё поведение и мировосприятие нормой. К основным ошибкам родителей относят: гиперопеку, то есть подавление инициативы ребёнка, когда он не мог брать ответственность на себя и, соответственно, не смог научиться самоконтролю, нехватку любви и заботы в детстве, которую индивид стремится наверстать, став взрослым, слишком рано начатую взрослую жизнь, когда человек не успевает побыть ребёнком. Отношение к взрослому человеку, как к ребёнку, является также причиной развития у него инфантилизма. Человек воспринимает всё, как должное, всё больше и больше уверяясь в правильности собственного поведения. Прежде чем задаваться вопросом о том, как бороться с инфантильностью женщине или мужчине, нужно знать, как и в чём проявляется эта черта характера. Инфантильность проявляется так:
Одной из возможных способов решения выше перечисленных проблем, это представленная динамическая модель работы ума. Она отражает внутрипсихические процессы, которые активизируют эмоционально-волевую и когнитивно-поведенческие сферы. Представленная модель проста в понимании и легко инкорпорируется в опыт любого обучающегося. При этом в ней достаточно хорошо объясняется функционирование эмоционального интеллекта, который есть: "Способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач"
Так как в настоящее время представленные концепции имеют не вполне практичную, а скорее более теоретическую основу, представленную, например, моделью — Рувена Бар-Она, с пятнадцатью способностями характеризующих, что такое есть эмоциональный интеллект, а именно: самоуважение, эмоциональная осознанность, ассертивность, независимость, эмпатия, и т.д., или Дэниела Гоулмана с его замечательным бестселлером "Эмоциональный интеллект", где в развёрнутой форме раскрывается понимание эмоционального интеллекта, но при этом механизмы, представлены достаточно абстрактные и в практическом применении направлены в большей степени на подражание представленным примерам. При этом необходимо отметить, что обретение опыта через подражание другому человеку способствует обретению умения проявлять те или иные ресурсные состояния. Отсутствие понимания как эти ресурсы активизируются и почему — порою приводят к скатыванию в более архаичные реакции, что создаёт весьма шаткий эмоциональный баланс.
Особенно важным считается развитие "Эмоционального интеллекта" в системе инклюзивного образования. Люди с "особыми образовательными подробностями" более других подвержены стрессам и давлению культурной среды как системы требующей соответствие тем или иным стандартам.
Перейдём непосредственно к описательной модели: как работает Ум. Начав с метафоры, раскрывающей глубинную суть того, что есть эмоциональный интеллект:
"Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: "Наконец-то я достал его!". Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
— Кто чем богат, тот тем и делится!"
"Образ Я" представляет собой продукт пережитых историй жизни, уплотнённых в индивидуальный опыт, рождающий сопричастность со всем окружающим. Преддверием к этой осознанности является несколько шагов.
Первый шаг: мы перестаём винить этот мир, ища причину только в себе. Этот этап может характеризоваться такими крайностями, как: самобичевание, самоуничижение — с одной стороны, и возвеличивание каких-то особенных качеств в себе с другой стороны.
Второй шаг: через какое-то время может возникнуть ощущение того, что как будто этот мир направляет нас к нужной цели, иногда не предсказуемой. Прислушиваясь к микро сигналам проявляемых в виде различных жизненных ситуаций, через какое-то время приходит опыт понимания, что благодаря иногда не совсем желательному происшествию мы встречаем новых людей, в нашей жизни происходят какие-то радостные события, хотя про тот неприятный поворот в жизни мы забыли или никак не связываем с настоящим моментом.
Человек начинает воспринимать других как равных себе, в соответствии со своей внутренней осознанностью — в наших сердцах прорастает росток радости, а пространство отношений начинает приносить плоды благополучия. В данной статье не рассматриваются расстройства, имеющие под собой органические нарушения, где требуется более детальная работа со специалистом в стационарных условиях. И в то же самое время мы осознаём, что предпосылкой для более серьёзных проблем часто может быть и непонимание себя или своего места в мире, что и создаёт хаос в: уме — поведении — и, соответственно, здоровье…
Продолжая данную тему, хотелось бы поговорить о том, как мы думаем, как воспринимаем окружающую действительность, какие механизмы запускают те или иные действия в формирование нашей субъективной реальности. Итак, представьте себе "качели", где участники развлечения располагаются на противоположных концах длинной балки, похожей на "весы", это не простые весы, на них развлекаются трое участников. Третий участник — находится примерно посередине, между двумя другими. Задачей среднего участника является создание баланса между двумя крайними, за счёт некоего смещения к тому участнику, который имеет более лёгкий вес. Так создаётся равновесие всей системы.
У этих участников есть имена, крайних зовут: "Хочу" и "Надо", а тот, что посередине — "Целесообразность". Средний участник включает в себя такие понятия как "могу" и "нужно" (рис №1). Теперь познакомимся поближе со всеми участниками. В чём же заключается разница между "Хочу" и "Надо"?