Loading...

Блог JUlijaUzhinskaja

Иду на очередной тренинг в своей жизни. И вот о чем думаю: «А зачем я туда иду? Что мне это даст?»

    Может быть, мне просто хочется встряхнуться и подзарядиться. А что? Некоторые люди ходят на тренинги именно за этим. Тренер-шоумен очень хорошо может подзарядить аудиторию, а люди получают так мало в жизни хороших эмоций, что «подсаживаются» на такие тренинги и тренеров.

   А может быть мне хочется познакомиться с новыми людьми, даже наладить деловые контакты. И такое тоже случается. На тренингах люди находят работу либо себе сотрудников, завязывают партнерские бизнес-отношения.

   А еще там будут разные-разные люди, молодые и старые, мужчины и женщины  и, возможно, именно там я встречу ту/того единственную/ого….

   А еще мне кто-то сказал, что мне не хватает в жизни/в работе/в отношениях уверенности и любви к себе/организованности и знания тайм-менеджмента/коммуникативных навыков. (нужное подчеркните или впишите свое). И я верю этому человеку и иду. Ну, или я сам так решил, что именно этих знаний и навыков мне позарез не хватает.

   Но чаще всего я не знаю, зачем иду на тренинг и что хочу получить в результате. Просто привлекла внимание интересная тема тренинга (да, я падкий на броские, многообещающие слоганы). И когда вначале тренер проводит «сбор ожиданий» (Что бы вы хотели получить в результате? Чем интересна данная тема? и т.п.) я даже не знаю, что ответить. Вроде бы я и так много чего знаю по этой теме, но вот как-то так… О! -систематизировать знания, узнать что-то новое. Это то, что я говорю вслух, а про себя думаю: «Что ты пристал, мне просто скучно, одиноко,  я не знаю, куда двигаться. Вот и пришел, в надежде на просветление, на то, что ты возьмешь меня за руку и покажешь дорогу к светлому будущему или отведешь туда, где много вкусного (мультик про страуса помните?)».

   Так вот, никто меня не отведет за руку к светлому будущему. Я это прекрасно понимаю. Да и не пойду я туда. Мне и здесь неплохо… Сяду вот тут, в уголке тренингового зала, подальше от всех. А зачем быть на виду? И постараюсь поменьше говорить и вопросы задавать. А когда все будут выполнять дурацкие упражнения, я откажусь. Зачем мне это? Вот еще! Или начну спорить, ведь есть только одно правильное мнение – мое. Да и с остальными участниками не стану общаться. Что нового они мне могут рассказать? Да и вдруг что-то не то скажу, подумают что я глупый или не такой какой-то. Это не важно, что скорее всего я их больше никогда не встречу. А вдруг?

   Да, я заплатил деньги за этот тренинг. И их вроде бы жалко, ведь могу же получить больше за ту же сумму. Больше информации, больше практики, отработать навыки,  попробовать разные инструменты для улучшения моей жизни, позадавать вопросы тренеру, узнать, как меня видят люди со стороны, пообщаться, подзарядиться…  Но…

   Вот говорят: «На тренинге вы можете попробовать себя в новом амплуа, в новой роли, выйти за рамки…» А зачем? Мне и в этих рамках очень даже тепло и комфортно. Правда, иногда пованивает… И становиться как-то тоскливо и муторно. И я снова иду на тренинг. Но там я опять не буду активным, не буду задавать вопросы, не буду участвовать в упражнениях, в обсуждениях, не буду брать по максимуму.

   Хотя, в этот раз, возможно, все будет по-другому.

Вот есть же люди! Все они успевают, любая работа спорится. Находят время и на развлечения и на увлечения. И это помимо основной работы. Как им это удается?!

Пробуете планировать и расставлять приоритеты, но как-то скучно все это и быстро надоедает? Ненавидите однообразную и монотонную работу? С интересом заглядываете в середину или конец книги, чтобы узнать, что там дальше? У вас очень много самых разных интересов и увлечений, а, главное, желание все охватить? Ваша работоспособность зависит от настроения? И оно достаточно часто меняется? Иногда, кажется, готов горы свернуть и все спорится, а иногда – полнейшая апатия и никак не удается заставить себя что-то сделать? На рабочем столе всегда «творческий беспорядок»?

Лентяй, разгильдяй! Так называют вас если не в глаза, то за глаза точно. А вы вовсе не лентяй и разгильдяй. Вы же выполняете то, что нужно в итоге. И на подъеме энтузиазма вы много всего успеваете сделать. Ну, да, иногда сложно вовремя успеть, да и начатых и брошенных дел поднакопилось.

Если вы узнали себя в описании, то поздравляю – вы Иррационал! Не лентяй, а иррационал. И это не хорошо и не плохо. Это факт. И, могу вас успокоить, вы не один такой. Больше половины людей на земле – иррационалы. Просто вы не знакомы с самим собой и с принципами спонтанного планирования.

И что же с этим делать? Как справляться со своей иррациональностью? Как все успевать, при этом еще и чтобы было интересно жить?

Давайте разбираться, что же делать тем, для кого приемы классического таймменеджмента скучны и тоскливы, у кого зубовный скрежет вызывает слово «планирование», «расстановка приоритетов», . Будем учиться принципам спонтанного планирования для иррационалов.

1. Узнайте себя поближе!

Для начала задайте себе такие вопросы:

Что я хочу?

Что для меня важно?

Важно для меня лично? (а не «для начальника», супруги, детей, друзей и т.д.)

Почему я хочу/не хочу это делать?

Отвечая на эти вопросы, вы уже проделываете огромную работу. Особенно если письменно. Таким образом вы выходите на уровень ценностей, потребностей.

2. Поменяйте «Цель» на «Путь»!

Естественно, отталкиваться всегда надо от цели. Но если рационалы могут себе четко представить результат, конечный пункт во всех подробностях, то иррационалам нужно быть нацеленными на путь. Именно процесс, путь привлекает их. Поэтому меняем понятие «цель» на «путь». Не цель должна вдохновлять, а сама деятельность. Вместо того, чтобы ставить цель, принимайте решение стать на путь совершенствования, путь узнавания, изучения, развития.

Не выучить английский, а стать на путь изучения и совершенствования английского языка. А каким способом- вам выбирать.

3. Записывайте!

Всегда держите наготове блокнот и ручку (или остро отточенный карандаш, я такие очень люблю). Составьте списки. Запишите обязательно их в свой красивый блокнот. Составив один раз несколько списков вы облегчите себе задачу, не придется каждый раз судорожно вспоминать, что же нужно купить, что же нужно сделать и чем бы сейчас заняться.

Список дел, список покупок, список проектов и .т.п. Очень мне нравится список «до-»: доделать, дошить, дописать, дополнить, дочитать, продолжите сами… Так приятно потом вычеркивать сделанные дела! Еще есть список «по-»: посмотреть, почитать, поехать, позвонить…

4. Учитесь переключаться!

Иррационалы прекрасно работают на подъеме. Все получается и удается сделать очень много, когда есть интерес. А он зависит, в том числе, и от внимания. Поэтому, понаблюдав за собой, вы сможете определить, как долго вы можете удерживать внимание на одном деле. И, самое главное, необходимо переключиться, как только почувствуете легкую потерю интереса, легкую рассеянность.

Почувствовали, что теряете интерес – переключайтесь! Загляните в список ваших дел и перечитайте, что вам откликнется, что отзовется, что «замурчит». И займитесь именно этим. Ведь это тоже ведет вас к одной из целей?!

5. Не распыляйтесь!

Распыляться – это менять цели как перчатки, засорять внимание мелочами и пустяками, бросать и не доводить дело до конца. Если вы правильно переключаетесь (см. пункт 4), то все ваши намеченные дела будут выполнены, цели достигнуты. И за один и тот же период времени, вы сможете сделать гораздо больше. Не верите? А вы попробуйте! Или приходите учиться. Вместе это будет проще и веселее сделать.

Конечно же, это не единственные принципы и инструменты планирования для иррационалов. О них я расскажу в следующих статьях. Есть много разных вариантов сделать свою жизнь более насыщенной и полной, успевать больше и получать удовольствие от своей иррациональности. Пробуйте, проверяйте, узнавайте себя, следуйте пути, записывайте, переключайтесь, не распыляйтесь! И живите легко! Вы можете!

Во множестве ситуаций — на деловых встречах, во время «мозговых штурмов», или если нужно написать аннотацию к книге — правильно сделанные записи помогут сэкономить время, понять новый материал, быстро восстановить картину происходящего. Формируется это умение еще в школе, но разве нас этому учили?В лучшем случае, самые продвинутые учителя и преподаватели ВУЗов говорили: «Сокращайте слова», «Рисуйте картинки», «Делайте пометки на полях». Но, чаще всего, просто приходилось записывать слово в слово за учителем. О каком понимании тут могла идти речь? Тут лишь бы успеть… А потом дома мучительно разбирать свои каракули и что-то непонятное на полях и по периметру страницы.

Делать записи — это на 75% слушание и лишь на 25% письмо. Когда мы слушаем, то постоянно должны внутренне работать с новой информацией, чтобы понять, о чём идет речь, и запомнить это. Это самое подходящее время, чтобы задать вопросы, если не всё, что говорит преподаватель, понятно. Только после этого делается запись. Она должна быть короткая и убедительная. Лучше, если каждое предложение состоит максимум из пяти слов. Это позволит записать только ключевую информацию.
Как же сделать свои записи понятными и доступными для изучения после занятия, конференции, совещания и т.п.?

1. Динамический план
Это модернизированный способ классического конспекта, которым пользовались многие поколения учеников. Классический конспект достаточно эффективен, но и достаточно однообразен.
Эти инструменты позволяют выстроить информацию согласно чёткой структуре, как в классическом случае, но позволяют также выстраивать дополнительные связи внутри материала с помощью специальных символов и стрелок, скобок. Цвет позволяет выделить блоки текста, разбив его на смысловые части. Динамический план — это синтез классического конспекта с таким способом структурирования материала, как интеллект-карта, о которой пойдёт речь ниже.
Когда мы разукрашивает свой конспект цветом и разрисовываем стрелками и скобками, мы неизбежно анализируем материал, у нас могут возникнуть какие-то вопросы, прийти понимание услышанного и зафиксированного.

2. Разделение страницы - метод Корнелла
Этот способ позволяет сразу отделять ключевые темы и понятия от раскрывающего их текста. Правда, приходится тратить много места в тетрадях.
Итак, разделите страницу на две части: левая должна быть около 6-7 см, справа остаётся просторное поле. Сначала информация конспектируется в правой части, при этом можно использовать инструменты, обозначенные выше — символы, цвет, схемы. Затем можно выписать в левую часть страницы темы смысловых блоков и ключевые слова.
Такое разделение поможет быстро найти нужную часть записи при подготовке к контрольным работам и экзаменам. Кроме того, в процессе заполнения левой колонки мы ещё раз осмысляем новый материал и можем задать возникающие вопросы.
Иногда предлагают еще и оставить поле внизу страницы, для краткого содержания. Но это - на ваш вкус.

3. Интеллект-карта, ментальная карта («mind map») - метод Тони Бьюзана
Интеллект-карта, или диаграмма связей (и то, и другое является переводом понятия «mind map»), стала популярным способом записи информации на совещаниях, бизнес-тренингах и презентациях. Всё благодаря своей наглядности и нелинейности.
Иногда, в процессе записи материала, приходится возвращаться к уже написанному и втискивать еще какую-то информацию между строк или рисовать стрелку к нему. Получается не очень опрятно и не всегда понятно, что к чему относится. Поэтому можно взять на вооружение нелинейный способ фиксирования информации.
При использовании этого метода лучше всего начать с размещения в центре главной темы. Например, если речь идёт о еде, пишем «Еда» в центре листа и располагаем все её разновидности, о которых говорится далее, соединяя их с главной темой линиями. Если что-то относится сразу к двум разновидностям (например, бутерброд — это и хлеб, и масло), то линиями можно показать такую связь. Чем более ярким и необычным получится рисунок, тем лучше он запомнится. Кроме того, этот метод подходит как для конспектов, так и для ежедневного планирования, а также разного рода брейнстормингов.
У этого способа есть один недостаток — сложно расположить большой объём информации на одном развороте тетради. Но есть неопровержимое достоинство — визуализация связей внутри материала.

Умение делать записи очень индивидуально, ведь оно призвано помочь конкретному человеку разобраться с большим количеством информации. Способы, которые при этом используются, зависят от личных особенностей, вплоть до того, какой у человека почерк и насколько он склонен к порядку. Перечисленные методы — это не идеальный рецепт, который подходит всем, а базовые способы, которые можно комбинировать в собственную систему быстрого письма. Что использовать и как комбинировать - решать вам. Возможно, ваш метод окажется гораздо эффективнее уже существующих и вы сможете поделиться им с остальными.

Прекрасное время отпусков! Солнце, море,  экскурсии, дача, новые знакомства и впечатления! Но, к сожалению, на работу приходится выходить... 

И у многих людей, встает вопрос, как вернуться в рабочий ритм, как настроиться на работу?
Есть несколько рекомендаций, которые помогут вам быстро войти в привычный ритм жизни и спокойно, без проблем перестроиться после отпуска.

1. «На работе – работаю, на отдыхе – отдыхаю». Если вы сможете отделять эти два вида деятельности, то после отпуска вам будет проще настроиться на деловой лад.

2. За пару дней до конца отпуска постарайтесь ложиться спать в то же время, что и в рабочие дни. Это поможет настроить организм на работу. Я понимаю, что это сложно, но хотя бы каждый день сдвигайте время своего отхода ко сну на полчаса.

3. Во время отдыха не давайте бездействовать своему мозгу. Обычно мы склонны пренебрегать необходимостью прилагать умственные усилия, когда мы предаемся отдыху и неге. Но нельзя давать своему мозгу расслабляться, надо его «держать в тонусе» и все время давать какую-то нагрузку. Ведь если мышцы не работают, они атрофируются. То же самое происходит и с мозгом. Читайте книги, разгадывайте кроссворды, играйте в логические игры. В итоге ваш мозг не будет сбит с толку, когда у вас настанет необходимость напрягать ваши умственные способности, приступая к работе.

4. В первые рабочие дни после отпуска не стоит браться за новые проекты или слишком сложные задания (если такая возможность у вас есть). Лучше, если вы доработаете уже начатый проект, ведь доделать значительно легче, чем начать что-то делать с нуля. Если такого занятия нет, то займитесь планированием.

5. Выполняйте хотя бы самые простые физические упражнения. Спорт очень хорошо помогает справляться со стрессом. Это актуально как во время праздников или отпуска, так и после них.

6. Не оставляйте на последний день отпуска разные домашне-хозяйственные дела. Вы наработаетесь, "напашитесь", а на следующее утро надо быть как огурчик на работе... Так что заранее сделайте то, что хотели. Подготовьте свой гардероб на первый рабочий день, спецодежду или униформу (если она предусмотрена).

7. И в первую рабочую неделю сделайте для себя что-нибудь приятное, не ждите следующего отпуска или праздника!

Как сложно порой бывает что-то изменить в своей жизни, работе, отношениях, в себе! Да, некоторые факты не вписываются в нашу привычную картину мира, но мы не признаем это, отрицаем. И продолжаем жить по-прежнему. Недовольные работой, отношениями, собой, жизнью. Почему? А это, оказывается, срабатывают «фильтры игнорирования»!

Первый «фильтр игнорирования» -игнорирование фактов. Он срабатывает, когда к человеку поступает информация о каком-либо факте, но он настойчиво отказывается замечать очевидное. Например, некий Иван Иванович слишком много времени проводит на работе, живет практически там, отказывается от отпуска. Окружающие ему говорят об этом, коллеги советуют сходить в отпуск, отдохнуть. Жена жалуется на то, что его постоянно нет дома, дети его не видят, родители забыли, когда в последний раз он им звонил или приезжал в гости. Да и здоровье стало подводить Иван Ивановича… Но он упорно отрицает очевидное. Считает, что работает как все остальные, что это нормально, что все так живут….

Но постепенно через этот фильтр просачивается накопившаяся информация. И Иван Иванович задумывается: если все вокруг так много об этом говорят, может быть в этом есть что-то разумное? Но тут включаетсявторой «фильтр игнорирования» - игнорирование значимости факта. Иван Иванович отмахивается: «Да, ладно! Ничего страшного в этом нет. И не так уж я много работаю. Даже если много, что в этом такого? Ну задерживаюсь бывает, в выходные приходится ехать на работу. Разве это так уж плохо?» Факт признается, но значимость его - нет. Мелочи! Пустяки! Не важно!

Но и через этот фильтр просачивается информация дальше. Иван Иванович начинает понимать, что жена как-то отдалилась, дети не радуются ему как прежде. Да и за последние полгода у него как-то давление «скакать» часто стало, и круги под глазами не проходят, и в боку колет… И Иван Иванович понимает, что дело серьезное, важное.

Но включается новый «фильтр» - игнорирование возможности изменений. «Я ничего с этим не могу поделать! Если я не буду так много работать, то меня уволят или нам не хватит денег на жизнь. И вообще, я подведу коллег и начальника.» Знакомо?

И тут Иван Иванович узнает, что Ольга Петровна из соседнего подразделения перешла в другую фирму, где зарплата выше, а работы меньше. А Семен Семенович, начальник отдела, на котором все держалось, уехал на месяц в отпуск и ничего не рухнуло, работа не остановилась… Иван Иванович с удивлением понимает, что можно по-другому жить и работать. Однако, четвертый «фильтр» - игнорирование способности к изменениям – держит его. «Это кто-то другой может! А что я могу сделать в моем возрасте, с моими способностями и т.п. Даже если я что-то буду менять, все равно ничего не выйдет.»

Я думаю, ситуация многим знакомая. И применима ко всем областям жизни. Эти «фильтры» тормозят нас, наше развитие, не дают наслаждаться жизнью. Так что же делать?! Отслеживать эти «затыки», эти «фильтры», прислушиваясь к себе и к окружающему миру, приглядываясь к фактам. А отследив – осознать, что на любом этапе существует возможность изменений. Считайте, уже полдела сделано! А дальше? Дальше – действовать!

На консультациях часто всплывает тема «как найти и исполнить свое предназначение». Нет, не предназначение в смысле работы, карьеры. А в смысле предназначение быть Женщиной.

Рассуждения примерно такие: только став «настоящей Женщиной» можно стать счастливой. И только настоящая Женщина вдруг, неожиданно встретит того единственного, который сразу же ее полюбит и вот тогда все будет хорошо, тогда она будет счастлива.

Все сразу захотели искать в себе «истинную Женщину», развивать чакры, носить длинные юбки, плыть «павами», совершать поклоны своим родителям и супругу, и т.п.

Нет, я ни в коем случае, не против! Только за! И, если разобраться, это все очень даже неплохо. Правда, почему-то не помогает. Ну, или мало кому помогает.

Для меня эта тема звучит, как«я не люблю себя, не принимаю себя». Я не признаю, что могу быть несовершенной и что я достойна любви просто потому, что я есть. Вот когда я стану «настоящей женщиной» тогда, конечно, я буду любить себя, и все будут любить меня и все у меня будет хорошо. А пока – ни-ни! Нельзя. Но любить-то хочется, хочется, чтобы меня любили, семью хочется, детей…

Начнем все-таки с пресловутой любви к себе. Фромм писал, что «Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Это проявление близости между двумя человеческими существами при условии сохранения целостности каждым из них.».

Прочитайте еще раз и вслушайтесь: знание, забота, ответственность, уважение, рост и развитие.

И если переложить это на любовь к себе, то выходит, что сначала нужно знать кто я, уважать себя, заботиться о себе, нести ответственность за себя и свои действия, развиваться и сохранять целостность. Т.е. бытьВзрослым.

Человек обычно страшится того, что не знает, в чем не уверен. Пугает неизвестность. Невозможно любить то, что я не знаю. Возникает либо испуг, либо некое обожествление, а потом разочарование. Поэтому, прежде чем начинать истово любить себя, познакомьтесь с самим собой.

Предлагаю поисследовать себя с помощью пирамиды Р.Дилтса.


Обдумайте и запишите ответы на следующие вопросы. Описывайте факты, а не свое отношение к ним. Такое мини-сочинение о себе.

Уровень окружения - Где я нахожусь? Что меня окружает? Где я живу? С кем я живу? Кто моя семья?

Уровень действий, поведения - Что я делаю? Что со мной происходит? Чем я занимаюсь? Что я чаще всего делаю по жизни, каковы мои планы?

Уровень способностей - Что я умею, что я могу? Что у меня получается очень хорошо? Что я умею и что я не умею? Что я люблю и что я не люблю?

Уровень убеждений - Что я считаю правильным? Что для меня хорошо, а что плохо? Почему для меня важно то или это? Любимые пословицы и поговорки?

Уровень ценностей - Что для меня ценно? Зачем, во имя чего я делаю то или иное? Что для меня самое важное? Каковы мои главные ценности жизни?

Уровень идентификации - Кто я? Какие роли есть в моей жизни (мать, жена, дочь, специалист, коллега, начальник, соседка….) Какой я? В чем я отличаюсь от других людей?

Уровень миссии - Для чего я? Зачем я здесь? Что я хочу дать этому миру, другим людям? И вообще, что я хочу?

Чем более подробно вы напишите это «сочинение о себе», тем лучше вы познакомитесь с собой. И когда вы познакомитесь с самим собой, то гораздо проще понимать за что я могу уважать себя, как я могу позаботиться о себе, за что я отвечаю, а где чужое, навязанное, что я могу делать для себя, чтобы расти и развиваться.

Живите легко!