Loading...

Блог PsihologicheskijCentr3

Каждый психотерапевт одинок в своей профессии. То, что происходит на сессии, между ним и клиентом, он вынужден анализировать, исследовать, проживать в одиночестве. Потому что друзья, близкие, даже собственный терапевт не способны глубоко понять как динамику происходящего процесса, так и то, что в сессии затронуло терапевта личностно. Для профессионального продвижения специалиста, обретения устойчивости психологу необходим всесторонний взгляд и расширение своего видения. Помочь может супервизия. Причем не столько индивидуальная, сколько групповая. Психологу необходимо доброжелательное сообщество коллег. 

Группаналитическая супервизия, как наиболее эффективный метод групповой супервизии, отличается от классической групповой работы. Мы выделили 6 ее особенностей.

  1. Ресурсы группы делают супервизию объемной. Группа состоит из множества личностей, каждый участник отметит, отзеркалит свою грань происходящего в сессии в ассоциациях и интеракциях.
  2. Терапевты разных подходов привносят новое видение случая. Группаналитическая супервизия объединяет и обогащает терапевтов, работающих в любых направлениях психотерапии. На группе формируется общий язык, как способ исследовать индивидуальность каждого клиента или группы, организации.
  3. Супервизант получает гораздо больше, чем специальные знания или технические приемы работы. Участники группы не учат друг друга, не ставят диагнозов клиенту и терапевту, не рекомендуют тактику или стратегию работы. Они говорят о своих живых откликах, чувствах, идеях, ассоциациях. Это помогает терапевту увидеть элементы паззла, которые были от него скрыты, взять их в работу.
  4. Ведущий не является оценщиком, диктующим терапевтам, как следует работать с клиентом. Роль ведущего – в организации особого процесса обсуждения случая группой, в подведении итога, резюмировании. Ведущий использует потенциал группы в раскрытии скрытого бессознательного, переносов, которые разворачиваются в отношениях терапевта и клиента или целой организации. 
  5. Участие в супервизии коллеги дает терапевтический эффект. Погружение в ассоциирование по поводу исследуемого случая позволяет каждому прожить свой конфликт, встретиться со своими отвергаемыми частями, белыми пятнами, сложностями, найти неожиданные решения затруднений.
  6. Супервизия дисциплинирует и делает работу терапевт более профессиональной. Еженедельные встречи группы приняты в аналитическом подходе. Они задают ритм рабочей неделе и учат систематическому осмыслению своей практики с каждым клиентом и группой. Складывается культура профессионального обсуждения с коллегами, которая дает уверенность и устойчивость в работе. 

Приглашаем коллег в супервизорские группы Института Супервизии и Групповой терапии. Они работают в парадигме подхода Лондонского Института Группанализа в постоянном составе многие годы. 

Это значит, что вы обретете безопасное пространство для своего профессионального роста, сможете разобраться с трудными случаями в своей практике, расширите и обогатите свою палитру психотерапевта, научитесь восстанавливать ресурсы, коллегиально анализировать кейсы и получать поддержку опытных терапевтов. 

Елена Шуварикова – кандидат психологических наук, группаналитик, супервизор.

Если вы видите человека, который открыто говорит о своей усталости, боли, симпатии, уходит из пространств, в которых больше не хочет быть, меняет свои планы, несмотря на недовольство близких, спрашивает, можно ли вас обнять, прежде чем это сделать, умеет быть рядом, хочет договариваться… Если вы видите человека, который открыт жизни, ее постоянным изменениям, показывает свою уязвимость и несовершенство людям, умеет защитить себя, найти и принять помощь… 

Если вы видите человека, который знает себя и относится к себе по-доброму… То перед вами скорее всего гештальтист.

Привлекательная и интересная личность, не правда ли? Но как обрести такую устойчивость, доверие к жизни, любовь к себе и другим, психологическую безопасность? Учиться гештальту.

Дело в том, что гештальт - это не только профессиональный метод работы психотерапевта, это способ жить, мировоззрение. Гештальту учатся на опыте исследования своего внутреннего мира. На обучающих программах каждый будущий гештальт-терапевт начинает свой путь с поиска своего ответа на вопросы:

Как получать удовольствие от жизни?

Как жить прямо сейчас, теперь? Как быть в настоящем, а не в прошлом или будущем?

Как опираться на свои желания и потребности? 

Как быть с Другим, вместо того, чтобы манипулировать, объяснять, рассуждать, оправдываться?

Как иметь дело с тем, что есть, а не с тем, чего нет?

Как принимать неприятности и боль также как удовольствия?

Как быть самим собой и помогать другим?

Программа Института супервизии и групповой терапии «Свобода быть собой» - это место, где мы учим и учимся смотреть на свою жизнь иначе, налаживаем контакт с собой и окружающими, исследуем свои страхи, тревоги и слепые пятна, встречаемся с данностями нашего бытия в живом и открытом диалоге. Наша первая ступень обучения гештальт-терапии – это в первую очередь длительная терапевтическая группа углубленного общения и личностного роста. Выпускники делают первые шаги не только в профессии гештальт-терапевта, но и к свободе хотеть, чувствовать, выбирать, действовать, быть.

В результате освоения программы наши гештальтисты не только «продвигаются» как практикующие терапевты, но и значительно меняют качество собственной жизни. Они рассказывают, за что полюбили гештальт:

  1. Интегративный подход. Приверженцы психодинамического подхода, философии экзистенциализма и восточных практик чувствуют себя комфортно в методе, который является синтезом открытий каждого направления.
  2. Дает возможность искреннего со-бытия, контакта с Другим человеком. Также это возможность помогать людям, открывая новые грани себя.
  3. Сферы применения гештальт-подхода бесконечны и многообразны: работа с группами и организациями, супружескими парами, семьями и детьми. Гештальт-терапевты, работают в клиниках, службах психологической помощи, в образовательных и социальных учреждениях.
  4. Гештальт-терапия прекрасно сочетается с различными психологическими техниками и методиками: телесно-ориентированной психотерапией, арт-терапией, сказкотерапией и др. 
  5. Гештальт – это практическая философия жизни. То есть честный способ жить свою жизнь, присутствуя в ней полностью и в профессии.

Обучение гештальт-терапии – долгосрочное вложение в самого себя, а популярность и востребованность гештальта – в его привязке к реальной жизни человека, фокусировке на свободе и авторстве своей жизни здесь и сейчас.

Автор Юлия Артамонова – кандидат психологических наук, гештальт-терапевт.

Благодаря фильмам мы знаем, что есть особые пространства, где люди с разными сложностями в поведении, общении с другими садятся в круг вместе с ведущим и разговаривают. Мы знаем, что этот процесс называется групповая терапия. Конечно, кино искажает часть реальности настоящих групп. Но, несомненно, положительный эффект таких кадров есть, он в популяризации групповой психотерапии. 

Люди с различными неврозами, другими особенностями психики или просто общими целями – научиться знакомиться с девушками, найти работу, перестать бояться выступать публично – знают, что могут объединиться группы, где их проблема решиться быстрее и под контролем профессионала. А как быть тем, кто не имеет какой-то конкретной задачи, но чувствует, что плохо понимает себя, не доволен многими аспектами своей жизни?

Для людей без серьезных психиатрических диагнозов и желания решить конкретную проблему работают группы самопознания. Они направлены на то, чтобы научиться прислушиваться к себе, осознавать причины своих эмоций и мотивы поступков, столкнуться с «неприятными», «нелюбимыми» или «недопустимыми» частями своей личности, принять и достичь в результате большей целостности. Человек, хорошо знакомый с самим собой, более устойчив в жизни, испытывает больше самоуважения, лучше понимает, что ему нужно, имеет больше ресурсов для достижения целей.  

Нашу группу самопознания в русле группового психоанализа мы назвали «Я и другие». Это названия родилось мгновенно и интуитивно. А потом мы задумались - разве для самопознания недостаточно одиночества? Зачем при этом нужны другие люди? 

Влияние на личность первых отношений в жизни

Человек как личность не существует в отрыве от своего окружения. Личность – это то, что формируется на основе врожденных физиологических особенностей нервной системы из отношений со значимыми другим по мере роста и развития человека. Сначала это – мама, потом добавляется отец, бабушки-дедушки, братья-сестры, другие родственники, соседи, друзья, одноклассники, возлюбленные, супруги, коллеги по работе. Конечно, наибольшее  влияние оказывают отношения в раннем детстве с мамой и другими членами семьи, все последующие уже ложатся на эту почву и воспринимаются в контексте более ранних отношений. 

Поскольку эти модели отношений и соответствующие им черты личности формируются в очень раннем возрасте, когда ребенку еще не с чем сравнивать уклад своей жизни, и присутствуют постоянно, в «фоновом» режиме – они обычно слабо осознаются. Маленький, а потом и взрослый человек, просто считает, что это не его особенность, связанная с его личной историей, а жизнь вообще так устроена.

 Например, распространенными являются убеждения: 

«все хотят добиться успеха любой ценой»; 

«пока ты не достиг чего-то в жизни – ты никому не интересен»;

«если ты испытываешь чувства печали, обиды, стыда или вины – ты слабак»; 

«иметь отношения со взрослым и состоявшимся мужчиной гораздо надежнее, чем с ровесником»; 

«женщине приходится выбирать – карьера или семья»;

«все испытывают одинаковый ужас перед болезнями и смертью».

Как меняют человека отношения в группе?

Психотерапевтическая группа дает возможность увидеть эти скрытые от нас, ставшие привычными способы построения отношений и эмоционального реагирования на те или иные ситуации. Именно потому, что в группе есть «другие», постепенно распаковываются составляющие нашу личность ранние отношения со значимыми людьми, их получается увидеть во взаимодействии с участниками группы и ведущим – то есть внутриличностный конфликт начинает проявляться как межличностный. В психотерапевтической группе этот процесс постоянно находится в фокусе внимания. Кроме того, участники группы помогают друг другу заметить разные детали и особенности в построении отношений, которые являются «слепыми пятнами» для каждого.

В группе «Я и другие» нет специальных заданий и упражнений. Одно из правил – свободно ассоциировать, говорить о важном для себя – мыслях, чувствах, снах. Так можно прикоснуться к своему бессознательному, с помощью группы и интерпретаций ведущего перевести его в сознание. 

Группа – это еще и мощнейший источник поддержки. Регулярные еженедельные встречи, постоянный состав участников, ведущий и заранее известные, понятные и предсказуемые правила постепенно создают в группе доверительную атмосферу, в которой можно постепенно прикасаться к «больным местам». Хорошо работающая группа с профессиональным ведущим дает возможность обсуждать,  проживать и переосмыслять даже тяжелый травматический опыт и непереносимые, разрушительные эмоции участников.

Как группа помогает понять себя и других?

Часто терапевтичным оказывается уже одно осознание, когда становится понятным, как работает определенный  привычный механизм.  Еще одна важная сторона помощи группы – возможность прямо в ходе ее работы, здесь и сейчас, пробовать что-то новое в своем общении с окружающими и сразу же получать от них отклик. 

Наш опыт работы позволяет сказать, что работа в группе самопознания «Я и другие» помогает участникам решить проблемы одиночества, неудачных отношений, низкой самооценки, страхов, пережить потери, справиться с депрессиями, психосоматическими заболеваниями.

Группа самопознания для тех, кто хочет лучше понимать себя и других! Кто хочет научиться общаться, не стесняясь и не играя привычную, но неестественную для себя роль, кто настроен справиться с травматическим опытом и найти в себе силы жить дальше, и не просто жить, а жить хорошо и строить гармоничные отношения. 

Мария Творогова – клинический психолог, группаналитик, ведущая группы самопознания «Я и другие».