Все мы регулярно переживаем стресс. Иногда он становится настолько интенсивным, что накопленное нами напряжение берет верх и начинает управлять нашим поведением. Тогда мы чувствуем, что сами себе больше не принадлежим и не в состоянии себя контролировать. Все мы испытываем эти состояния по-разному в зависимости от нашего воспитания и особенностей нервной деятельности.
- Некоторые из нас переживают вспышки агрессии чаще или считают, что весь мир настроен против них.
- У некоторых такие состояния сопровождаются бурным всплеском эмоций.
- Некоторых из нас эти состояния побуждают к словам и поступкам, о которых мы горько сожалеем впоследствии.
Чтобы помочь нам взять контроль над своим поведением в такие минуты, американский психолог Маршей Линехан в конце 80-х гг. разрабатывает правила диалектической поведенческой терапии (англ. Dialectical behavior therapy или DBT). Познакомлю Вас с самыми интересными из этих правил. Необходимо выполнять их ежедневно до тех пор, пока они не станут Вашими привычками, и тогда все в Вашей жизни кардинально изменится!
Во-первых, если Вы чувствуете слишком интенсивные негативные эмоции – отвлекитесь:
- активно займитесь тем, что доставляет вам удовольствие так, чтобы отвлечься от проблемы хотя бы на время;
- сравните себя с теми, кому сейчас намного труднее, чем Вам;
- помогите кому-нибудь, научитесь это делать регулярно, особенно тем, кому хуже, чем Вам, но только не тем, кто злоупотребляет Вашей помощью и пытается управлять Вашим поведением.
- шутите;
- займитесь тем, что заставит Вас испытать еще более интенсивные ощущения (например, примите холодный душ);
- расслабьтесь и представьте себя в приятной ситуации – фантазируйте и воображайте;
- представьте, что проблема уже разрешилась благополучно для Вас – воображайте и фантазируйте;.
- как можно чаще, особенно в напряженной ситуации, задавайте себе вопросы «что я сейчас чувствую?», «чего я сейчас хочу на самом деле?» и давайте себе подробный ответ;
- придумайте и проговаривайте «личную мантру», если Вы человек верующий – молитесь;
- используйте любые приемы саморегуляции, в т.ч. мышечную релаксацию и дыхательную гимнастику;
- отдохните!
- скажите себе уверенным голосом: «Я способен(на) справиться с этой проблемой».
Во-вторых, если Вы чувствуете приближение заболевания или Вам не удается использовать описанные приемы, дополнительно используйте правила:
- придерживайтесь только здоровой диеты и умеренности в еде;
- не принимайте лекарства и наркотические средства, если они не были выписаны врачом;
- спите 8 часов в сутки – не больше и не меньше;
- занимайтесь спортом – физические упражнения помогут выработке эндорфинов (гормонов радости) и Вы сможете испытать положительные эмоции;
- при плохом самочувствии обращайтесь к врачу и выполняйте все его рекомендации.
В-третьих, если в ситуации конфликта Вы чувствуете сильную агрессию или обиду, но хотите от собеседника, чтобы он выполнил Вашу просьбу:
- подробно опишите собеседнику Вашу проблему;
- подробно опишите собеседнику, что Вы сейчас чувствуете и по какой причине Вам необходима его помощь;
- ведите себя уверенно и как можно конкретнее сообщите, чего именно Вы от него хотите;
- перечислите все положительные последствия выполнения Вашей просьбы для него и для Вас;
- игнорируйте все, что может отвлечь Вас от решения проблемы – не обращайте на это внимания;
- сохраняйте видимость уверенности в себе, даже если это не так;
- добивайтесь компромисса, для этого в чем-то будьте готовы уступить и чем-то пожертвовать ради интересов другого человека так, чтобы добиться главной для себя цели. Если вы предъявляете друг другу целый перечень требований, то в результате переговоров каждый должен пожертвовать половиной своего списка (50/50) или просьба за просьбу – «торгуйтесь» и договаривайтесь.
В-четвертых, что необходимо сделать, чтобы постоянно поддерживать с людьми хорошие отношения:
- всегда будьте вежливы, исключите любые проявления агрессии в словах и поведении, мимике и жестах. Никогда не позволяйте себе осуждать или оценивать других людей «не суди – да не судим будешь»;
- учитесь всегда слушать собеседника с искренним интересом – смотрите ему в глаза и задавайте больше вопросов;
- сочувствуйте собеседнику и покажите, что Вы его понимаете, словами, мимикой и жестами;
- оставайтесь спокойны в присутствии других людей – чаще улыбайтесь и шутите.
В-пятых, никогда не теряйте самоуважения:
- будьте справедливы к себе и к собеседнику;
- если Вы допустили ошибку и осознаете свою вину перед собеседником – принесите ему свои извинения, но не более одного раза;
- помните, никто и никогда не вправе покушаться на Вашу систему ценностей и на то, во что Вы верите. Не позволяйте другим людям заставлять вас делать то, что не соответствует вашим моральным ценностям;
- не лгите – ложь вредит взаимоотношениям. Если ложь войдет у нас в привычку, мы быстро перестанем себя уважать.
И, наконец, последнее – перечитывайте эти правила каждый день до тех пор, пока не запомните их.
Если же у Вас возникают трудности с выполнением какого-то правила – обратитесь к психологу. Дополнительную информацию можно посмотреть здесь http://dubovikovalara.ru/novosti
Удачи Вам, света и любви!
Лариса Дубовикова – дипломированный психолог, сертифицированный тренер.
https://vk.com/id105296712, e-mail: 89991897470@mail.ru, тел.: 8 999 189 74 70
- Возможно, Вы заботливый, нежный и любящий руководитель, но сделать работу команды результативной у Вас все равно почему-то не получается?
- Вы требовательны и строги к своим сотрудникам, но это не влияет на эффективность их работы?
- Если Вы все делаете правильно, но не видите результата, возможно, Вы не предусмотрели главное - у Вас все еще не работает система мотивации персонала?
Слово «мотив» переводится как «повод, довод или причина». Следовательно «мотивация» - это побуждение к деятельности. Предлагаю Вам сегодня рассмотреть самые эффективные теории мотивации, которые великолепно зарекомендовали себя на практике.
Теория приобретенных потребностей Девида Мак Клелланда
Эта теория исходит из существования 3-х основных потребностей: потребности соучастия или причастности, потребности власти и потребности достижения или успеха.
Такие люди выбирают умеренно сложные цели и задачи, нуждаясь в конкретном поощрении. Но им трудно заниматься той работой, где нет ясного, ощутимого и быстро наступающего результата. Эти трудоголики не любят делиться работой с другими, т.к. от совместного результата получают меньше удовольствия. Их самооценка завышена.
Теория 2-х факторов Фредерика Герцберга
Выделяет не только Мотиваторы (успех и достижения на работе, продвижение по службе и высокую степень ответственности, признание и одобрение результатов работы, возможность творческого и делового роста), но и первичный фактор гигиенически необходимый для здоровья:
- безопасность на рабочем месте, которую обеспечивает политика администрации;
- правильный распорядок и режим работы, в т.ч. соответствующие условия (уровень шума, освещенности и комфорта);
- социальный статус и межличностные отношения с руководителями, коллегами и подчиненными;
- степень и качество непосредственного контроля работы;
- заработок.
Соблюдение гигиенических факторов воспринимается как норма, их несоблюдение рождает у сотрудников чувство неудовлетворенности. В этой теории гигиенические факторы являются первичными, в их отсутствие мотиваторы не работают.
Теория Z Уильяма Оучи
1. Утверждает, что люди предпочитают работать и принимать решения в группе, но ответственность за результаты труда должна быть индивидуальной обязательно при наличии четких методов и критериев оценки.
2. Следует поощрять постоянное самообразование с соответствующей ротацией кадров.
3. Сотрудников мотивирует только медленная служебная карьера с продвижением на руководящую должность в возрасте от 35-ти до 46-ти лет.
4. Администрация должна заботиться о работнике, обеспечивая ему долгосрочный найм.
5. Основа любого коллектива, обеспечивающий успех любого предприятия – Человек.
Теория справедливости (равенства) Стейси Адамса
(разработана на основании исследования, проведенного в Компании «Дженерал Электрик»).
ИНФОРМАЦИЯ О ВОЗНАГРАЖДЕНИИ ДОЛЖНА БЫТЬ ШИРОКО ДОСТУПНА ВСЕМ СОТРУДНИКАМ. Сотрудники сравнивают затраченные ими усилия и полученные за это вознаграждения с усилиями и вознаграждениями своих коллег. Если у сотрудника нет уверенности в справедливом решении руководства Компании, это провоцирует рост эмоционального напряжения и снижает интенсивность труда.
Сотрудники удовлетворены, если соблюдается равенство. Другими словами, руководитель не сможет рассчитывать на эффективную работу своей команды, пока у них остается ощущение недостаточного или излишнего вознаграждения. Реакция сотрудника на неравенство:
1. Бессмысленно стараться и много работать «За такую оплату я выкладываться не намерен».
2. Сотрудники начинают требовать продвижения по службе, улучшения условий труда и повышения заработной платы. Процветает воровство, как «вознаграждение за счет организации».
3. У сотрудников занижена самооценка и чувство уверенности в себе.
4. Руководителем начинают манипулировать, вынуждая его снизить вознаграждение других сотрудников.
5. Сотрудники увольняются или переводятся в другое подразделение.
Концепция партисипативного управления
Партисипативное управление – это управление, направленное на раскрепощение творческой активности работника и создание простора для индивидуальных достижений талантливых людей; оно помогает внедрить потребность в оценочных суждениях для достижения единой и общей цели команды. Эта концепция мотивирует всех сотрудников на максимальное участие в управленческой работе.
1. Сотрудники непосредственно участвуют в разработке технологии решения задач и контроле качества работы друг друга. Оправдан гибкий график работы, удобный для самих сотрудников.
2. Сотрудники совместно участвуют в разработке проектов плановых заданий и привлечении всех возможных ресурсов. Сотрудников привлекают к обсуждению и выбору более эффективных форм оплаты.
3. Сотрудникам передается право операционного контроля качества продукции (оправдано личное клеймо качества и его бригадный контроль). Вводится личная и групповая ответственность за конечный результат. Поощряется сдача продукции с первого предъявления.
4. Поощряется иновационная, изобретательская и рационализаторская деятельность сотрудников.
Когда мотивационные теории не работают:
- если сотрудник постоянно испытывает негативные переживания и истощен от длительного напряжения;
- если сотрудник постоянно вовлечен в эмоциональные межличностные отношения;
- если сотрудник не видит результатов своей работы или не в состоянии в силу каких-то причин работать самостоятельно;
- если сотрудник недогружен работой или для него отсутствуют четкие требования (или даже отсутствует должностная инструкция).
Лариса Дубовикова - дипломированный психолог, сертифицированный тренер,
менеджер работы персонала. http://dubovikovalara.ru, https://vk.com/id105296712,
e-mail: 89991897470@mail.ru, тел.: 8 999 189 74 70