Loading...

Блог PsihologicheskijCentr3

Отличий группового формата психотерапевтической работы от индивидуального достаточно много. Но есть среди них одно, которое является принципиальным и о которое “спотыкается” большинство специалистов-психологов. 

Это отличие - фокус внимания. Классический психотерапевт сконцентрирован на клиенте, пришедшем к нему с запросом. И в этом его “сила и правда”, на то она и личная терапия. Оказавшись в ситуации работы с группой, не имея умений и навыков работы с ней, он непроизвольно начинает поступать аналогичным образом. Например, выделяет персональные запросы и работает с каждым участником по отдельности. С полной концентрацией на носителе запроса, выпустив из фокуса внимания остальных участников группы. 

Даже самая лояльная к ведущему группа в такой ситуации способна преподнести тренеру массу сюрпризов, и далеко не из разряда приятных. Начать его игнорировать, проявлять агрессию, конкурировать с тем «счастливчиком», которому досталось столько внимания руководителя. 

В случае же, если группа новая, работающая, к примеру, в открытом формате, то ожидать можно вообще всего, чего угодно. Вплоть до того, что участники просто встанут и уйдут. И такое бывает сплошь и рядом.

Что толку в знаниях о групповой динамике и ролевых моделях поведения, если ведущий, увлекшийся чьим-то индивидуальным процессом, просто не замечает групповых проявлений? А потом тратит силы и время на борьбу с их негативными последствиями. Польза от такого рода упражнений весьма сомнительна, как для участников, так и для самого руководителя. 

Первый и важнейший навык, который необходимо освоить психологу, который собирается работать с группой, - уметь держать всю группу в фокусе своего внимания. Это - условие даже не успеха, а просто “выживания” тренера. 

Представьте себе вожака прайда львов или группы приматов, который сидит на вершине холма, и вроде даже дремлет. Но при этом, он видит и даже ощущает всю свою стаю в целом как единый организм, примечает отдельные взаимодействия между сородичами, а когда разгорается конфликт, то он тут, как тут, оказывается и не дремал вовсе, а все видел и слышал, и готов взять на себя ведущую роль.

Такой одновременно и рассеянный, и прицельный фокус внимания дает возможность замечать процессы, происходящие в группе, адекватно на них реагировать и направлять активность участников в конструктивное русло.

Безусловно, что данный навык, являясь критически необходимым, не является достаточным для успешной работы тренера. Знания о том, как группа функционирует и развивается, навыки влияния и управления этими процессами также нужны для успешной реализации специалиста в роли группового терапевта. 

Самый быстрый и безопасный способ освоения этих знаний и навыков - прохождение соответствующего обучения. С возможностью побыть в роли как ведущего, так и участника группы, почувствовать эту ситуацию “живьем и изнутри”. Как следствие - выйти на группу с пониманием, “что это за зверь”, “что у него внутри” и как с ним обращаться с пользой для себя и участников.

Автор Шуварикова Елена - кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, группаналитик, супервизор, коуч, директор Психологического Центра «Здесь и Теперь».