Loading...

Блог PsihologicheskijCentr3

В психотерапии много субъективного. Чтобы понять, в нужном ли направлении он с клиентом или группой движется, терапевт опирается на то, что говорит клиент, улавливает феномены, чтобы оценить изменения, верит в его слова о новых подходах к жизни и ее восприятию. 

Но есть и объективные способы увидеть, насколько успешной была проведенная группа. В первую очередь – это супервизия. И в случае с группой ее задачи установить уровень работы и впоследствии – насколько выполнены его задачи.

Супервизия перед группой

Первую супервизию стоит пройти перед началом группы. И прийти на нее со своей идеей. Назвать запланированные цели и задачи, чтобы понять, какой у ведущего бессознательный смысл и намерение воплотить замысел именно в таком формате, теме, направлении психотерапии. И тогда становится ясно, о чем будет группа, ведь на индивидуальной матрице ведущего строится матрица группы. То есть ведущий не может сделать больше, чем прожил и заряжен сам, чем представляет из себя, как профессионал. 

Четыре уровня группы

После супервизии ведущему стоит организовать собеседования с потенциальными участниками группы, чтобы «собрать материал» - кто  пришел, какие проблемы есть, чего хотят. Так становится ясно, на каком уровне будет работать группа и хочет работать с ней сам психолог.

Группаналитики выделяют 4 уровня работы группы. Группа может двигаться от простого к сложному или остановиться на одном из уровней. 

1 уровень – Межличностные коммуникации. Это уровень, на котором проводят собеседования в группы, тренинговые, тематические группы. На нем обсуждают тему, сеттинг, прогнозируют результаты терапии, говорят о трудностях и ролях участников в контакте. Это первый – сознательный уровень – межличностной коммуникации в любой группе. 

Задачи ведущего – простроить безопасность, чтобы доверительный контакт был возможным, ввести и закрепить простые правила. Если он хочет вести группу на этом уровне, то должен быть осторожным с бессознательными процессами участников – обходить их, не углубляясь. 

2 уровень – Отношения в переносе. На нем работают глубокие терапевтические группы. В группе начинается разыгрывание судьбы каждого участника и группы в целом. На этом уровне мы видим взаимные переносы и контрпереносы участников друг на друга, на ведущего и ведущего на участников и группу. Каждый восстанавливает в группе свою родительскую систему и создает типичные отношения, как в жизни. 

Задачи ведущего – «протереть линзы», через которые участники смотрят на мир, сделать видимыми и осознанными эти шаблоны в отношениях. 

3 уровень – Проецирование. На этом уроне участники проецируют некоторые отколовшиеся аспекты «Я» на других членов группы. Чтобы это было возможным, нужна длительная работа на 2 уровне – с безопасными и проясненными  переносами. 

Задача ведущего – показывать и возвращать обратно каждому чувства, которые он не любит в себе и приписывает другим, чтобы участники  почувствовали большую целостность.

4 уровень – Примордиальный. Этот сложный для восприятия, бессознательный уровень, на котором мы сталкиваемся с образами коллективного бессознательного, архетипами Юнга. Юнг утверждал, что архетипы представляют жизнь и сущность души, не принадлежащей одному человеку. Он не может не изменить ее, ни обладать ей лично. 

Например, группа в какой-то момент решает, что ей не хватает времени и хочет увеличить его с 1,5 до 2 часов. Идут споры с ведущим, хотя правила оговорили в самом начале и даже подписали в договоре. Что за этим стоит? Фрейд описал этот момент, как бунт против символического отца. Чтобы почувствовать собственную силу, мы бунтуем против руководителя, государства. Это тревога и слияние в одном порыве с другими бунтующими  очень архаичная, потому что мы встроены в судьбу человечества. 

Задача ведущего – осознавать этот уровень, замечать и признавать, что бессознательное влияет на нас, хотя это неприятно подчас. Помнить, что если нет бунта, то нет и движения. Помогать участникам понимать, что их реакция закономерна, нормальна, она не пройдет, но потеряет такую силу. Он смогут справиться с ней, если увидят, почему на самом деле так включаются.  

Супервизия после группы

Супервизия после проведенной группы – это обращение к изначальным задачам, которые ставил себе ведущий. На ней проясняется, насколько сам ведущий понимает, как процессы в группе были связаны с его индивидуальной матрицей. Насколько удачным был выбор метода и уровня работы с группой и как удалось работать на нем. 

Вопросы супервизора, которые можно задать самому себе, чтобы оценить успешностью группы на каждом уровне:

1 уровень. Насколько свободно люди могли разговаривать друг с другом? Могло ли прозвучать болезненное и неприятное? Было психологически безопасно делиться чувствами?

2 уровень. Понимал ли ведущий, какие переносные чувства возникли в группе? Удалось ли показать их участникам?

3 уровень. Какие проекции были в группе? Что получилось вернуть участникам?

4 уровень. Как группе удалось пройти по волнам группового бессознательного? Был ли бунт? Как группа прошла через него – смогла ли остаться целой, дойти до конца, подведя естественные итоги, не расколовшись? Не мешал ли регресс участников прогрессу? 

Автор: Елена Шуварикова - к. пс. н, гештальт-терапевт, группаналитик, супервизор,  директор Психологического Центра «Здесь и Теперь», Института Супервизии и Групповой терапии.