Loading...

Блог LarisaDubovikova

     Если быть до конца честной, начала писать эту статью только потому, что получила домашнее задание от обучающего проекта. Действительно, навык самопрезентации чрезвычайно важен и полезен, если Вы заинтересованы в продвижении своих услуг.  

Учиться, так учиться,

Тренинг, так тренинг, чтобы потом

«Летать, так летать …» и «лучше поздно, чем никогда» подумала я и взялась за дело.

     Зовут меня Лариса Дубовикова, родилась я 21 апреля 1969 года. Живу в городе Ижевск Удмуртской республики. Мой «широкий кругозор» (про который один из моих клиентов написал в рекомендательном письме) начал формироваться в раннем детстве. Родителям нравилось читать мне сказки, а затем просить их пересказывать, поэтому довольно рано их чадо начало декламировать, записываясь на магнитофон под восторженные улыбки родителей, сказку про курочку Рябу: «Не пачь, дед. Не пачь, баба. Я снесу вам дугое яйко – не тотое, а тотое».

     Знаете, сегодня модно задавать вопрос: Каков Ваш жизненный девиз? Обычно на этом месте я, как и большинство, наверное, других людей, начинаю изо всех сил примерять на себя высказывания разных мудрецов, чаще восточных. А вот недавно поняла, что если снова быть честной с самой собой, то вся моя жизнь проходит под девизом «А что если …?» Поэтому благодарным ребенком я никогда не считалась.

     На любую попытку родителей передать мне свой опыт и предостеречь от опасностей срабатывало неизменное «А что если…?». Это когда человеку говорят «Не наступай на грабли», а он моментально отправляется на поиск этих граблей и экспериментирует с ними до тех пор, пока ссадины на лбу не переходят в кровавую мозоль. Видимо, по этой же причине неоднократно пришлось отогревать теплой водой «железяки», к которым я прилипала языком в морозные зимы.

     Поскольку родители достаточно рано заставляли меня читать взрослые книги, в итоге это вылилось в любовь к литературе. Читать люблю до сих пор, только не всегда нахожу время. Помню потрясение от первого знакомства с Достоевским. Библиотекарь в школе заявила «Девочка, тебе это читать рано», зато подруга на день рождения подарила сборник. Представляете, когда-то книга считалась лучшим подарком, и она действительно им была!  

     Кстати, очень благодарна маме за то, что при ежегодных поездках в Москву она приучала меня не к магазинам. Это всегда были Собор Василия Блаженного, Кремлевские музеи и «Третьяковка» с ее знаменитыми «Неравным браком» Василия Пукирева, «Княжной Таракановой» Константина Флавицкого и «Явление Христа народу» Александра Иванова. Работа Флавицкого подтолкнула к знакомству с великолепными историческими очерками Григория Данилевского. Поездки к Черному морю тоже всегда были насыщены культурной программой, меня заставляли (слава Богу и моей маме) посещать музеи и представления гастролирующих столичных театров. Именно так я познакомилась с искусством балета и окончательно поняла, что классическое искусство воспринимается только в подлинниках, «живьем» и в исполнении настоящих мастеров. Копии, видео и аудио здесь бессильны что-либо передать.

     Почему я так подробно остановилась на этой теме? Уверена, что все это стало в подростковом возрасте своеобразным маяком, сформировавшим мою систему ценностей. А еще я уверена в том, что перечисленные выше шедевры вообще мало кого способны оставить равнодушным. Ближе к выпускным классам появилась мечта о филологическом факультете. Тем более, что повезло со школьным преподавателем. Это была замечательная Людмила Александровна Оглезнева, На вопрос: «Людмила Александровна, Вы точно наш класс не бросите и доведете до выпуска?» Она пообещала: «Точно» и улыбнулась. А после летних каникул выяснилось, что у нас другой учитель русского языка и литературы. Людмила Александровна объяснений нам не давала и я обиделась так, что просто перестала с ней здороваться. И уже после окончания школы, увидев некролог в газете, услышала от других ее учеников, что причина была в злокачественном заболевании крови …  

     Потом были подготовительные курсы в УдГУ с великолепной Татьяной Петровной Ледневой, лекции которой запоминаются на всю жизнь, и все-таки принятое решение о том, что на филфак поступать я не буду. Услышав о моем решении, родители-таки погоняли меня ремнем по квартире, вернее, попытались это сделать, потому что не догнали : ))). Кстати, уже во второй раз - первый был после моего заявления, что в музыкальную школу я больше не пойду.  

     Затем было медицинское училище (надо же где-то учиться) и работа на Станции скорой медицинской помощи в великолепном коллективе рядовых сотрудников и настоящих врачей с большой буквы! Три года на работу, как на праздник – оказывается, такое бывает! Но почему-то первое воспоминание, которое приходит в голову, такое: здание находилось ну почти на территории Летнего сада им. Горького (во всяком случае, ходить через Летний сад было короче) и соседствовало с маленьким зоопарком. По утрам, когда территория Летнего сада была еще закрыта, она охранялась, как бы вы думали кем? … Одним бешеным козлом, которого из зоопарка выпускали на прогулку. Спасало то, что не каждый день. Но уж заслышав вдалеке «цок-цок-цок» приходилось припускать во всю прыть, надеясь на то, что ты окажешься быстрее этого козла. Правда, любителей живой природы, пытавшихся наладить с козлом эмоциональный контакт, он не щадил! Кому попадало рогами сзади, а кому, знаете, и спереди …

     В конце концов, я оказалась в числе студентов психологического факультета Вятского социально-экономического института. До сих пор искренне сочувствую людям, которые говорят «Не понимаю, зачем я получал высшее образование». С другой стороны, не везде в студентов вкладывают столько сил и души. Мне очень повезло! В команде высококлассных преподавателей были Александр Константинович Росс (Садиков) (религиоведение), Владимир Сергеевич Сизов – профессор (философия), Бронислав Брониславович Виногродский – китаевед г. Москва (психология нестандартного мышления), Ли Дзи Шен – профессор Пекинского университета (цигун). И среди этого изобилия экзотики, конечно, преподаватели основных профильных дисциплин Михаил Геннадьевич Кочуров – кандидат психологических наук, Марина Владимировна Злоказова – доктор медицинских наук, профессор и Алла Витальевна Пачина г. Санкт-Петербург (групповые формы работы). Всем вам, талантливым и уникальным, вечно молодым и прекрасным, любящим свое дело и своих учеников – низкий поклон! Верьте, всегда вспоминаем вас с большим теплом и благодарностью! Вот в этой команде преподавателей пришлось учиться, образно говоря, жить, ходить и дышать по-новому, корректируя и свою систему ценностей. Например, нам часто повторяли: «Хотите работать с проблемами других людей, обязаны сначала разобраться со своими» или «Уже 20 минут читаю лекцию и до сих пор ни одного вопроса. У вас что, свое мнение отсутствует? А как же вы тогда логику сдавали?». Часто практиковались проблемные кейсы, когда студентам в микрогруппах предлагалось самостоятельно найти и аргументировать решение проблемы, над которой работал тот или иной ученый. Да к тому же в Кирове, куда мы приезжали на лекции, есть свой органный зал в бывшем католическом костеле. Естественно, ни одного концерта мы не пропускали. Одним словом, эта учеба была сплошным удовольствием и праздником. Да, на встречи с замечательными людьми мне везло всю жизнь. 

     Чем живу сейчас? Больше 20-ти лет меня занимают темы управления персоналом и управленческой психологии, обучения и развития персонала, бизнес-тренинги. Другими словами, я «персональщик» и сертифицированный тренер. Здесь объединились мои знания, практические навыки, опыт работы и неизменное «А что если …?». К тому же процессы, происходящие внутри организации, показались мне много интереснее и сложнее, чем отношения между членами семьи. Это моя сильная сторона и она же моя самая большая слабость-утопия, отказаться от которой я до сих пор не готова, потому что очень люблю и умею работать с людьми. Сейчас поясню.

     Уважаемые работодатели, предприниматели и руководители всех рангов! Ваши сотрудники больше всего нуждаются в Вашем уважении, доверии и любви. Именно это сделает ваших подчиненных вашими адептами и адептами вашего бизнеса. Поверьте, такое отношение не противоречит четко отлаженной системе контроля результатов. Менеджмент не противоречит таким отношениям, а только подробно объясняет, как добиться максимально эффективного результата. Да, иногда приходится расставаться с людьми, но увольнения тоже должны быть оправданы. Многим кажется, что выгоднее принять на работу, выжать и выкинуть, не заплатив. Появились, типа, «как тренеры», которые советуют брать на работу только тех кандидатов, которых можно будет легко уволить, «запуганных по жизни». Все эти «как тренеры» и руководители не очень счастливые люди в том плане, что они никогда не видели ничего «слаще морковки» (что, конечно, не отменяет их достоинств в других сферах бизнеса).

     Можно до бесконечности бояться, перестраховываться и защищаться, зарабатывая как-нибудь.   

     Можно создать сильную команду и рвануть вперед. Поверьте, это не сложно и не занимает много времени.

Сложность только одна – руководитель должен быть готов меняться вместе с участниками своей команды, иначе чуда в бизнесе не произойдет НИКОГДА! Зато надежда, как известно, умирает последней.

     Конечно, в моей жизни было гораздо больше интересных людей и еще больше ошибок. Писала я только о том, что первое всплывало в памяти, а вспоминается, как известно, только хорошее. Кажется, это все, что я хотела сказать. Теперь итог.

     Вспоминая Лао Ли (или даосизму посвящается):

 - я посредственный психолог, потому что мне не хватило терпения развиваться и работать в сфере личностных отношений, как многим моим коллегам;

 - я посредственный тренер, потому что мне не хватает гибкости, чтобы подстраиваться под все требования моих клиентов, как это удается другим тренерам, а я могу только показать вам, как работают чужие методики;

 - я посредственный «персональщик», потому что не умею и не пытаюсь использовать ситуацию, извлекая для себя максимальную выгоду, как это научились делать многие, даже начинающие, специалисты в этой сфере.

 - я посредственный менеджер, потому что так и не создала свою собственную команду

     И все-таки окидывая взглядом пройденный отрезок пути, я понимаю, что все получилось даже очень неплохо!   

     Совсем недавно, как будто еще вчера, мне казалось, что тема эта актуальна для людей, испытывающих проблемы со здоровьем. Лично я использовала эти техники для клиентов, которым стрессы противопоказаны по медицинским показаниям, поэтому попытка углубиться в причины стрессовой ситуации могла привести к дополнительным обострениям основного заболевания, и оставалось только одно – обучение приемам саморегуляции.

     Сегодня вся страна (если не весь мир) оказались в состоянии неопределенности, неконтролируемой тревоги и напряжения, на причину которых повлиять мы не можем и эту ситуацию нужно просто пережить с наименьшими потерями. Первое, что хочется сделать – найти виноватых: заговор мирового правительства, бездействие местной администрации, нецелесообразные действия правоохранительных органов, некомпетентность психологов, нечуткость членов семьи и т.д.

     Такая реакция, с одной стороны понятна и оправдана. Если виноват кто-то, то от меня лично ничего не зависит – я жертва. Дайте мне волшебную таблетку, универсальный совет и на счет 1–2 решите все мои проблемы. Но «волшебник в голубом вертолете» не летит, а сказочный фей приходит только в детских фильмах. Жить по-новому пока не понятно как и тревога накрывает с головой снова и снова.

     Техники саморегуляции не являются волшебной таблеткой, но взять контроль над своими эмоциями помогают. Истина в том, что со своей тревогой невозможно бороться, но можно и нужно договариваться для того, чтобы она, эта тревога, не мешала, а помогала нам выжить в новой ситуации. Чаше всего негатив содержит в себе и позитивные моменты, для чего-то он нужен. Например, после эпидемии коронавируса власти КНР официально запретили употреблять в пищу мясо кошек и собак (а этот обычай был очень широко распространен в Китае до известных событий).

     Остается простой вопрос – как это сделать, как договориться со своей тревогой? В свое время два замечательных и очень талантливых человека щедро поделились с нами своими наработками и методическими рекомендациями по саморегуляции. Это Михаил Геннадьевич Кочуров – кандидат психологических наук, доцент Кировского медицинского университета и Юрий Васильевич Макаров – кандидат психологических наук, доцент РГПУ им. Герцена из Санкт-Петербурга.

     Итак, призываем на помощь гештальттехнику – методика «двух стульев».

Для отработки этой методики Вам, уважаемый читатель, нужно ответить на предлагаемый перечень вопросов предельно искренне и откровенно. Не ищите красивые и правильные фразы, озвучивайте свои ассоциации, ощущения и чувства. Готовы…? Поехали!  

  1. Опиши, что конкретно Ты ощущаешь, когда приходит тревога (стресс, депрессия)?
  2. Какой пол у Твоей тревоги – мужской или женский?
  3. Как Тебе кажется – сколько ей лет?
  4. Она старше Тебя?
  5. Как Ты определил(а) ее возраст?
  6. Она красивая?
  7. Опиши ее «страшность»/ красоту?
  8. На кого она похожа?
  9. Ты хочешь от нее избавиться?
  10. Что она Тебе сделала плохого?
  11. По какой конкретной причине Ты хочешь избавиться от нее?
  12. Как именно она мешает Тебе жить?
  13. Как часто бывает это состояние?
  14. Приведи пример и опиши конкретную ситуацию.
  15. А Ты мог(ла) бы сам(а) избавится от этой тревоги?
  16. Что произойдет, если Ты от нее избавишься?
  17. Опиши, как именно Ты будешь себя чувствовать, когда тревога уйдет?
  18. Подвинь второй стул и представь себе, что Твоя тревога сидит на этом стуле. Не торопись и вживись в этот образ. Закрой глаза и представь себе ярко и четко, что Твоя тревога здесь, на этом стуле. Повтори несколько раз «Моя тревога здесь, на этом стуле» до тех пор, пока ты себе ее ясно не представишь.
  19. Что Ты сейчас чувствуешь?
  20. А Ты можешь сказать, но какому поводу возникли эти чувства?
  21. Представь себе, что сейчас у Тебя в руках дубинка. Подойди ко второму стулу и ударь со всей силы по своей тревоге. …
  22. Не можешь? Что именно Тебе мешает?
  23. Может быть, попросить кого-то другого ее избить?
  24. Тебе ее жаль?
  25. Но ведь она отравляет Тебе жизнь?
  26. Что Ты чувствуешь сейчас?
  27. Ты ведь только что хотел(а) от нее избавиться?
  28. Значит, Ты согласен(на), чтобы она с тобой осталась?
  29. Пересядь на второй стул и представь, что Ты та самая тревога. Что бы ты, тревога, могла сказать человеку с первого стула?
  30. Как ты, тревога, к этому человеку относишься?
  31. Что ты, тревога, чувствуешь по отношению к нему?
  32. Для чего Он тебе, тревоге, нужен?
  33. Можешь ты, тревога, еще что-нибудь сказать этому человеку?
  34. Вернись на первый стул и скажи, согласен ли Ты с этими словами тревоги?
  35. Если Ты избавишься от своей тревоги, Ты ничего не потеряешь?
  36. Пересядь на второй стул и ответь, есть ли в Тебе, тревоге, что-нибудь хорошее?
  37. Вернись на первый стул и скажи, пожалуйста, согласен(на) ли Ты с тем, что в любой тревоге есть что-то положительное? Например, тревога мобилизует человеческие ресурсы и создает настрой на поиск выхода из сложной ситуации.
  38. Что Ты сейчас чувствуешь?

     Если Вы не смогли договориться со своей тревогой – обратитесь к психологу. Современная ситуация требует от нас принятия новых и нестандартных решений. Если ощущение тревоги мешает это сделать – необходимо интегрировать противоположности своего «Я» и уяснить свою проблему, откорректировав свое отношение к ней. Будьте здоровы и берегите себя!

С глубоким уважением и почтением к авторам программы саморегуляции.

 

Лариса Дубовикова – психолог, бизнес-тренер. тел.: 8 999 189 74 70;

e-mail: 89991897470@mail.ru, https://trainingbusinesscoachru.wordpress.com/