Loading...

Блог SergeyBocharov

    Многие люди выпивают и понимают, что алкоголь в их жизни занял вполне определенное место и уже мешает своими проявлениями. У человека появляется естественное желание сократить употребление, довести его до частоты и доз, которые не причиняет ощутимого вреда. У человека появляется идея контролируемого употребления алкоголя.

     А возможно ли контролируемое употребление алкоголя для тех людей, для которых употребление алкоголя уже приобрело систематический характер, кто находится в определенной стадии алкоголизма и имеет алкогольную зависимость?

     Чем люди, которые на самом деле  контролируют употребление, отличаются от людей, имеющих алкогольную зависимость?

Почему им удается выпивать мало и не регулярно, а другие так не могут?

Возможно ли после освобождения от алкогольной зависимости перейти на контролируемое употребление?

Возможно ли контролируемое употребление алкоголя
 

Очень много вопросов возникает в отношениях людей с алкоголем, но не на все эти вопросы пока найдены удовлетворительные ответы.

Да и что понимать под контролируемым употреблением?

 

 Поднимая тему контролируемого употребления, надо определить – что мы будем понимать под термином "контролируемое употребление". Ведь один может за вечер выпить литр крепкого спиртного напитка, и как говорят, у него ни в одном глазу, а другой выпил две рюмки, начал буянить, испортил всем вечер  и в итоге упал под стол.

  
 

   Рассмотрим два критерия контролируемого употребления – частота употребления и доза.

     Контролируемое употребление по частоте употребления – это когда употребление не носит систематического характера. Когда употребление происходит не регулярно. Происходит по великим праздникам и событиям. Иначе, если употребление приобрело систематический характер, - по определению, – это уже первая стадия алкоголизма.

     Что понимать под систематическим употреблением никто и нигде точно не определил. В теме, связанной с алкоголем и его употреблением, существует такое обилие мифов, что некоторые люди, выпивая ежедневно, считают, что их употребление не носит систематического характера – они же выпивают понемногу и не напиваются!

 

      Ясно, что на самом деле, если человек выпивает ежедневно, то это систематическое употребление. А если человек выпивает один раз в неделю, - это систематическое употребление или нет?

Для определения точного критерия систематического употребления алкоголя, мы исходили из следующих соображений:

1) время пребывания алкоголя в крови человека составляет 28 суток (нельзя быть вечно пьяным!);

2) число великих праздников и случаев, которые эмоционально оправдывают употребление алкоголя, не превышает 12 для подавляющего большинства людей.

   
 

   Поясним на примере, что такое эмоциональное оправдание употребления алкоголя:

У отца алкоголика день рождения. У него от употребления алкоголя постоянно красные щеки и синий нос. Но он носит костюм, белую сорочку, галстук. Папа бизнесмен и хорошо зарабатывает. Купил взрослой дочери квартиру и машину. На своем Дне рождения наливает дочери бокал красного вина. Его друг произносит тост за здоровье папы.

Как тут дочери не выпить?

      На этих основаниях принимаем за систематическое употребление алкоголя срок один месяц.

Если читая эти строки, вы не согласны и можете предложить более обоснованный критерий определения систематического употребления, весьма буду рад и признателен.

Итак, по частоте употребления:

      Если человек выпивает регулярно, хотя бы один раз в месяц, это говорит о том, что употребление носит систематический характер и контроль над употреблением алкоголя потерян.

Итак, первый критерий контролируемого употребления – человек выпивает реже одного раза в месяц.

Доза. Не зависимо от массы тела и «опыта» употребления, доза алкоголя не должна причинять значимого вреда человеку.

ВОЗ в результате многолетних исследований воздействия алкоголя на организм человека пришла к допустимой дозе  30 мл для мужчин и 20 мл для женщин в пересчете на чистый спирт.

     Т.е. в пересчете на 40% крепкие спиртные напитки - это 75гр.  – 2 обычные неполные рюмки вместимостью   40-50 гр.

Наливки, ликеры крепостью 28- 30% - 100гр.

Сухое вино – около 2-х 150гр. бокалов

Крепленое вино – 1  бокал 150 гр.

Пиво  - 2 пивных стакана по 300гр.

      Иногда «гиганты» употребления алкоголя говорят о том, что они могут выпить очень много, но это никак не скажется на их поведении. И таким образом они считают, что они контролируют употребление. Тогда возникает вопрос – зачем пить так много, причиняя вред своему организму?

Заметим сразу, что контролировать свое поведение в состоянии алкогольного опьянения(отравления) и контролировать само употребление – это разные вещи.

     У людей, которых нет алкогольной зависимости - как раз контролируемое употребление. И, для них эта проблема не актуальна.

     Тема контролируемого употребления актуальна для начинающих. Как начиная употребление не скатиться в пьянство и алкоголизм?

Тема контролируемого употребления, особенно актуальна для людей, имеющих алкогольную зависимость. И вот здесь возникает самый интересный вопрос – может ли человек после освобождения от алкогольной зависимости перейти на контролируемое употребление, в том понимании, которое изложено выше?

Я подчеркиваю значимость этих слов – после освобождения от алкогольной зависимости.

Потому, как без освобождения от алкогольной зависимости перейти на контролируемое употребление очень проблемно, и вызывает споры специалистов.

Или он после освобождения от алкогольной зависимости способен находиться только в состоянии пожизненной трезвости?

Что вы думаете об этом?

Делитесь в комментариях.

      Буду рад любому  комментарию и, особенно, ответу на вопрос - как вам  удается контролировать употребление алкоголя на протяжении всей жизни или удавалось в отдельный ее период?

От автора: Почему часто тревожные проявления и расстройства сопровождаются депрессивными проявлениями? Не случайно же довольно часто на практике встречаются, именно, тревожно-депрессивные расстройства.  Я не открываю Америку, делая заявление о связи страха и депрессии. И я не проводил исследований, этой связи в соответствие со всеми канонами и методологией современной науки, но то, что замечал  во многих клиентских случаях наличие этой связи, заставляет меня вынести  вопрос связи страхов и депрессии на обсуждение коллег в настоящей публикации.

 

      Многочисленные случаи моей работы с клиентами, имеющих тревожно-депрессивные проблемы, показали, что две эти эмоции страх и подавленность появляются вместе не случайно. И рассматривать их по отдельности, означает нарушать принцип системности,  который еще не достаточно часто применяется в повседневной работе практикующего психолога.

     Какой бы не была  интенсивность тревожно-депрессивных проявлений,  - от легких форм тревоги и апатии до тревожно-депрессивного расстройства, речь идет об одном и том же явлении,  можно сказать об одной и той же «медали», причем с одной стороны медали мы видим изображение страха, а с обратной  - изображение депрессии.Депрессия  обратная сторона медали страха
 

     Эта «медаль», если она была получена человеком в «награду» , склонна поворачиваться, то одной, то другой стороной, меняя состояние человека от переживания страхов на  депрессивные проявления. Смена сторон такой «медали» может происходить с разной частотой. Иногда по нескольку раз в день,  иногда в течение несколько дней,  иногда недель, иногда месяцев или лет

    В процессе терапии клиент может открыто говорить о своих страхах, фобиях  и депрессии. Более того, какая-то  часть этих проявлений может находиться в актуализированном состоянии  и являться причиной его прихода к терапевту.

    Начиная работу с очевидными эмоциональными проявлениями клиента и составляя их список, в когнитивно-поведенческой терапии(КПТ), терапевт неизбежно переходит к определению причин, вызывающих подобные эмоциональные реакции.

         Как известно, из исследований Альберта Эллиса, проведенных им ранее в Институте Рационального Образа Жизни, а также  Аарона Бека, и из трудов других исследователей, активатором тревоги и страхов у людей является ситуации или  события несущие в себе угрозу чего-либо или исходящую от кого-либо.

    У депрессивных проявлений, для  которых характерно появление эмоций апатии, подавленности, безысходности, существует два активатора – это 1)утрата чего-либо или кого-либо;  2) несостоятельность в чем-либо.

     При этом(ИХМО) утрату можно рассматривать как один из вариантов проявления несостоятельности: а именно, - несостоятельность пережить утрату, справится с последствиями лишения чего-либо или потери кого-либо в собственной жизни.

     Работая с  тревожно-депрессивной симптоматикой клиентов, я заметил, что существует соответствие причин, вызывающих страх и депрессивные проявления.

     Ниже представлена таблица соответствия для наиболее часто встречаемых на практике подобных проявлений.

Табл.№1

N/N

Страх

Причина страха

Причина депрессии

1.

Страх публичного выступления

Угроза быть осмеянным,  угроза негативной оценки

Несостоятельность выступить перед публикой

2.

Страх того, что не получится

Угроза того, что не получится

Несостоятельность в достижении результата

3.

Страх не самореализоваться

Угроза не самореализоваться, не достичь жизненных целей

Несостоятельность самореализоваться, достичь жизненных целей

4.

Страх одиночества

Угроза одиночества

Несостоятельность выстраивать близкие отношения

5.

Клаустрофобия

Угроза попадания в замкнутое пространство

Несостоятельность реагировать спокойно или функционально  при попадании в замкнутое пространство

     Этот список можно продолжить.

      Что и как проводилось дальше на практике, после выявления симптомов-мишеней и определения событий, ситуаций, вызвавших эти реакции?

     КПТ осуществляется по специально разработанным протоколам проведения терапевтических сессий, благодаря которым выполнялась следующая последовательность действий.

        После проведения обучения клиентов когнитивной модели, и выявления симптомов-мишений, для каждого выявленного симптома-мишени будь то страх, фобия, подавленность, вина, обида, злость проводилась терапевтическая сессия. В процессе этой сессии, производилось  выявление и изменение дезадаптивного(иррационального) убеждения клиента, являющегося  причиной симптома-мишени. Это приводило к немедленному ослаблению симптома и последующей доработки его до полного освобождения в форме выполнения домашнего задания.

     Оказывая помощь людям в освобождение от страхов и депрессии на протяжении более чем десяти лет в рамках КПТ, мне удалось выявить около девяти тысяч таких дезадаптивных убеждений людей, которые,  являлись причиной дисфункциональных эмоциональных проявлений.

      При этом отмечалось довольно часто, что освобождение от какого-то определенного симптома приводило к исчезновению других  дисфункциональных эмоциональных реакций. Например, освобождение от страха, приводило к освобождению от  подавленности.

       Если  работа начиналась с освобождения от чувства подавленности и безысходности, происходило исчезновение  отдельных страхов( хотя другие страхи могли  актуализироваться).

      Анализируя достаточно большое число подобных случаев, было установлено, что за конкретным страхом клиента и соответствующими депрессивными проявлениями стояло  одно и то же дезадаптивное убеждение человека.

Это соответствие имело место  не только на уровне глубинных убеждений, но и на уровне промежуточных убеждений.

     В качестве примера дополню Табл.№1 теми убеждениями, которые были выявлены у клиентов при этих эмоциональных проявлениях(Табл.№2).

Табл.2

N/N

Страх

Причина страха

Причина депрессии

Дезадаптивное убеждение

1.

Страх публичного выступления

Угроза быть осмеянным,  негативной оценки,

Несостоятельность выступить перед публикой

Если во время публичного выступления я буду осмеян или негативно оценен, это означает, что никчемное существо

2.

Страх того, что не получится

Угроза того, что не получится

Несостоятельность в достижении результата

Если я не смогу добиться успеха на работе, это означает, что ни на что не способен

3.

Страх не самореализоваться

Угроза не самореализоваться, не достичь жизненных целей

Несостоятельность самореализоваться, достичь жизненных целей

Если я не найду себя и не смогу самореализоваться, я этого не вынесу

4.

Страх одиночества

Угроза одиночества

Несостоятельность выстраивать близкие отношения

Если я останусь одна,  это означает, что я недостаточно хороша как женщина

5.

Клаустрофобия

Угроза попадания в замкнутое пространство

Несостоятельность реагировать спокойно или функционально  при попадании в замкнутое пространство

Если я окажусь в замкнутом пространстве и не смогу там чувствовать себя спокойно, это означает, что я слаб

        Аарон Бек обнаружил, что в основе проявления депрессии лежит, так называемая, когнитивная триада – это негативные представления о будущем, негативное отношение к своему текущему опыту и негативное отношение к самому себе.

Формируют когнитивную триаду глубинные убеждения категорий беспомощности и неприятия.

     Можно смело говорить  о том, что убеждения в форме категории беспомощности  формируют негативное отношение к текущему опыту. Это порождение мыслей о том, что я не смогу, у меня не получится и о том, что я такой – слабый, никчемный, неспосбный, хуже других в смысле достижений.

     Убеждения в форме неприятия формируют негативное отношение к себе самому. Это порождение мыслей о том, что я плох, не такой как все, недостаточно хорош сам по себе.

Негативное отношение к своему будущему автоматически вытекает из наличия и существования таких убеждений.

Но точно такие же глубинные убеждения категорий беспомощности и неприятия, которые формируют когнитивную триаду, лежат в основе появления страхов.

     Меня не удивляют такие совпадения, если просто принять во внимание, что страх всегда относится к будущему, а депрессия  и ее эмоциональные проявления к прошлому. И от негативного отношения к будущему в когнитивной триаде уже "пахнет" страхом.

     Если человеку предстоит что-то сделать, и он имеет убеждения категории беспомощности, то у него появится страх. Если событие уже произошло, то он будет испытывать подавленность, безысходность, апатию, от того что у него не получилось.

    Выявив у этих эмоциональных проявлений и состояний общую причину, - убеждения, зададим себе вопрос – какое эмоциональное проявление – страх или депрессия переживается легче?

     Естественно, страх – самая труднопереносимая из всех эмоциональных проявлений эмоция. При достаточном уровне страха человек не находит себе места, он находится в напряжении, стрессе, его тело сковывает, он теряет сон, ему не хочется есть, выполнять обычную работу и др.

     Депрессия переносится легче. И спится хорошо и кушает человек много и нет мыслей о том, что ему нужно что-то делать обязательно. Речь не идет о том, что депрессия это благо. Речь идет о том, что переносится она легче, особенно, до определенного предела. А когда достигается определенная глубина депрессии, уже опять хочется взбодриться и получить адреналиновый выброс.

     Прорисовывается такая картина: когда уровень тревоги становится труднопереносимым, человек может осознано и на подсознательном уровне включить компенсаторную депрессивную стратегию. Когда уровень депрессивных проявлений достигает определенной величины, происходит «откат» в сторону повышения тревоги и страха.

     Подобный процесс имеет более глубокую основу. Страх - это непосредственно эмоциональное проявление основного инстинкта самосохранения. Это выживание. Это мобилизация сил для сохранения здоровья и жизни. Депрессия на подсознательном уровне – это нежелание жить. Но, это можно сказать и иначе – депрессия это - подсознательное желание умереть. Человек подсознательно ищет встречи со смертью . У него снижены когнитивные функции он становится невнимательным, замедляется мышление и он становится более уязвим в ситуации появления реальной опасности. Например, если на пешеходный переход вылетит пьяный водитель, то вероятность того, что погибнет депрессивный человек значительно выше. Его реакции замедлены.Человек подсознательно ищет встречи со смертью, и когда угроза достигает критического значения, срабатывает инстинкт самосохранения. Актуализируется страх.

        Но находясь в таком процессе, человек застревает между двух огней  - с одной стороны инстинкт самосохранения способствует порождению страха, выживанию. С другой стороны, не устраивающая человека жизнь, в которой не достигаются жизненные цели и не удовлетворяются потребности и желания тянет его в депрессию в нежелание жить, в лапы смерти.

      Здесь важно понять, что человек «попал» не просто на страх или просто на депрессию, он «попал» в психический процесс, на ось  «страх-депрессия». Эта ось говорит о наличие единого процесса и проблема в том, что, образно говоря, эта ось находится «ниже плинтуса», который отделяет функциональные эмоциональные и прочие проявления проявления от дисфункциональных.

     Выше я описал модель тревожно-депрессивных проявлений и состояний, которая не претендует на абсолютную точность, но дает возможность с достаточной степенью понимания выстраивать терапевтические стратегии в преодолении тревожно-депрессивных расстройств.

        Следствие, которое вытекает из данной модели, говорит о том, что в случае тревожно-депрессивных проблем, эффективной стратегией терапевта будет в первую очередь работа, направленная на освобождение от актуализированных страхов. Затем следует переходить к актуализации вытесненных и подавленных страхов и затем освобождаться от них.

Это позволит решить проблему депрессивного состояния клиента не прибегая к долгой и мучительной работе над освобождением от депрессии, пребывание в которой из-за не проработанных страхов, саботируется подсознательно или осознанно самим клиентом. И уж если, что-то остается то, работа с изрядно ослабленной депрессией, у которой выбита почва из под ног, работать становится легко и просто.

       Почему  работа с депрессией "в лоб" превращается в сложный и длительный процесс?

     Представьте, что к вам приходит на терапию "ветеран" тревожно-депрессивного расстройства. У него вся грудь в медалях. И на каждой из них надпись за что он ее собственно получил. За отказ выступить перед классом с докладом. За отказ от участия в драке. За то, что не справился с контрольной работой. За то, что побоялся сказать девушке о своих чувствах. За то, что боялся, что у него что-то не получится. За то, что боялся вечером ходить один и т.д. и т.п.

   Терапевту понятно, что нужно делать в этой ситуации, как помочь человеку выйти из тревожно-депрессивного расстройства

     А теперь представьте, что к вам приходит на терапию "ветеран депрессии". У него вся грудь в медялях. И на каждой из них одна единственная  надпись - "Депрессия".

Терапевт задает вопрос - вот та медаль, которая  у вас первая в верхнем ряду, за что вам была дана?  

Ветеран - не помню.

-А вторая в нижнем?

-Не знаю.

-Тогда побегайте. Может от тряски медали перевернутся обратной стороной, и мы увидем за что вам их дали.

     Но на самом деле давая депрессивному задание больше двигаться, действительно, ли "медали" гарантированно перевернуться обратной стороной, т.е. активность клиента приведет к актуализации страхов?

Или задание - составлять программу дел на каждый день, приведет к актуализации страхов?

    Если человек приходит в откровенно подавленном депрессивном состоянии и говорит о том, что у него нет страхов, приходится начинать работать с депрессией. Иначе, клиент просто не позволит актуализировать свои страхи их-за того, что активность его существенно снижена, и попросту он ничего не хочет делать и не будет делать. Его приход к терапевту обусловлен надеждой на «волшебную» таблетку, которая избавит его от депрессии.

     Здесь необходим анализ жизненного сценария и, в определенных случаях, применение трансовых техник для того, чтобы человек начал вспоминать свои страхи вытесненные и подавленные.

   Итак, общий вывод для клиентов с трвожно-депрессивными проявлениями:

1) всегда начинайте в первую очередь работать со страхами;

2)если стратегия помощи терапевта начинается с  преодоления депрессивного состояния, то эта стратегия неизбежно должна приводить к актуализации страхов. При этом будет сохраняться некоторый барьер  -труднопреодолимый уровень депрессии, который компенсирует страхи. Фактически эта работа отучения клиента от страхов, чтобы он перестал надумывать иррациональные страхи и затем их бояться.

       Последовавшая помощь в освобождении от актуализированных страхов, позволяет поднять ось «страх-депрессия» выше «плинтуса» в зону функциональных эмоций и проявлений и оказать эффективную помощь клиенту в решение его проблемы.


 

   Выстраивание эффективной стратегии помощи клиенту в преодолении депрессии приводит к быстрому получению результата, который позволяет вернуть жизненную энергию и радость жизни!

 Обращайтесь за помощью с тревожно-депрессивными проблемами, не откладывайте в долгий ящик. Мой опыт работы с этими проблемами в КПТ свыше десяти лет!

От автора:  В этом цикле статей, мне хотелось бы поговорить с вами о такой важной и злободневной теме, как наркомания, и что может сделать каждый родитель, чтобы уберечь своих детей от наркомании. Встречайте первую статью публикации, за которой последует продолжение.

       К сожалению, родители наркоманов  обращаются за помощью к специалистам, когда уже все случилось. Когда уже дети стали употреблять психоактивные наркотические вещества и это стало уже очевидным фактом.

Как уберечь детей от наркомании

    Последствие употребления наркотиков, они очевидны, и не будем останавливаться на этом. Важнее понять другое, если это случилось – это уже большая проблема, которая решается трудно.

     Почему трудно?

     Дело в том, что для того, чтобы ваш сын или дочь смогли освободиться от  наркотической зависимости, вам нужно будет сделать то, что вы не сделали  на протяжение всей жизни ребенка. Только теперь в ускоренном режиме.  И для этого вам придется расстаться со многими своими неверными предубеждениями. Например, на счет того, что у нас в семье никто никогда не употреблял наркотики и этого достаточно, чтобы ребенок не стал наркоманом.

     Или другая деструктивная установка- я же не употребляю наркотики, у меня нет проблемы - проблема у моего сына(дочери) и его нужно спасать, он(она) сам(а) не справятся.

    Даже, если вы ни один раз прочитали ребенку лекцию о вреде наркотиков и убедились, что он  знает, что их употреблять нельзя, и что наркотики это плохо, ваш ребенок оказывается в зоне риска.

      «Взламывается» подобная родительская установка в одно касание более опытным подростком, вовлеченным в употребление наркотиков.

    Как это происходит?

     При встрече с вашим ребенком, опытный подросток  предлагает вашему ребенку попробовать наркотик. На что ваш ребенок ему отвечает – нет, я не буду пробовать. И дальше обычно происходит такой диалог:

-Почему?- спрашивает опытный подросток.

-Потому, что наркотик – это плохо.

-А ты пробовал – спрашивает опытный подросток?

-Нет.

-Так ты попробуй, прежде чем говорить, что это плохо и тогда узнаешь, на самом деле хорошо это или плохо. Как можно говорить о том, чего ни разу не попробовал. Попробуй. Не понравится, не будешь.

Пробуй!

    Это не единственный способ воздействия для втягивания в наркоманию.

И чтобы этого не произошло, вам предстоит кое-что сделать.

Антинаркотическое воспитание в семье нужно начинать с того момента, когда,  вы приняли решение иметь ребенка.

     Тогда все оказывается в руках родителей. Я не ошибся, именно, все. Вы в состоянии в процессе воспитания ребенка добиться того, чтобы ваш ребенок гарантированно не был втянут в наркоманию.

Давайте вместе решать проблему. Нас же никто, нигде этому не учил.

     Какие действия необходимы родителям, для того чтобы их ребенок вырос личностью, которая сможет противостоять негативному наркотическому вовлечению со стороны социума?  

     Роль родителей в этом процессе велика. Наркоманами и алкоголиками, ровно, как и прирожденными курильщиками никто не рождается. Алкоголизм, наркомания, табакокурение по наследству не передаются. Нет такого гена у человека, который способен унаследовать это зло.

      Возможно, вы заметили, что наряду с употреблением термина «наркотики» появились термины «алкоголь»  и «табакокурение». Это не случайность. Алкоголь – наркотический яд протоплазматического действия. Никотин – действующее вещество, содержащееся в табачном дыме, – алкалоид – наркотический яд растительного происхождения, предназначен природой для защиты растений от их поедания насекомыми и животными.

       Многочисленные опросы людей  с наркотической зависимостью показали, что 95% наркоманов, начинали свой путь в наркоманию с «честных сигарет».  Сигареты таким образом – это мост в наркоманию. Не все курящие люди становятся наркоманами(даже, если исказить реальность и  не считать табакокурение наркотической зависимостью), но если, ваш ребенок не начнет курить с вероятность 95% от не станет героиновым, кокаиновым, дезоморфиновым, мефедроновым,  или аптечным наркоманом.

Поэтому в дальнейших публикациях под термином «наркотики» будем понимать все это зелье.

Итак, начнем?

    С чего начинается путь наших детей в наркоманию?

     С истинного отношения  родителей,  к наркотическим средствам и их употреблению.

Что это такое - истинное отношение к наркотикам и как оно проявляет себя, на уровне поведения родителей, поговорим в следующей публикации.