Loading...

Блог PsihologicheskijCentr3

Хотим мы этого или не хотим, но мы – созависимые. А наши черты объединены в одном очень свойственном россиянам архетипе – образе Жертвы. Злобной Жертвы. 

Как-то на летнем интенсиве я пришла на вечернюю динамическую группу в очень плохом настроении. Плохом – не то слово. Злобно-тоскливом. Сижу. Молчу. Меня спрашивают: «Что с тобой?» «Даже не знаю, стоит ли об этом говорить. В общем, у меня отец опять запил». 

Сначала - тишина, потом - отклики. Я не ожидала, что эта проблема коснулась ВСЕХ присутствующих! У кого отец, у кого брат, у кого мать, дядя, дедушка…  

Как бы горько это ни звучало, но все мы (или почти все) – Внуки и Дети Алкоголиков. Огромная анонимная армия ВДА. И имя нам – легион. (ВДА – это аббревиатура для 12-ти шаговой программы выздоровления Взрослых Детей Алкоголиков, членом которой с недавнего времени являюсь и я). 

Есть такая замечательная книга, ставшая уже хрестоматийной - Энн У. Смит «Внуки алкоголиков». В ней убедительно доказывается, что не только жизнь с пьющими родителями может стать причиной развития созависимой личности, но также если в семье есть или были люди (родители родителей, например), чья история могла повлиять на наше становление. Даже, если мы никогда не видели этих людей и не жили вместе с ними. 

«Почему я должен относить себя к категории людей созависимых, если мои родители не злоупотребляли ни алкоголем, ни наркотиками?» - спросите вы. Во-первых, перефразируя великого классика, можно сказать, что многие несчастные семьи несчастливы одинаково, то есть в них есть «движущие силы созависимой семьи, которые легко переходят от поколения к поколению» (Э.У.Смит). Во-вторых, зависимость может быть разной. И это не обязательно зависимость от психоактивных веществ. 

Вот пример одной семьи. 

Раз в год, обычно ближе к лету, молодой супруг уходит от своей молодой жены - с вещами, с компьютером. Уходит жить к какому-нибудь другу, вместе с которым они начинают вести раздольный холостяцкий образ жизни: немного пьют, немного гуляют с девушками, не работают, живут в долг. 

Супруга – «умирает»: не ест, не пьет, плачет целыми днями, понемногу сходит с ума (мысли путаются, галлюцинации появляются). От суицида спасает лишь мысль о матери и младшей сестре. 

Через две недели весь этот цирк заканчивается. Блудный муж возвращается. Все забыто – живем дальше. 

Вот такой у молодого человека «запой» случается раз в год, всенепременно. А жена, конечно, - классическая созависимая, поскольку с уходом благоверного вся ее жизнь полностью останавливается, а дышать и жить она начинает только с момента его возвращения. 

Кстати, у жены алкоголиком был отец, у мужа - мать. 

Как-то после лекции ко мне подошла девушка и сказала, что узнала себя в образе Жертвы, только никак не может понять, почему она такая, ведь ее родители не пили. Между тем, она рассказала, что у отца постоянно были любовницы, и жизнь семьи была организована вокруг его загулов и страданий матери. 

Так что зависимости бывают разные. И созависимостью мы можем заболеть даже, если наши родители непьющие и наркотики не употребляющие. 

Что такое созависимость? 

При огромном интересе к этому явлению в настоящее время нет единого определения этому понятию. В узком смысле - это эмоциональная зависимость одного человека от другого, когда человек жить не может без предмета своей зависимости (психоактивных веществ, игры, секса, еды, работы и т.д.). В широком смысле, созависимый - это тот, кто отказался от поиска себя, посвятив свою жизнь Другому (так, например, определяет созависимость Валентина Москаленко, признанный в нашей стране авторитет в области работы с созависимой семьей). 

Э.У. Смит говорит о созависимости так: «Это закрепившаяся реакция на стресс, которая с течением времени становится скорее образом жизни, нежели средством выживания». Показательно, что когда источник стресса прекращает свое влияние, мы, созависимые, продолжаем действовать в окружающей среде так же, как если бы угроза продолжала существовать. 

По сути, все мы, Жертвы, имеем разной выраженности симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Как известно, существует два типа травматических ситуаций. Тип 1 – краткосрочное, неожиданное, например, катастрофа. Тип 2 – серийная травматизация, например, боевые действия. Так вот ребенок, жена и другие близкие алкоголика живут под постоянным, повторяющимся, длительным воздействием травматического стрессора. Ребенок алкоголика – это ребенок на войне. Увы, никаких реабилитационных программ для нас в государственных масштабах пока нет. Официально нас к посттравматикам никто не причисляет, хотя симптомы на лицо у 90% населения России. 

Исследования показывают, что у жертв 2-го типа отмечается наличие страха повторения травмы и чувство беспомощности ее предотвратить, изменение Я-концепции и образа мира. Высока вероятность возникновения проблем личностного и межперсонального характера. 

Чем отличается Человек Зрелый Прямоходящий от Человека Незрелого Созависимого? Конечно, описание Человека Зрелого - не более чем условность, в природе не существующая, а все мы в разное время находимся на разном расстоянии от этих двух крайних полюсов психологического континуума. 

Психологические особенности 

Образ мира Человека Зрелого: «Мир полон возможностей для моего роста и развития» 

Образ мира Человека Созависимого: «Мир враждебный и непредсказуемый» 

Я-концепция, самооценка Человека Зрелого: 

Самооценка адекватно высокая, устойчивая. 

Четкая система представлений о себе (какой Я, что во мне хорошо, что плохо, какими качествами я обладаю, адекватная оценка своей внешности и т.п.) 

Я-концепция, самооценка Человека Созависимого: 

Самооценка низкая, крайне неустойчивая. Напрямую зависит от актуальной ситуации в отношениях со значимыми людьми. 

Удовлетворение собственных потребностей Человека Зрелого: 

Хороший уровень осознания собственных желаний и потребностей. Большое пространство для достижения собственных целей и индивидуального роста личности. 

Удовлетворение собственных потребностей Человека Созависимого: 

Низкий уровень осознания собственных желаний. Перестает отличать собственные потребности и цели от целей и потребностей Другого. 

Основные психологические защиты Человека Зрелого: 

Защиты высокого порядка, например, интеллектуализация. 

Основные психологические защиты Человека Созависимого: 

Отрицание и диссоциация 

Эмоциональная сфера Человека Зрелого: 

Гибкая система «полновесных» эмоциональных реакций, адекватных ситуации. 

Эмоциональная сфера Человека Созависимого: 

Доминирующие эмоции – страх, стыд, гнев и чувство вины. 

Nambing – блокировка эмоциональных реакций, оцепенение. Чувство отстраненности или отделенности от других людей, сниженная выраженность аффекта (неспособность, например, к чувству любви).  

Несколько слов о свойственных созависимым психологических защитах. Отрицание работает просто и безотказно. Например: «Да, я знаю, проблема созависимости существует, но ко мне она не имеет никакого отношения», или: «Я не нуждаюсь в помощи, только я сам(а) могу о себе позаботиться», или: «У меня нет проблем, проблемы у моего мужа (сына, отца, матери и т.д.)». 

С диссоциацией сложнее, ее так просто «за хвост не поймаешь». Ч. Райкрофт в «Критическом словаре психоанализа» определяет диссоциацию как «защитный процесс, ведущий к состоянию, при котором два или более психических процес­са сосуществуют, не будучи связанными или интегрированными». И тогда разные части психики оказываются отделенными (диссоциированными) друг от друга: мысли от чувств, телесные ощущения от эмоций. Происходит даже расщепление личности человека – в нем как бы живут несколько разных людей, которые реагируют на действительность по разным внутренним программам и включаются эти программы подчас без сознательного контроля со стороны человека. Диссоциация – частая спутница психической травмы. 

Почему я называю Жертву злобной, вслед за Ниной Голосовой, замечательным психотерапевтом? Может, есть Жертвы миролюбивые, всепрощающе, дружелюбные, милостивые. Душа же человека созависимого полна гнева. Он многое кладет на алтарь отношений со значимым Другим, а взамен не получает той любви, на которую рассчитывает. И даже наоборот, получает взамен оскорбления, унижения, отвержение. Поэтому он зол на мир. 

Созависимый зол и на себя - за то, что предает себя, свои цели, свои потребности каждый день, за то, что не живет своей жизнью. 

Поэтому Жертва - всегда Жертва Злобная. 

И у Жертвы всегда есть жертвы. Но это уже другая история… 

Автор: Юлия Артамонова, кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, экзистенциальный психотерапевт, специалист по индивидуальной, супружеской и групповой психотерапии, сотрудник Психологического Центра «Здесь и Теперь», Москва. 
Юлия помогает: 
- пережить жизненные кризисы и психотравмы; 
- снизить тревожность, страхи, панические атаки; 
- избавиться от психологической зависимости; 
- преодолеть семейные конфликты; 
- забыть о психосоматике; 
- вернуть уверенность и душевное равновесие.  

Источник: http://zdes-i-teper.ru/o-nas/stati/anonimnie-gertvi-ili-armiya-vda
Записывайтесь на консультацию к психологам Центра по телефону или электронной почте: 
tel: +7(495) 724-80-43 
email: center@zdes-i-teper.ru 
web: www.zdes-i-teper.ru

«Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены. Такое извращение связи между ощущениями и поведением – свидетельство отчуждения от самого себя». И. Польстер 

Люди часто путают ощущения с чувствами, а чувства с эмоциями. Спросите знакомых: «Как правильно сказать: я чувствую голод или ощущаю голод? Что такое обида: чувство или эмоция? А радость?» Задав эти, казалось бы, простые вопросы, вы получите разнообразные и противоречивые ответы. 

К сожалению, и в психологической литературе эти понятия часто смешивают. К моему большому удивлению, прочитав десятки книг классиков и современников, сотни журнальных статей, я так и не встретил целостной системы, четко разграничивающей чувства, ощущения и эмоции и дающей ответы на их смысловые различия! Казалось бы, ничего страшного в этом нет, и не стоит цепляться к словам. Вроде бы нет насущной необходимости проводить четкие и жесткие границы между смыслами родственных слов. Но это только на первый взгляд. Ясное понимание смысла этих слов и их различий актуально для работы с чувственной сферой человека во всех видах психотерапии и крайне важно в таких направлениях, как гештальт, психосинтез и телесноориентированная психология. 

Разграничение этих понятий и умение их дифференцировать позволяет определить место нарушения во взаимоотношении человека с собой и миром и целенаправленно с этим работать. 

Пытаясь переосмыслить, ассимилировать и хоть как-то структурировать весь этот хаос из чужих идей, мнений и предположений, я увидел, что у этих феноменов есть определенный смысл, явные границы и очевидная взаимосвязь, если посмотреть на них под другим углом. В этой статье я хочу поделиться с вами тем, что у меня из этого получилось. 

Ощущения - это процесс получения информации о свойствах предметов, явлений и о внутренних состояниях организма. Информация поступает к нам через зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный аппарат и кинестетику (сенсорная информация из мышц, сухожилий и связок). Можно сравнить ощущения с панелью приборов и датчиков в кабине пилота, которые показывают параметры полета: высоту, скорость, температуру воздуха, уровень топлива, направление и силу ветра, наклон фюзеляжа, расстояние до других объектов и многое другое. Когда у меня болит горло, я ощущаю жар, недомогание и тяжесть в голове, и эти признаки говорят мне о том, что я заболеваю. Если человека лишить ощущений, то он не сможет ориентироваться в происходящем и ничего не сможет делать целенаправленно. 

У чувств совсем другая функция. Если мы сравнивали ощущения с панелью приборов, показывающей параметры полета, то чувства можно сравнить с личностной оценкой пилотом этих показаний. Хорошо помню, что заболевание накануне встречи с любимой девушкой вызывало у меня совсем другие чувства, чем тоже заболевание накануне контрольной по физике. Чувства - это процесс личностной оценки ситуации, который выполняет как сигнальную, так и организационно-направляющую функции. Они говорят об отношении человека к происходящему, показывают хорошо ему от этого или плохо. Таким образом, чувства играют двойную роль: это система сигналов благополучия или неблагополучия с одной стороны, и регулятор наших желаний и устремлений с другой. А если говорить языком гештальта, то чувство - это целостный сигнал об отношениях потребности человека и среды. Чувства могут нести в себе огромный энергетический потенциал, но даже в этом случае не стоит путать их с эмоциями. Эмоции - это внешнее выражение наших чувств, предъявление их окружающему миру. Это невербальный язык общения, который появился у наших далеких предков еще много сотен тысяч лет назад. Он помогал понимать друг друга и успешно взаимодействовать еще до появления членораздельной речи и вербальных коммуникаций. Даже высшие животные способны различать наши эмоциональные послания по тону голоса и выражению лица. 

Таким образом, несмотря на то, что чувства несут в себе эмоциональную окраску и энергию, они превращаются в эмоции только тогда, когда человек начинает предъявлять их миру и людям. Как писал Лоуэн: «Чтобы избежать смешения этих понятий, надо отметить, что слово emotion предполагает деятельность (motion – движение и предлог e- наружу, вовне)». /А.Лоуэн. Психология тела/. Если же из-за силы переживания или неумения замечать свои чувства человек проскакивает сразу в область эмоций, не сумев осознать свои чувства, тогда говорят: «Нет чувств - одни эмоции»!  

Резюмируя можно сказать, что: 

  • ощущения – это информация;
  • чувства – как я к этому отношусь (моя оценка);
  • эмоции – как на это реагирую и что я этим выражаю (мои реакции и послания миру). 

Взглянув на эти понятия с точки зрения выполняемых ими функций, легко увидеть их место на кривой цикла контакта. Их информационную, оценочную и контактинговую роль в процессе удовлетворения потребности трудно переоценить. Помню как много лет назад, на одном из психологических тренингов меня поразил вопрос ведущего к одной из участниц группы, которую звали Настя: «Кому ты плачешь и чего ты от этого хочешь»? - и ее удивленный ответ: «Никому и ничего, просто плачу и все, я так часто делаю». Позже удалось понять и ее чувства, и адрес ее эмоций и то, какую потребность она пытается этим разрешить. Меня поразило, что эмоции - не бесконтрольная стихия, а наш выбор действия и разрешения потребности, что у эмоций есть адресат и конкретная цель. Осознает ли это плачущий человек - это уже другой вопрос. 

Рассмотрим последовательность возникновения и проявления аффективной волны «ощущения - чувства – эмоции» на примере цикла удовлетворения потребности Б. Резника и Т. Барли: 

I. Этап недифференцированности. 

II. Этап формирования фигуры. 

III. Этап фокусировки фигуры. 

IV. Этап сканирования поля. 

V. Этап разрешения потребности. 

VI. Этап ассимиляции. 

VII. Этап недифференцированности. 

Возникновение ощущений, нарастание их интенсивности и формирование смутной фигуры потребности соответствует уровню ощущений. Фокусировка фигуры, идентификация ощущений и их оценка рождает чувства, сопровождающиеся сканированием поля на предмет удовлетворения потребности – уровень чувств. Выбор способа действия и разрешение потребности соответствует уровню эмоций. Затем следует вторая, контрольная волна – уровень приятных ощущений - этап разрешения. Отход и ассимиляция – уровень чувств (удовлетворения) и завершающих эмоций. Далее - временное затишье, когда поле не дифференцировано. К сожалению, так происходит далеко не всегда. 

Часто нарушение цикла удовлетворения происходят из-за искажения восприятия ощущений, неправильной идентификации чувств и неосознанном предъявлении своих эмоциональных реакций. Ситуацию осложняют речевые шаблоны языка, как русского, так и языков романской группы. Возможно, по-другому обстоят дела на Востоке, но с уверенностью утверждать не могу. Мы говорим: «органы чувств» вместо того, чтобы сказать: «органы ощущений»; мы говорим: « он выражает свои эмоции» вместо того, чтобы сказать: «он выражает свои чувства», а о человеке с небогатой эмоциональной экспрессией мы говорим, что «у него мало чувств». Получается, мы изначально не понимаем роль ощущений, на их место ставим чувства, а на место чувств ставим эмоции. 

Хочу повторить хорошо известное высказывание Польстера: «Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены. Такое извращение связи между ощущениями и поведением – свидетельство отчуждения от самого себя». / И.Польстер, М.Польстер. Интегративная гештальт-терапия/. Если искажения на уровне ощущений приводят к таким последствиям, что же происходит, когда идут искажения также на уровне чувств и эмоций? Ощущение голода и чувство одиночества, ощущение сексуального влечения и эмоция гнева. Научившись разграничивать эти понятия, клиент уже не спутает тревогу и голод, усталость и депрессию, влечение и любовь, уверенность и агрессию. Этот список можно продолжать до бесконечности, и вы можете сами вспомнить несколько наиболее ярких примеров из своей практики. 

Для решения этих и подобных вопросов, как мне кажется, необходимо иметь: 

1) Навык дифференцирования ощущений, чувств и эмоций на основе их критериев. 
 

  • Ощущения передают информацию о ситуации внутри и снаружи.
  • Чувства - это внутренние оценки, реакции и переживания.
  • Эмоции – это предъявление реакций и оценок миру. 

2) Навык замечания - осознавания моментов перехода ощущений в чувства, а чувств в эмоции, и наоборот. 

Предлагаю несколько интересных упражнений, помогающих получить практические навыки осознания и дифференцирования. 

«Список» 

Составьте максимально большой список чувств, эмоций и ощущений. Не нужно стремиться сделать это за один раз. Лучше выполнять это упражнение в течение нескольких дней - пока не получится внушительный список, включающий 50 – 100 или даже более наименований. 

«Сортировка» 

Разбейте его на две – три колонки. Я намеренно не говорю, что их должно быть две или три. Это зависит от того, будут ли чувства и эмоции включены вами в один список, когда одно слово в зависимости от контекста может иметь разные значения, или же есть строго детерминированные слова. Например, куда бы вы отнесли негодование? Панику? А удовлетворение? 

«Примерка» 

Примерьте на себя каждое слово из списка - ощутив, прочувствовав или выразив его. Отметьте, что вам давалось легче, а что тяжелее. Есть ли в списке какие-то наименования, которые совсем не удалось представить и пережить? Еще в течение дня полезно остановиться на минуту-другую и «поймать за хвост» проживаемую эмоцию, чувство или ощущение, осознав и идентифицировав «пойманного зверя». Определяйте силу и четкость переживаемого, по 10-ти бальной, 100% или какой либо иной удобной вам шкале. 

«Маятник чувств» 

Прислушайтесь к себе и осознайте ваше актуальное чувство в данный момент. Оставайтесь с ним некоторое время, а затем уйдите в область ощущений, связанных с этим чувством, замечая и осознавая место, силу, четкость и другие параметры. Вернитесь в область чувств и посмотрите, какие новые оттенки возникли у чувства или же оно изменилось совсем. А затем, оттолкнувшись от этого чувства, уйдите в область эмоций, замечая как вы их выражаете в движениях, жестах, мимике и интонации. Через некоторое время вернитесь снова в область чувств и осознайте, что вы чувствуете теперь, что изменилось и что появилось. 

«Зона беспокойства» 

Когда человека волнует какая-то проблема, вокруг нее возникает зона беспокойства из чувств, ощущений и эмоций. С одной стороны, в этой области все переживания сильнее и острее, а с другой - они менее ясные и устойчивые. Это напоминает комнату кривых зеркал, в которых человек искажается так, что выглядит то тощим гигантом, то широким карликом, то идущим вверх ногами, то растягивающимся вперед как жевательная резинка. Ежедневно замечая - осознавая силу и определенность чувств, ощущений и эмоций в этой проблемной зоне, вы сможете отслеживать положительную динамику изменений как самой зоны, так и проблемы, которая ее порождает. Работе со сферой, в которой улучшения идут медленнее, стоит уделить больше времени и сил. 

Подводя итоги, отмечу, что понимание роли и места этих феноменов, а также умение их дифференцировать является важным условием для осознавания - замечания истинных чувств, ощущений и эмоций, которые помогут клиенту увидеть и восстановить нарушения контакта с актуальной потребностью. Они являются самым надежным индикатором энергетических процессов, идущих в человеке при «возмущении» поля «организм – внешняя среда». Процессов с момента возникновения первых смутных ощущений до момента удовлетворения потребности и растворения ее в окружающем фоне. Выражу уверенность, что пока человек существует, любое нарушение в системе «Self» обязательно сопровождается большими или меньшими изменениями в чувственной сфере как через функцию «Id», так и через функцию «Personality». Если же убегать от распознавания и осознания, ожидая, что все наладится автоматически, само по себе, то это приведет к потере функции «Ego» как механизму оценки ситуации, выбору и принятию адаптивных решений. Как писал Перлз: «Стремиться к максимально автоматическому функционированию и минимальной осведомленности – осознаванию – это значит стремиться к смерти, прежде, чем она пришла». /Ф.Перлз, П.Гудмен, Р.Хефферлин. Практикум по гештальт-терапии/. 

Автор: А.Колосов. 

Источник: www.zdes-i-teper.ru
Записывайтесь на консультацию к психологам Центра по телефону или электронной почте: 
tel: +7(495) 724-80-43 
email: center@zdes-i-teper.ru 
web: www.zdes-i-teper.ru