Начинающий ведущий терапевтических групп перед началом работы испытывает массу тревоги и волнения. Основной страх терапевтов – это темы, на которые могут свободно говорить участники.
Что будет, если дать участникам говорить обо всем, что им приходит в голову?
Наверное, это правильно – дать группе свободу в выборе историй, которыми делятся участники?
Но чем это опасно для группы?
Как я сам смогу регулировать сложные для меня, неудобные темы?
Истории и размышления участников
Ведущему нужно быть готовым к тому, что тема в терапевтической группе развивается свободно, мостик перебрасывается от одного члена группы к другому, истории участников развивают тему. При этом часто один или несколько человек могут не участвовать в обсуждении. Это может происходить из-за того, что оно представляет угрозу, например, столкнуться с чем-то в себе или своем прошлом, с чем-то непереносимым или болезненным. Тогда участник может пытаться не дать развиться опасной теме, но если его усилия не увенчались успехом, то он некоторое время пребывает в изоляции.
В сформировавшейся группе, где есть доверие, при взаимной поддержке других, он может поинтересоваться, как справиться с темой. Это большой прорыв и для группы, и для него. Все эти движения к себе и друг к другу провоцирует своей работой и присутствием групповой ведущий. Также при ведении терапевтической группы он стремиться прояснить у участников, с чем связано их сопротивление историям и размышлениям других, чем вызван их протест и уход в себя.
Как же сделать группу рабочей?
Терапевту стоит помнить, что за фасадом темы или проблемы, которую заявляет участник для обсуждения, зачастую стоит глубокий внутренний конфликт, травма, отсутствие ресурса. А значит, он, как ведущий, должен суметь услышать за рассказанной историей нечто большее, дать этому место в группе, найти взаимосвязи с откликами других людей и матрицей группы, но и не переусердствовать в «спасении».
При этом терапевту важно уметь справляться со своими непростыми чувствами, оставаясь в терапевтической позиции. Отслеживать свою тревогу и желание излишне контролировать процесс.
И наконец, сделать самое главное для группового ведущего – сохранить группу. Психологу на этом этапе важно переключить внимание группы с обсуждений и рассуждений на общечеловеческие вопросы, которые стоят за темами, углубить терапевтическую работу группы.
Общечеловеческие темы, наиболее часто обсуждаемые в группах, это:
1. Внутренняя гармония, принятие себя;
2. Желание близости с другими, умение привязываться, любить, дружить;
3. Злость, ее выражение и восприятие;
4. Независимость, власть и влияние;
5. Потребности, надежды, опасения и разочарования;
6. Зависть;
7. Сложные токсичные чувства (вина, стыд).
Повернуть группу в рабочее русло, это значит так или иначе произнести участникам: «Говорите прямо». Это можно сделать с помощью фразы: «О чем ты хочешь нам сказать своей историей?». Важно суметь сделать обсуждение любой темы процессом исследования, включить «выпадающих» участников, тех, кто дистанцируется от, на первый взгляд, неблизких им тем. В этот момент группа будто бы просыпается, объединяется. Каждый участник находит отклик в своей душе, чувствует поддержку и принятие группы, а терапевт становится ведущим игроком на своем поле – поле групповой психотерапии.
Автор: Юлия Артамонова - опытный групповой терапевт, кандидат психологических наук.