Loading...

Блог LarisaDubovikova

      Все мы регулярно переживаем стресс. Иногда он становится настолько интенсивным, что накопленное нами напряжение берет верх и начинает управлять нашим поведением. Тогда мы чувствуем, что сами себе больше не принадлежим и не в состоянии себя контролировать. Все мы испытываем эти состояния по-разному в зависимости от нашего воспитания и особенностей нервной деятельности.

 - Некоторые из нас переживают вспышки агрессии чаще или считают, что весь мир настроен против них.

 - У некоторых такие состояния сопровождаются бурным всплеском эмоций.

 - Некоторых из нас эти состояния побуждают к словам и поступкам, о которых мы горько сожалеем впоследствии.

     Чтобы помочь нам взять контроль над своим поведением в такие минуты, американский психолог Маршей Линехан в конце 80-х гг. разрабатывает правила диалектической поведенческой терапии (англ. Dialectical behavior therapy или DBT). Познакомлю Вас с самыми интересными из этих правил. Необходимо выполнять их ежедневно до тех пор, пока они не станут Вашими привычками, и тогда все в Вашей жизни кардинально изменится!

     Во-первых, если Вы чувствуете слишком интенсивные негативные эмоции – отвлекитесь:

 - активно займитесь тем, что доставляет вам удовольствие так, чтобы отвлечься от проблемы хотя бы на время;

 - сравните себя с теми, кому сейчас намного труднее, чем Вам;

 - помогите кому-нибудь, научитесь это делать регулярно, особенно тем, кому хуже, чем Вам, но только не тем, кто злоупотребляет Вашей помощью и пытается управлять Вашим поведением.

 - шутите;

 - займитесь тем, что заставит Вас испытать еще более интенсивные ощущения (например, примите холодный душ);

 - расслабьтесь и представьте себя в приятной ситуации – фантазируйте и воображайте;

 - представьте, что проблема уже разрешилась благополучно для Вас – воображайте и фантазируйте;.

 - как можно чаще, особенно в напряженной ситуации, задавайте себе вопросы «что я сейчас чувствую?», «чего я сейчас хочу на самом деле?» и давайте себе подробный ответ;

 - придумайте и проговаривайте «личную мантру», если Вы человек верующий – молитесь;

 - используйте любые приемы саморегуляции, в т.ч. мышечную релаксацию и дыхательную гимнастику;

 - отдохните!

 - скажите себе уверенным голосом: «Я способен(на) справиться с этой проблемой».

     Во-вторых, если Вы чувствуете приближение заболевания или Вам не удается использовать описанные приемы, дополнительно используйте правила:

 - придерживайтесь только здоровой диеты и умеренности в еде;

 - не принимайте лекарства и наркотические средства, если они не были выписаны врачом;

 - спите 8 часов в сутки – не больше и не меньше;

 - занимайтесь спортом – физические упражнения помогут выработке эндорфинов (гормонов радости) и Вы сможете испытать положительные эмоции;

 - при плохом самочувствии обращайтесь к врачу и выполняйте все его рекомендации.

     В-третьих, если в ситуации конфликта Вы чувствуете сильную агрессию или обиду, но хотите от собеседника, чтобы он выполнил Вашу просьбу:

 - подробно опишите собеседнику Вашу проблему;

 -  подробно опишите собеседнику, что Вы сейчас чувствуете и по какой причине Вам необходима его помощь;

 - ведите себя уверенно и как можно конкретнее сообщите, чего именно Вы от него хотите;

 - перечислите все положительные последствия выполнения Вашей просьбы для него и для Вас;

 - игнорируйте все, что может отвлечь Вас от решения проблемы – не обращайте на это внимания;

 - сохраняйте видимость уверенности в себе, даже если это не так;

 - добивайтесь компромисса, для этого в чем-то будьте готовы уступить и чем-то пожертвовать ради интересов другого человека так, чтобы добиться главной для себя цели. Если вы предъявляете друг другу целый перечень требований, то в результате переговоров каждый должен пожертвовать половиной своего списка (50/50) или просьба за просьбу – «торгуйтесь» и договаривайтесь.

     В-четвертых, что необходимо сделать, чтобы постоянно поддерживать с людьми хорошие отношения:

 - всегда будьте вежливы, исключите любые проявления агрессии в словах и поведении, мимике и жестах. Никогда не позволяйте себе осуждать или оценивать других людей «не суди – да не судим будешь»;

 - учитесь всегда слушать собеседника с искренним интересом – смотрите ему в глаза и задавайте больше вопросов;

 - сочувствуйте собеседнику и покажите, что Вы его понимаете, словами, мимикой и жестами;

 - оставайтесь спокойны в присутствии других людей – чаще улыбайтесь и шутите.

     В-пятых, никогда не теряйте самоуважения:

 - будьте справедливы к себе и к собеседнику;

 - если Вы допустили ошибку и осознаете свою вину перед собеседником – принесите ему свои извинения, но не более одного раза;

 - помните, никто и никогда не вправе покушаться на Вашу систему ценностей и на то, во что Вы верите. Не позволяйте другим людям заставлять вас делать то, что не соответствует вашим моральным ценностям;

 - не лгите – ложь вредит взаимоотношениям. Если ложь войдет у нас в привычку, мы быстро перестанем себя уважать.

     И, наконец, последнее – перечитывайте эти правила каждый день до тех пор, пока не запомните их.

     Если же у Вас возникают трудности с выполнением какого-то правила – обратитесь к психологу. Дополнительную информацию можно посмотреть здесь http://dubovikovalara.ru/novosti

     Удачи Вам, света и любви!

 

Лариса Дубовикова – дипломированный психолог, сертифицированный тренер.

https://vk.com/id105296712, e-mail: 89991897470@mail.ru, тел.: 8 999 189 74 70

 - Возможно, Вы заботливый, нежный и любящий руководитель, но сделать работу команды результативной у Вас все равно почему-то не получается?

 - Вы требовательны и строги к своим сотрудникам, но это не влияет на эффективность их работы?

 - Если Вы все делаете правильно, но не видите результата, возможно, Вы не предусмотрели главное  - у Вас все еще не работает система мотивации персонала?

     Слово «мотив» переводится как «повод, довод или причина». Следовательно «мотивация» - это побуждение к деятельности. Предлагаю Вам сегодня рассмотреть самые эффективные теории мотивации, которые великолепно зарекомендовали себя на практике.

Теория приобретенных потребностей Девида Мак Клелланда

     Эта теория исходит из существования 3-х основных потребностей: потребности соучастия или причастности, потребности власти и потребности достижения или успеха.

  1. Потребность соучастия или причастности поможет достичь успеха на поприще менеджера продаж, офис-менеджера или PR-специалиста. Такие люди стремятся к дружеским отношениям со всеми, общительны и гиперсоциальны (зависимы от чужого мнения), избегают конфликтов и требуют к себе повышенного внимания.
  2. Сотрудники с доминирующей потребностью властвовать, по мнению автора теории, могут построить успешную карьеру на крупном предприятии. Такие люди испытывают потребность контролировать других и себя в решении групповых задач, хотят воздействовать на других людей в процессе самореализации. Они энергичны, оперативны и решительны; не боятся конфликтовать, отстаивая свои позиции. Это хорошие ораторы, требующие к себе повышенного внимания.
  3. Люди с выраженной потребностью в достижении и успехе имеют хороший потенциал для того, чтобы заниматься индивидуальным предпринимательством. Они ответственны и самостоятельны, активны и инициативны, умеют в меру рисковать, нацелены на результат и доводят начатое дело до конца.

Такие люди выбирают умеренно сложные цели и задачи, нуждаясь в конкретном поощрении. Но им трудно заниматься той работой, где нет ясного, ощутимого и быстро наступающего результата. Эти трудоголики не любят делиться работой с другими, т.к. от совместного результата получают меньше удовольствия. Их самооценка завышена.

Теория 2-х факторов Фредерика Герцберга

     Выделяет не только Мотиваторы (успех и достижения на работе, продвижение по службе и высокую степень ответственности, признание и одобрение результатов работы, возможность творческого и делового роста), но и первичный фактор гигиенически необходимый для здоровья:

 -  безопасность на рабочем месте, которую обеспечивает политика администрации;

 - правильный распорядок и режим работы, в т.ч. соответствующие условия (уровень шума, освещенности и комфорта);

 - социальный статус и межличностные отношения с руководителями, коллегами и подчиненными;

 - степень и качество непосредственного контроля работы;

 - заработок.

     Соблюдение гигиенических факторов воспринимается как норма, их несоблюдение рождает у сотрудников чувство неудовлетворенности. В этой теории гигиенические факторы являются первичными, в их отсутствие мотиваторы не работают.

Теория Z Уильяма Оучи

1.         Утверждает, что люди предпочитают работать и принимать решения в группе, но ответственность за результаты труда должна быть индивидуальной обязательно при наличии четких методов и критериев оценки.

2.         Следует поощрять постоянное самообразование с соответствующей ротацией кадров.

3.         Сотрудников мотивирует только медленная служебная карьера с продвижением на руководящую должность в возрасте от 35-ти до 46-ти лет.

4.         Администрация должна заботиться о работнике, обеспечивая ему долгосрочный найм.

5.         Основа любого коллектива, обеспечивающий успех любого предприятия – Человек.

Теория справедливости (равенства) Стейси Адамса

(разработана на основании исследования, проведенного в Компании «Дженерал Электрик»).

     ИНФОРМАЦИЯ О ВОЗНАГРАЖДЕНИИ ДОЛЖНА БЫТЬ ШИРОКО ДОСТУПНА ВСЕМ СОТРУДНИКАМ. Сотрудники сравнивают затраченные ими усилия и полученные за это вознаграждения с усилиями и вознаграждениями своих коллег. Если у сотрудника нет уверенности в справедливом решении руководства Компании, это провоцирует рост эмоционального напряжения и снижает интенсивность труда.

     Сотрудники удовлетворены, если соблюдается равенство. Другими словами, руководитель не сможет рассчитывать на эффективную работу своей команды, пока у них остается ощущение недостаточного или излишнего вознаграждения. Реакция сотрудника на неравенство:

1.         Бессмысленно стараться и много работать «За такую оплату я выкладываться не намерен».

2.         Сотрудники начинают требовать продвижения по службе, улучшения условий труда и повышения заработной платы. Процветает воровство, как «вознаграждение за счет организации».

3.         У сотрудников занижена самооценка и чувство уверенности в себе.

4.         Руководителем начинают манипулировать, вынуждая его снизить вознаграждение других сотрудников.

5.         Сотрудники увольняются или переводятся в другое подразделение.

Концепция партисипативного управления

     Партисипативное управление – это управление, направленное на раскрепощение творческой активности работника и создание простора для индивидуальных достижений талантливых людей; оно помогает внедрить потребность в оценочных суждениях для достижения единой и общей цели команды. Эта концепция мотивирует всех сотрудников на максимальное участие в управленческой работе.

1.         Сотрудники непосредственно участвуют в разработке технологии решения задач и контроле качества работы друг друга. Оправдан гибкий график работы, удобный для самих сотрудников.

2.         Сотрудники совместно участвуют в разработке проектов плановых заданий и привлечении всех возможных ресурсов. Сотрудников привлекают к обсуждению и выбору более эффективных форм оплаты.

3.         Сотрудникам передается право операционного контроля качества продукции (оправдано личное клеймо качества и его бригадный контроль). Вводится личная и групповая ответственность за конечный результат. Поощряется сдача продукции с первого предъявления.

4.         Поощряется иновационная, изобретательская и рационализаторская деятельность сотрудников.

Когда мотивационные теории не работают:

 - если сотрудник постоянно испытывает негативные переживания и истощен от длительного напряжения;

 - если сотрудник постоянно вовлечен в эмоциональные межличностные отношения;

 - если сотрудник не видит результатов своей работы или не в состоянии в силу каких-то причин работать самостоятельно;

 - если сотрудник недогружен работой или для него отсутствуют четкие требования (или даже отсутствует должностная инструкция).

 

Лариса Дубовикова - дипломированный психолог, сертифицированный тренер,

менеджер работы персонала. http://dubovikovalara.ruhttps://vk.com/id105296712,

e-mail: 89991897470@mail.ruтел.: 8 999 189 74 70