Loading...

Стратегии и мотивы в контексте "Эмоционального интеллекта", или почему мы выбираем те или иные дороги из блога Виталий Дубко

Человек, не соотносящий себя с принятыми социальными стандартами, часто испытывает когнитивный диссонанс, вытекающий в различные психоэмоциональные отклонения, описанные в DSM-5 или МКБ-10. Понимание, каким образом запускаются те или иные эмоциональные реакции, позволяет жить более открытой и полной жизнью. Человеку, осознающему механизмы, активизирующие ментальные процессы, легче всего планировать и достигать поставленные перед собой цели. В случае, если это понимание отсутствует, мы можем наблюдать следующую картину: его жизнь превращается в ломаную траекторию случайных выборов, отсутствует анализ факторов провоцирующих то или иное поведения и качества прохождения различных этапов жизни, например, таких как: выбор профессии и обычной бытовой коммуникации. Особенно это касается обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. У такой группы лиц физические проблемы плавно перетекают в индивидуальные психологические особенности, проявляющиеся в специфических формах взаимодействия с социальной средой. Например, инвалидность как состояние ставит перед человеком ряд специфических социально-психологических проблем. Наиболее распространёнными являются изоляция и фрустрация. Одиночество является значимым компонентом в структуре негативных переживаний. И.Д. Ялом выделяет три типа изоляции:

  • Межличностную, которая переживается как одиночество, т.е. изоляция от других членов общества.
  • Внутриличностную, которую он интерпретирует как"процесс, посредством которого человек отделяет друг от друга части самого себя, … когда человек душит собственные чувства или стремления, принимает "нужно" и "следует" за собственные желания, не доверяет собственным суждениям или сам от себя блокирует собственный потенциал".
  • Экзистенциальную изоляцию он рассматривает как фундаментальную отдалённость человека от мира.

Данная группа лиц подвержена проживанию инфантильных форм поведения в виде закреплённых убеждений-сценариев, имеющих манипуляторный характер, например, такой как интроекция: …бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Причины инфантильности кроются в ошибках воспитания. Поэтому вопрос о том, как избавиться от инфантильности во взрослом возрасте, мало кто себе уже задаёт, считая своё поведение и мировосприятие нормой. К основным ошибкам родителей относят: гиперопеку, то есть подавление инициативы ребёнка, когда он не мог брать ответственность на себя и, соответственно, не смог научиться самоконтролю, нехватку любви и заботы в детстве, которую индивид стремится наверстать, став взрослым, слишком рано начатую взрослую жизнь, когда человек не успевает побыть ребёнком. Отношение к взрослому человеку, как к ребёнку, является также причиной развития у него инфантилизма. Человек воспринимает всё, как должное, всё больше и больше уверяясь в правильности собственного поведения. Прежде чем задаваться вопросом о том, как бороться с инфантильностью женщине или мужчине, нужно знать, как и в чём проявляется эта черта характера. Инфантильность проявляется так:

  • Лень. Неумение обустроить быт, нежелание себя обслуживать (приготовить пищу, постирать вещи и так далее), перекладывание обязанностей по дому на родных.
  • Иждивенчество. Инфантильный человек может не работать, жить за счёт родственников, а может ходить на работу, но не иметь желания трудиться.
  • Эгоцентризм. Человек-Ребёнок считает, что окружающие обязаны удовлетворять потребности, стараться для него, забывая о себе, при этом сам не думает о других. Такие личности бывают неблагодарными, а добрые поступки окружающих воспринимают как должное поведение.
  • Пристрастие к играм и развлечениям. Инфантильного человека тянет к веселью и беззаботности. Шоппинг, салоны красоты, погоня за гаджетами, девичники/мальчишники, ночные клубы, дискотеки, развлекательные центры, всевозможные игры (азартные, компьютерные и так далее).
  • Перекладывание ответственности. Принятие решений, выполнение обязанностей и другие ответственные мероприятия человек-Ребёнок перекладывает на близких.
  • Неорганизованность жизнедеятельности. У инфантильного человека нет планов, он не ставит перед собой цели и задачи, не знает, что такое распорядок дня, не задумывается об учёте денежных средств.
  • Нежелание развиваться, расти как личность. Инфантильный человек не видит смысла в развитии, ведь и так всё устраивает, он живёт настоящим, не анализируя прошлый опыт, не задумываясь о будущем. Взрослые ведут как дети себя тогда, когда желают остаться детьми, не хотят взрослеть.

Одной из возможных способов решения выше перечисленных проблем, это представленная динамическая модель работы ума. Она отражает внутрипсихические процессы, которые активизируют эмоционально-волевую и когнитивно-поведенческие сферы. Представленная модель проста в понимании и легко инкорпорируется в опыт любого обучающегося. При этом в ней достаточно хорошо объясняется функционирование эмоционального интеллекта, который есть: "Способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач"

Так как в настоящее время представленные концепции имеют не вполне практичную, а скорее более теоретическую основу, представленную, например, моделью — Рувена Бар-Она, с пятнадцатью способностями характеризующих, что такое есть эмоциональный интеллект, а именно: самоуважение, эмоциональная осознанность, ассертивность, независимость, эмпатия, и т.д., или Дэниела Гоулмана с его замечательным бестселлером "Эмоциональный интеллект", где в развёрнутой форме раскрывается понимание эмоционального интеллекта, но при этом механизмы, представлены достаточно абстрактные и в практическом применении направлены в большей степени на подражание представленным примерам. При этом необходимо отметить, что обретение опыта через подражание другому человеку способствует обретению умения проявлять те или иные ресурсные состояния. Отсутствие понимания как эти ресурсы активизируются и почему — порою приводят к скатыванию в более архаичные реакции, что создаёт весьма шаткий эмоциональный баланс.

Особенно важным считается развитие "Эмоционального интеллекта" в системе инклюзивного образования. Люди с "особыми образовательными подробностями" более других подвержены стрессам и давлению культурной среды как системы требующей соответствие тем или иным стандартам.

Перейдём непосредственно к описательной модели: как работает Ум. Начав с метафоры, раскрывающей глубинную суть того, что есть эмоциональный интеллект:

"Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: "Наконец-то я достал его!". Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

— Кто чем богат, тот тем и делится!"

"Образ Я" представляет собой продукт пережитых историй жизни, уплотнённых в индивидуальный опыт, рождающий сопричастность со всем окружающим. Преддверием к этой осознанности является несколько шагов.

Первый шаг: мы перестаём винить этот мир, ища причину только в себе. Этот этап может характеризоваться такими крайностями, как: самобичевание, самоуничижение — с одной стороны, и возвеличивание каких-то особенных качеств в себе с другой стороны.

Второй шаг: через какое-то время может возникнуть ощущение того, что как будто этот мир направляет нас к нужной цели, иногда не предсказуемой. Прислушиваясь к микро сигналам проявляемых в виде различных жизненных ситуаций, через какое-то время приходит опыт понимания, что благодаря иногда не совсем желательному происшествию мы встречаем новых людей, в нашей жизни происходят какие-то радостные события, хотя про тот неприятный поворот в жизни мы забыли или никак не связываем с настоящим моментом.

Человек начинает воспринимать других как равных себе, в соответствии со своей внутренней осознанностью — в наших сердцах прорастает росток радости, а пространство отношений начинает приносить плоды благополучия. В данной статье не рассматриваются расстройства, имеющие под собой органические нарушения, где требуется более детальная работа со специалистом в стационарных условиях. И в то же самое время мы осознаём, что предпосылкой для более серьёзных проблем часто может быть и непонимание себя или своего места в мире, что и создаёт хаос в: уме — поведении — и, соответственно, здоровье…

Продолжая данную тему, хотелось бы поговорить о том, как мы думаем, как воспринимаем окружающую действительность, какие механизмы запускают те или иные действия в формирование нашей субъективной реальности. Итак, представьте себе "качели", где участники развлечения располагаются на противоположных концах длинной балки, похожей на "весы", это не простые весы, на них развлекаются трое участников. Третий участник — находится примерно посередине, между двумя другими. Задачей среднего участника является создание баланса между двумя крайними, за счёт некоего смещения к тому участнику, который имеет более лёгкий вес. Так создаётся равновесие всей системы.

У этих участников есть имена, крайних зовут: "Хочу" и "Надо", а тот, что посередине — "Целесообразность". Средний участник включает в себя такие понятия как "могу" и "нужно" (рис №1). Теперь познакомимся поближе со всеми участниками. В чём же заключается разница между "Хочу" и "Надо"?

Стратегии и мотивы в контексте "Эмоционального интеллекта", или почему мы выбираем те или иные дороги, изображение №2
"Надо" — это больше долженствование, а именно: выносить мусор, просыпаться рано на работу, не есть после шести, соответствовать нормам.
"Хочу" бывает так много, например: смотреть телевизор, больше спать, съесть вкусное пирожное перед сном…
"Целесообразность" — апеллирует ранее названными: хочу и надо — с точки зрения обеспечения комфорта и безопасности всей системы.

Крайние участники этих эмоциональных качелей стремятся к доминированию, удовлетворению своих потребностей или желаний, иногда во вред всей системе, например: игроман или алкоголик стремится к удовлетворению своего "Хочу", — это такое большое и жирное желание взявшее власть в свои руки, настолько, что подчинило себе и среднего, казалось бы, когда-то независимого и по идее, старшего в данной иерархии (рис №2). Теперь "Целесообразность" будет использовать свои ресурсы для того, чтобы обеспечить своего "тирана" средствами удовлетворения его желаний (о чём больше думаем, то и взращиваем).
Стратегии и мотивы в контексте "Эмоционального интеллекта", или почему мы выбираем те или иные дороги, изображение №3
А что же с другим участником, находящимся на другом конце этих весов?"
…Никто не мог победить Антея в единоборстве, не зная тайны, откуда великан получал во время борьбы всё новые и новые силы. Тайна же была такова: когда Антей чувствовал, что начинает терять силы, он прикасался к земле, своей матери, и обновлялись его силы: он черпал их у своей матери, великой богини земли. Во время битвы несколько раз Геракл валил его на землю, но только прибавлялось силы у Антея. Но вдруг во время борьбы могучий Геракл поднял Антея высоко на воздух, его силы иссякли…"
— вот так и "Хочу", и "Надо" играют в Антея и Геракла, поочерёдно меняясь ролями. Пока система в равновесии — оба крайних участников получают энергию, чувствуя твёрдую опору под ногами, а "Целесообразность" регулирует эту энергию в соответствии с местом и временем её приложения (рис №3). Но как только один из участников теряет опору под ногами, все его доводы становятся неуверенными и "Целесообразность" в силу несоизмеримых весовых категорий, уже не может адекватно воспринимать реальность — впадая в болезненную, рабскую зависимость и обслуживая своего бывшего подчинённого, глядя на мир его глазами (размер имеет значение). Практически все зависимости — от компьютерных игр и до желания завладеть объектом вожделения, будь то: любимый человек, пирожок с повидлом, движение по иерархической лестнице, попасть в рай — в простонародье называется страстью и есть пища, как для "Хочу", так и для "Надо"".
Стратегии и мотивы в контексте "Эмоционального интеллекта", или почему мы выбираем те или иные дороги, изображение №4
Чем же можно "перекормить" "Надо" или другую его ипостась "Должен"?Погрузить личность в ситуации связанные с историями проявления "Власти"(смотри рис. №4), например, в форме нравоучений или наблюдением ребёнком за сценами демонстрации этой власти, как наиболее социально одобренному типу взаимоотношений, тем самым формируя поведенческие паттерны отражающие опыт прожитых и увиденных историй ближнего окружения. В этой связи можно было бы добавить культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского о важнейшем законе формирования высших психических функций. Напомним, что согласно этому закону, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого человека. Когда принятые условности идут в разрез с внутренними потребностями, например: в безопасности своей и/или близких, отсутствии конкретики, не позволяющей правильно распределить свои внутрипсихические и иные возможности — человек перестаёт получать удовлетворение от той или иной деятельности. Но, в силу определённых причин продолжая в этом быть больше, чем нужно было бы, то рано или поздно "Хочу" компенсирует это в другой сфере жизни и иногда не самым лучшим образом — раскачивая эти эмоциональные качели всё сильней и сильней. Эта внутренняя борьба, порой, приносит невротические и психосоматические расстройства.
Стратегии и мотивы в контексте "Эмоционального интеллекта", или почему мы выбираем те или иные дороги, изображение №5
Задача психолога состоит в том, чтобы остановить эту вакханалию "распоясавшегося" участника, давая силу и поддержку другим обделённым представителям трио, используя различные технологии современной психологии, придавая дополнительную энергию: "Надо", "Хочу" или "Целесообразности" в зависимости от ситуации — объединяя все части в дружеский альянс.
Как же можно помочь самому себе или научить лиц с инвалидностью и ОВЗ в тех случаях, когда вдруг или не вдруг замечены первые признаки нарушения эмоционального равновесия? Условно этот процесс можно осуществить в несколько этапов.
Первый этап. Необходимо прекратить себя обвинять или злиться на то, что в себе не нравится. Лишняя истерика ничем не поможет, а лишь усугубит или выместит в фон возможные альтернативные варианты. Не нужно создавать оппозицию у себя внутри, вытесняя свою "несостоятельность" в чуланы своего сердца или печени, кому как удобно. Если часто делать вид, что всё в норме, или заниматься самобичеванием, загоняя свою боль в глубины своего "Я", то в какой-то момент последняя капля превысит критическую массу предельно допустимого количества внутренних ресурсов и эта капля поднимет бунт, объединившись с ревностью, злостью, обидой, ненавистью, подозрительность. И вот такая "армия монстров" будет пытаться штурмовать форпосты нашего сознания, создавая питательную среду для невротических расстройств. И где-то внутри зазвучит песня: "…весь Мир насилия мы разрушим, до основания, а затем мы наш, мы новый мир построим…". Таких людей можно видеть в различных религиозных и политических движениях, протестующих против войны или наркотиков. К сожалению, всё-таки не за мир и здоровый образ жизни, так как для данной категории важен процесс, а не конечный результат…
Второй этап. На данном этапе нужно сформировать понимание, что боль, страх и т.д. — это сигналы личностной границы, за которой неизвестность и домыслы. На групповых психологических занятиях или в процессе личностного роста мы можем испытывать разные отрицательные эмоции, но нужно знать, что это двери в другой неизведанный нами мир, и, если позволить себе войти в этот мир, пройти его, человек обретает не спокойствие и радость, а нечто большее, это — естественность. В качестве примера можно вспомнить процесс своего обучение навыкам езды на велосипеде, плаванию или письму.
Третий этап. С пониманием относясь к любому симптому, зная, что это всего лишь забота "бессознательного", предупреждающее, что вы, возможно, вступили в момент некой не совсем эффективной деятельности. Эти моменты характеризуется нехваткой энергии, навыков, информации, проще говоря, личность чувствует свою не компетентность. На этих эмоциональных качелях ума начинают примерять свои силы зависть, обида, гнев… — и, погружаясь в эти эмоции, просто нужно наблюдать за своим состоянием, словно со стороны, от третьего лица, без осуждения, с уважением, стараясь говорить на понятном языке для всех участников этой игры посредством внутреннего диалога. И этим языком, дающим силу, удерживать равновесие между "Надо" и "Хочу", является целесообразность тех или иных действий с точки зрения выживания и пользы для всей системы, впрочем, этот набор у каждого индивидуален. Продолжая данную мысль, мне хотелось привести выдержку из книги А. Лоуэна "Психология тела биоэнергетический анализ тела: "…В такой культуре как наша, в которой происходят постоянные перемены, связь между прошлым и будущем часто прерывается. По мере того, как прошлое замалчивается и подвергается забвению, будущее становится опасным и неуверенным". Нужно понять, что в конечном итоге, когда придёт время, "Целесообразность" эволюционирует в "Осознанность". Это не значит, что человек, проявляющий осознанность, будет вести себя каким-то определённым образом, нет, скорее это больше внутреннее самоощущение. При этом его "эмоциональные качели" под контролем "Целесообразности" будут сохранять равновесие в наиболее оптимальной форме существование человека с точки зрения здоровья, независимости и эмоционального благополучия.
На занятиях с учащимися с ОВЗ и инвалидностью выше описанные механизмы объясняются достаточно легко и в игровой форме. Например, предлагается участникам занятия представить себя самолётом. При этом каждое крыло соответствует — "Надо" и "Хочу", а "Целесообразность" — соответственно есть равновесие этих противоположных систем. В случае, если одно из крыльев становится тяжелее, то можно наблюдать крен в сторону — "Хочу" или "Надо". При этом по условиям игры — путь до цели имеет расстояние, скажем, пять метров или его синонимом будет — пять лет, при движении, строго по прямой линии. В случае если самолёт кренится в какую-либо из сторон, происходит его автоматический уход от заданной траектории, а при возврате, естественно, общее пройденное расстояние будет больше, в то время как запас психической энергии (топливо самолёта) рассчитан на дистанцию длинною в пять лет. И тогда вопрос: дотянет ли человек до своей цели? Или он, обессилив, рухнет в депрессии на диван перед телевизором…
В рамках предложенной концепции учащиеся используют вопросы для самоисследования. Задавая вопросы, апеллирующие к "Хочу" или "Надо", постепенно восстанавливают равновесие с позиции "Целесообразности" в достижении поставленных целей. При этом нужно отметить, что со временем данная форма самонаблюдения становится частью ментальной оценочной конструкции, что позволяет проявлять осознанность и умение саморегулирования эмоционально-волевой и когнитивно-поведенческих сфер как своей, так и в отношении других.Примеры практического использования ресурсов "Эмоционального интеллекта" в переговорных процессах и в саморегуляцииВнутренний диалог — это диалог между субличностями, имеющие свои особые интересы.
Так, для "Надо" жизнь — это борьба, как в старой песне: "…И вновь начинается бой, и вновь мы с тобой …". Это так же мышление, направленное на формирование и достижения будущего или это требование соответствовать нормам той культурной организации, в которой данный субъект находится. Часть тела — правая. Акцент из прошлого в будущее.
"Хочу" апеллирует биологическими потребностями, чувствами и ощущениями пережитыми ранее. Это стремление вновь и вновь воспроизводит подобные переживания, в частности зависимости, являются прерогативой данной субличности. Часть тела — левая. Акцент из прошлого в настоящее, модальность кинестетическая.
"Целесообразность" создаёт условия выживания всей системы под названием человек "здесь и сейчас" или в виде формирования стратегии достижения запланированного. "Целесообразность" апеллирует ментальными конструктами и проектами, направленными на формирование своей миссии и соответственно "Образа Я" с позиции уже имеющихся внешних социальных ресурсов и внутреннего потенциала самого человека. Словосочетание, характеризующее личностную направленность: "Я могу". Акцент на настоящем или здесь и сейчас.
Задача №1. (Переговорный процесс.)
Мама и ребёнок гуляют по городу. Ребёнок простужен и хочет/требует мороженое. Какие варианты диалога могут удовлетворить обе стороны с позиции адекватности сложившейся ситуации?
Примеры ответов:
А) "Хочу-Не хочу":
Хочешь печенье?
Хочешь "тёплое" мороженое?
Когда выздоровеешь, купим тебе мороженое…
Б) "Надо-Не надо":
Не надо есть холодное…
Надо согреть мороженое дома…
Надо сначала выздороветь…
В) "Целесообразность":
Если хочешь мороженое (обращение к "Хочу"), а горло твоё болит, надо потерпеть до дома (обращение к "Надо), чтобы согреть и съесть его…
Нужно зайти в магазин и купить игрушку (альтернатива для "Хочу"), а потом купим мороженое и дома его съедим, и т.д.
Я тоже хочу мороженое, но моё горлышко тоже болит, как ты считаешь — можно нам ну хотя бы дома поесть подтаявшее мороженое (обращение к "Хочу")?
Надо же скорее вылечиться, чтобы потом кушать столько — сколько захочется (обращение к "Надо" и к "Хочу" поиск взаимно удовлетворяющих решений для всех членов эмоциональных качелей)?
Задача №2. (Внутренний диалог.)
Ситуация — человек тревожится по поводу выступления. В данном случае нужно знать, что тревожное состояние в некоторых ситуациях является цепью событий, вносящих изменения в "семантическое ядро" человека, результат — неуверенность в себе.
И так: Нужно мысленно, с уважением, как если бы вы взаимодействуете с полноценной личностью, обратиться к части Себя, проявленной как "Тревожность".
Пример: "… Тебе страшно, чего ты боишься…?".
На данном этапе происходит процесс экстернализации — отделение проблемы (информации) от личности. Интерпретацию данных процессов Майкл Уайт, основатель нарративной психологии, охарактеризовал на одном из своих выступлений простой фразой, смысл которой состоит в том, что — человек не есть проблема, проблема в самой проблеме. С позиции нейролингвистической психологии, данные процессы характерны работе третей позиции восприятия. Третья позиция восприятия подразумевает полное абстрагирование человека от того процесса, в который он вовлечён. Человек наблюдает за происходящим как бы со стороны. Данная позиция хороша тем, что даёт возможность вести себя и оценивать ситуацию максимально объективно (выведение из системы).
А как я проживу эту ситуацию, если "Тревожность" опоздает или задержится? Информация ответственная за проявление симптома тревожности находится в области "Не хочу-хочу". Меняя полярность с отрицательного на положительную информацию за счёт смены точки зрения. Данная форма имеет аналогию техник рефрейминга содержания или контекста используемых в техниках НЛП.
Литература:
Албегова И.Ф. Особенности социальной адаптации инвалидов // Вестник социальной работы. 2003. №2.Васильева Н.В. Социологические концепции исследования инвалидности // Социологический сборник. Вып. 7. М., 2000.
А. Лоуэна "Психология тела биоэнергетический анализ тела" /Пер. с анг. С. Кол — М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2000.
Майкл Уайт "Карты нарративной практики. Введение в нарративную терапию": Генезис; Москва; 2010.Ялом Ирвин "Мамочка и смысл жизни" Издательство: ЭКСМО-Пресс, год: 2002.
Эмоционально-стрессовый терапевт, EMDR-практик, Нарративный психолог, специализация классический и Эриксоновский гипноз, НЛП, медицинский психолог - Виталий Дубко, тел.: +7 918 741 92 48, г.Ставрополь

 


Комментарии

Нет комментариев
Вы должны войти, чтобы комментировать

Статья

Автор Виталий Дубко
Добавлено Дек. 15 '22

Теги

Оценка

Ваша оценка
Всего: (0)

Архив