Loading...

Блог JUlijaUzhinskaja

Вот есть же люди! Все они успевают, любая работа спорится. Находят время и на развлечения и на увлечения. И это помимо основной работы. Как им это удается?!

Пробуете планировать и расставлять приоритеты, но как-то скучно все это и быстро надоедает? Ненавидите однообразную и монотонную работу? С интересом заглядываете в середину или конец книги, чтобы узнать, что там дальше? У вас очень много самых разных интересов и увлечений, а, главное, желание все охватить? Ваша работоспособность зависит от настроения? И оно достаточно часто меняется? Иногда, кажется, готов горы свернуть и все спорится, а иногда – полнейшая апатия и никак не удается заставить себя что-то сделать? На рабочем столе всегда «творческий беспорядок»?

Лентяй, разгильдяй! Так называют вас если не в глаза, то за глаза точно. А вы вовсе не лентяй и разгильдяй. Вы же выполняете то, что нужно в итоге. И на подъеме энтузиазма вы много всего успеваете сделать. Ну, да, иногда сложно вовремя успеть, да и начатых и брошенных дел поднакопилось.

Если вы узнали себя в описании, то поздравляю – вы Иррационал! Не лентяй, а иррационал. И это не хорошо и не плохо. Это факт. И, могу вас успокоить, вы не один такой. Больше половины людей на земле – иррационалы. Просто вы не знакомы с самим собой и с принципами спонтанного планирования.

И что же с этим делать? Как справляться со своей иррациональностью? Как все успевать, при этом еще и чтобы было интересно жить?

Давайте разбираться, что же делать тем, для кого приемы классического таймменеджмента скучны и тоскливы, у кого зубовный скрежет вызывает слово «планирование», «расстановка приоритетов», . Будем учиться принципам спонтанного планирования для иррационалов.

1. Узнайте себя поближе!

Для начала задайте себе такие вопросы:

Что я хочу?

Что для меня важно?

Важно для меня лично? (а не «для начальника», супруги, детей, друзей и т.д.)

Почему я хочу/не хочу это делать?

Отвечая на эти вопросы, вы уже проделываете огромную работу. Особенно если письменно. Таким образом вы выходите на уровень ценностей, потребностей.

2. Поменяйте «Цель» на «Путь»!

Естественно, отталкиваться всегда надо от цели. Но если рационалы могут себе четко представить результат, конечный пункт во всех подробностях, то иррационалам нужно быть нацеленными на путь. Именно процесс, путь привлекает их. Поэтому меняем понятие «цель» на «путь». Не цель должна вдохновлять, а сама деятельность. Вместо того, чтобы ставить цель, принимайте решение стать на путь совершенствования, путь узнавания, изучения, развития.

Не выучить английский, а стать на путь изучения и совершенствования английского языка. А каким способом- вам выбирать.

3. Записывайте!

Всегда держите наготове блокнот и ручку (или остро отточенный карандаш, я такие очень люблю). Составьте списки. Запишите обязательно их в свой красивый блокнот. Составив один раз несколько списков вы облегчите себе задачу, не придется каждый раз судорожно вспоминать, что же нужно купить, что же нужно сделать и чем бы сейчас заняться.

Список дел, список покупок, список проектов и .т.п. Очень мне нравится список «до-»: доделать, дошить, дописать, дополнить, дочитать, продолжите сами… Так приятно потом вычеркивать сделанные дела! Еще есть список «по-»: посмотреть, почитать, поехать, позвонить…

4. Учитесь переключаться!

Иррационалы прекрасно работают на подъеме. Все получается и удается сделать очень много, когда есть интерес. А он зависит, в том числе, и от внимания. Поэтому, понаблюдав за собой, вы сможете определить, как долго вы можете удерживать внимание на одном деле. И, самое главное, необходимо переключиться, как только почувствуете легкую потерю интереса, легкую рассеянность.

Почувствовали, что теряете интерес – переключайтесь! Загляните в список ваших дел и перечитайте, что вам откликнется, что отзовется, что «замурчит». И займитесь именно этим. Ведь это тоже ведет вас к одной из целей?!

5. Не распыляйтесь!

Распыляться – это менять цели как перчатки, засорять внимание мелочами и пустяками, бросать и не доводить дело до конца. Если вы правильно переключаетесь (см. пункт 4), то все ваши намеченные дела будут выполнены, цели достигнуты. И за один и тот же период времени, вы сможете сделать гораздо больше. Не верите? А вы попробуйте! Или приходите учиться. Вместе это будет проще и веселее сделать.

Конечно же, это не единственные принципы и инструменты планирования для иррационалов. О них я расскажу в следующих статьях. Есть много разных вариантов сделать свою жизнь более насыщенной и полной, успевать больше и получать удовольствие от своей иррациональности. Пробуйте, проверяйте, узнавайте себя, следуйте пути, записывайте, переключайтесь, не распыляйтесь! И живите легко! Вы можете!

Во множестве ситуаций — на деловых встречах, во время «мозговых штурмов», или если нужно написать аннотацию к книге — правильно сделанные записи помогут сэкономить время, понять новый материал, быстро восстановить картину происходящего. Формируется это умение еще в школе, но разве нас этому учили?В лучшем случае, самые продвинутые учителя и преподаватели ВУЗов говорили: «Сокращайте слова», «Рисуйте картинки», «Делайте пометки на полях». Но, чаще всего, просто приходилось записывать слово в слово за учителем. О каком понимании тут могла идти речь? Тут лишь бы успеть… А потом дома мучительно разбирать свои каракули и что-то непонятное на полях и по периметру страницы.

Делать записи — это на 75% слушание и лишь на 25% письмо. Когда мы слушаем, то постоянно должны внутренне работать с новой информацией, чтобы понять, о чём идет речь, и запомнить это. Это самое подходящее время, чтобы задать вопросы, если не всё, что говорит преподаватель, понятно. Только после этого делается запись. Она должна быть короткая и убедительная. Лучше, если каждое предложение состоит максимум из пяти слов. Это позволит записать только ключевую информацию.
Как же сделать свои записи понятными и доступными для изучения после занятия, конференции, совещания и т.п.?

1. Динамический план
Это модернизированный способ классического конспекта, которым пользовались многие поколения учеников. Классический конспект достаточно эффективен, но и достаточно однообразен.
Эти инструменты позволяют выстроить информацию согласно чёткой структуре, как в классическом случае, но позволяют также выстраивать дополнительные связи внутри материала с помощью специальных символов и стрелок, скобок. Цвет позволяет выделить блоки текста, разбив его на смысловые части. Динамический план — это синтез классического конспекта с таким способом структурирования материала, как интеллект-карта, о которой пойдёт речь ниже.
Когда мы разукрашивает свой конспект цветом и разрисовываем стрелками и скобками, мы неизбежно анализируем материал, у нас могут возникнуть какие-то вопросы, прийти понимание услышанного и зафиксированного.

2. Разделение страницы - метод Корнелла
Этот способ позволяет сразу отделять ключевые темы и понятия от раскрывающего их текста. Правда, приходится тратить много места в тетрадях.
Итак, разделите страницу на две части: левая должна быть около 6-7 см, справа остаётся просторное поле. Сначала информация конспектируется в правой части, при этом можно использовать инструменты, обозначенные выше — символы, цвет, схемы. Затем можно выписать в левую часть страницы темы смысловых блоков и ключевые слова.
Такое разделение поможет быстро найти нужную часть записи при подготовке к контрольным работам и экзаменам. Кроме того, в процессе заполнения левой колонки мы ещё раз осмысляем новый материал и можем задать возникающие вопросы.
Иногда предлагают еще и оставить поле внизу страницы, для краткого содержания. Но это - на ваш вкус.

3. Интеллект-карта, ментальная карта («mind map») - метод Тони Бьюзана
Интеллект-карта, или диаграмма связей (и то, и другое является переводом понятия «mind map»), стала популярным способом записи информации на совещаниях, бизнес-тренингах и презентациях. Всё благодаря своей наглядности и нелинейности.
Иногда, в процессе записи материала, приходится возвращаться к уже написанному и втискивать еще какую-то информацию между строк или рисовать стрелку к нему. Получается не очень опрятно и не всегда понятно, что к чему относится. Поэтому можно взять на вооружение нелинейный способ фиксирования информации.
При использовании этого метода лучше всего начать с размещения в центре главной темы. Например, если речь идёт о еде, пишем «Еда» в центре листа и располагаем все её разновидности, о которых говорится далее, соединяя их с главной темой линиями. Если что-то относится сразу к двум разновидностям (например, бутерброд — это и хлеб, и масло), то линиями можно показать такую связь. Чем более ярким и необычным получится рисунок, тем лучше он запомнится. Кроме того, этот метод подходит как для конспектов, так и для ежедневного планирования, а также разного рода брейнстормингов.
У этого способа есть один недостаток — сложно расположить большой объём информации на одном развороте тетради. Но есть неопровержимое достоинство — визуализация связей внутри материала.

Умение делать записи очень индивидуально, ведь оно призвано помочь конкретному человеку разобраться с большим количеством информации. Способы, которые при этом используются, зависят от личных особенностей, вплоть до того, какой у человека почерк и насколько он склонен к порядку. Перечисленные методы — это не идеальный рецепт, который подходит всем, а базовые способы, которые можно комбинировать в собственную систему быстрого письма. Что использовать и как комбинировать - решать вам. Возможно, ваш метод окажется гораздо эффективнее уже существующих и вы сможете поделиться им с остальными.